ШКОЛА

Mar 18, 2014 09:16


Знаете, где-то давно прочла, что все наши мысли уже облекли в слова, читай, мол, и познаешь истину. Когда нам кажется, что мы стоим у истоков, что мы гениально-оригинальны, то, наверное, стоит усомниться: а может я просто плохо информирован и все это уже в том или ином проявлении было…
Так вот, люди приезжают в новые места, начинают новое дело, трудятся, встречаются-женятся, рождаются дети, отстраивается инфраструктура, появляются сады, школы, клубы, больницы…далее развитие деревни постепенно останавливается, потом прилавки начинают ломиться от заграничного дешевого в ярких обертках. Работать на земле тяжело. Многие тянутся в город, но все же пока еще остается костяк работяг в деревне. Продолжают рождаться дети, пусть не в каждом доме, но 5-6 первоклассников набирается каждый год.
А теперь представим, что детского сада нет. Не смертельно, правда? Ребенок растет и вот уже назрела потребность в школе. Ближайшая школа в 10 км. Все еще терпимо, правда? Но в мозгу засела мысль: копить-набирать, продать дом и переехать ближе к школе, потому что какой уж тут труд, если знаешь, что ребенок по морозу (грязи, жаре, в половодье - каждому сезону свой вариант) добирается грызть гранит науки. Но мысль пока такая несмелая, робкая я б сказала, потому что все держит на месте: работа, хозяйство, общее дело, соседи, коллектив.
А вот теперь следующий удар: школу расформировали как нерентабельную, но вы не волнуйтесь дети не останутся без образования - будет автобус и будут возить за 40 км. Неделя прошла нормально, дети привыкли к новым стенам, учителям, одноклассникам. Автобус сломался, но не беда: пропустим школу - потом наверстаем. Думаю не сложно представить каков график простоев ПАЗика, помнящего нынешних родителей детьми. И вот уже полетели из села первые ласточки - переселенцы «поближе» к цивилизации. И мысль в мозгу растет, крепчает - бежать-уезжать. Уже все чаще за семейным ужином обсуждаются планы побега. Пустеют соседние дома…они не просто стоят пустые, они потенциально опасны. Знаете, как стервятники прилетают на поле боя, на запах крови, так и падальщики из числа людей интуитивно чуют опустение: срывают крыши - сдать на металл, выносят остатки утвари - цвет мет, уносят годные пиломатериалы. И вот некогда красивая деревенская улочка становится мемориалом - мемориалом безысходности и опустения.
Если раньше мысль бежать зрела в мозгу, то сейчас она бьет молотом по вискам. Жена кричит мужу, что только такие неудачники как они, остались в заброшенной деревне. Муж начинает пенять жене, что лучше б в свое время работать, а не детей рожать. Оба сходятся в мысли, что всеми силами выучить детей и в город для лучшей жизни.
Вы задумывались над тем, кто сейчас «скучает» по земле и по деревне? Люди, не моложе 30, потому что они помнят деревню сильной, богатой, работящей. Нынешняя деревенская молодежь настолько наелась безысходности большой ложкой, что ничего заманчивого в родных полях не видит.
Казалось бы причем здесь школа? А вот нет жизни там, где нет детей. Хотя возможны дети и без школ, впрочем, и это мы по истории проходили. Потерять инфраструктуру, затем потерять грамотность, далее приобрести сословия в обществе.
Все придумано до нас, время идет по спирали. Надеюсь, что, пожив в эпоху гибели российской деревни, доведется пожить и в эру рассвета. И опять же история заботливо подсказывает методы массового загона людей в деревни, но надеюсь, мы, перечитав то, что записано до нас, будем «строить» деревню по-другому. Как?
На фотографиях заброшенная школа неподалеку от фермы, уже не было 2 выпусков, уже 2 года не звенит звонок, не слышны детские голоса. Директор школы ушла на пенсию, я с ней не знакома, но как-то мне тепло от ее отчества - Ниловна. Наверное, здорово было бежать, поднимая пыль, по деревенским улочкам. Остановиться, чтобы пропустить стадо коров, которых гонят на пастбище, понимать, что опаздываешь и у дверей школы получишь выговор от строгой, но такой правильной Ниловны:)






кризис

Previous post Next post
Up