Несколько более мягкой в суждениях и по общей тональности является статья Михаила Палидовича-«А.Карпатского» относительно этой проблемы за 1944 год. Принимая во внимание геополитические последствия украинско-польской вражды - расширение московского княжества и впоследствии - России на востоке, консолидацию германского мира и с ней Пруссии на западе, автор отмечает, что это привело к захвату и польских, и украинских, земель, а также к порабощению народов со стороны этих возросших европейских (мировых) гигантов [Карпатський А. До українсько-польських взаємин. - Літопис УПА, Т.24, С.271-276] - см. [
http://exlibris.org.ua/distrikt/r2-p3.html]. В этом смысле он считал ошибочным то, что Польша всегда рассматривала украинскую национально-освободительную борьбу как основную угрозу для своей государственности. Возможно, расклад политических сил в Средней и Восточной Европе на тот время был бы совсем иной, если бы в 1918 году Украина и Польша пришли к согласию. Но Михаил Палидович не стремился, как он сам высказывается ограничиться анализом типа: «Кто виноват?». Он понимает, что это общеизвестно: взаимными обвинениями украинско-польских отношений не оздоровишь.
Оздоровить их может искреннее двустороннее желание, твердая воля и государственный подход к делу. Необходимо отбросить подозрительный вывод истории - будто бы эти отношения невозможно исправить сверху. Необходимо посмотреть, какие препятствия стоят на пути их исправления, считает он. Религиозные и социальные разногласия, по его мнению, исчезли.
Что же остается? Это:
«1. Упрямое отрицание права украинского народа на собственное государство.
2. Попытка трактовать украинский народ как неспособный к собственной государственной жизни, поэтому Польша будто бы должна заботиться о нём или освободить его.
3. Трактование украинских земель как поприщ своей территориальной и политической экспансии.
4. Трактование украинской проблемы как собственного, чисто внутреннего, дела»
[Карпатський А. … С.273].
По мнению публициста, существование этих препятствий означает, что Польша и дальше осуществляет политику конфронтации относительно борьбы Украины за свою независимость. Поскольку украинцы не враждебны устремлениям поляков к собственному государству на своих землях, то в принципе мирная развязка напряженности между двумя народами возможна. Но только при условии признания польской стороной украинского независимого государства на украинских землях, и непосягательств Польши в будущем на эти земли [Карпатський А. … С.274].
Понимание между двумя народами является крайне необходимым и целесообразным с учётом угрозы со стороны врагов - империалистических Германии и Москвы. Автор предупреждает, что если бы в результате войны дошло бы до восстановления Украинского государства без одновременного восстановления независимой Польши или наоборот, то и в первом, и во втором случаях следует считать подобные государственные образования непрочными, а время их независимости крайне ограниченным. Без обоих этих государств невозможно также сотрудничество народов всей Восточной и Южной Европы [Карпатський А. … С.274]. К сожалению, Польша этого пока еще не осознает. Национальная вражда раздувается до небывалых размеров. Создаются польские вооружённые подразделения против украинцев. Формы такой борьбы недопустимы и, если бы это имело место с украинской стороны, то подлежало бы решительному осуждению [Карпатський А. … С.275]. Как известно, такая практика тоже далеко не всегда осуждалась и с украинской стороны, здесь автор или не знает обстоятельств, или хитрит.
Стратегические установки относительно польского фактора в украинском движении были выразительно очерчены еще на Второй конференции ОУН (самостийников-державников) в 1942 году. Политическое постановление конференции утверждало необходимость исправления польско-украинских отношений на платформе признания за обоими народам прав на самостоятельные государства, а также уважение и признание прав украинцев на западноукраинских землях [Політичні постанови Другої конференції ОУН. - Літопис УПА, Т.24, С.52]. Третий Чрезвычайный Сбор ОУН возлагает на польскую империалистическую верхушку ответственность за столкновение между двумя народами, потому что она в то же время помогает и немецкому, и московскому империализму истреблять украинский народ [Постанови Третього Надзвичайного збору ОУН. - Літопис УПА, Т.24, С.224-237].