не знаю многие ли из вас смотрели в новый год про "в снежном плену энные сутки на сахалине полсотни машин" и "сошла лавина на тепловоз, пропали 3 человека"
под катом рассказ очевидца, моего знакомого, который трое суток замерзал и голодал в холодной машине. обычный парень, надеявшийся на НГ приехать к родителям из нашего мегаполиса в свой город (расстояние в 200 км. по нормальной дороге, раз плюнуть)
по счастью, он не оказался в числе жертв. но мог бы.
Новогодний экстрим
Часть I. 31.12.2009
С утра на улице немного пуржило, но видно было, как ветер набирал обороты.
В город мы выехали часов в 10, к тому моменту уже начало прилично мести. Проехались по магазинам, уладили дела и выехали на север около 12.
В Стародубске заехали в магазин, купили булочек, сока и что-нибудь погрызть в дороге. Проезжая Долинск, обратили внимание, что там дорога была чистой - в этом плане работают там оперативно.
ПО дороге трижды думали повернуть назад, так как ветер уже был нешуточный, да и пару аварий мы повстречали, что также говорило об опасности на дороге. Но так и не повернули.
Во Взморье мело серьезно и видимость заметно ухудшилась, поэтому останавливаться не стали, поторопились поехать дальше.
После Тихой скорость снизилась вразы. Видимость не превышала 5 метров, а в отдельные моменты была просто нулевая. Из-за ветра едва не въехали в машину, за которой следовали (как выяснилось позже, они направлялись в Ноглики).
Уже начала образовываться колонна, народ ехал друг за другом, ориентируясь порой только по включенной аварийке, так как обычный свет фар уже просто не был виден в буре. Раза два заехали в сугроб, но выкарабкались. Какая-то семейка тоже застряла, их вытащить не сумели, поехали дальше, торопились.
Ехали на Теране с включенным полным приводом, и то еле справлялись. На дороге каша, снег липкий, дворники постоянно приходилось очищать - летние стояли, снег налипал и они мгновенно примерзали. При этом колонна как-никак шла и нельзя было ее упускать. Дорога сузилась до одной коллеи, а видимость совсем ухудшилась, поэтому лишний раз не останавливались, чтобы не упустить впередиидущего.
Но долго так не проехали, колонна встала - кто-то там застрял, и все простояли около получаса. Конечно, что-то пытались сделать, но в итоге ничего не вышло. Погода становилась все хуже, мело жутко.
Через полчаса с юга пришли грейдеры. Тройка расчистила коллею и пошла на север. Вся колонна двинулась за ними. Естественно все торопились и боялись упустить колонну, в итоге кто-то один застрял, и все остальные встали. А грейдеры и те, кто был сразу за ними (машины 2-3) проскочили. Остальные же (машин 30-35) застряли на 165 километре - 4 километра не доехали до Восточного. Попытки откопаться были тщетными, так как наметало с каждой секундой, и все, конечно, поняли, что попали. Либо грейдеры вернутся, либо мы все тут застрянем. Грейдеры не вернулись.
Я ехал с братом, и у него в машине дизтоплива было мало, поэтому пересели в машину знакомой другого брата, которого случайно встретили там же. Бензина было много, поэтому печку не выключали. Из съестного остались к тому времени только мандарины, спрайт и пара бутылок шампанского. Самой большой проблемой являлся туалет. На улицу выходить было не просто холодно, там сдувало на раз. Ветер был примерно 25-30 м/с. Из-за этого и холод. А так, мороза не было - температура без учета ветра колебалась на отметке 0 градусов.
Из соседней машины удалось достать бутылку водки и булку хлеба.
Радио в машине не работало, поэтому мы даже не были в курсе текущих новостей. Сотовой связи, конечно, тоже никакой не было, спутниковых телефонов, разумеется, не имелось.
Перед поездкой я смотрел погоду, 2 января уже должно утихнуть, но, конечно, никто из нас не думал о том, что мы тут задержимся долго. Мы все практически были уверены, что утром или максимум днем 1 января (то есть следующего дня) приедет помощь и нас вытащат. Поэтому бензин не экономили, печка была включена всю ночь, окошко предусмотрительно немного приоткрыли, чтобы, в случае чего, не задохнуться.
Пока наступал Новый Год, мы еще смеялись и шутили по поводу сложившегося положения, так как даже не надеялись, а были уверены, что на следующий день нас всех вытащат. Поэтому Новогоднюю ночь мы вчетвером и еще собака проспали в тепле относительно спокойно
Часть II. 01.01.2010
Кто как, но лично я провел ночь достаточно спокойно, просыпался редко, а так как в машине было
тепло, достаточно быстро засыпал. Часов в 7-8 утра были уже на ногах, если так можно выразиться.
Первая мысль - где грейдеры? При этом понимали, что снег мокрый и его много, поэтому грейдеры
просто не пройдут, нужны ротеры. Второй мыслью было - как выбраться из машины хотя бы ради того
же туалета. Нашу легковушку замело по полдвери, поэтому брат мой полез через окно и откопал двери
и радиатор.
Ветер при этом нисколько не утих, и даже кажется стало только хуже. Мы в туалет не выходили,
писали через открытую дверь и в пластиковую 5литровую бутылку из-под воды. Из-за этого немного
воняло мочой, но эту вонь перекрывал запах сигарет. Девушке пришлось туго, ей приходилось
вылазить из машины, при этом к каждому походу на улице готовились как к запуску космонавтов в
космос.
Между тем голод стал одолевать. Нашли пакетик с семечками, но не все спешили кушать, так как
понимали, кушать меньше не захочится, что еще хуже - захочется в туалет по-большому, что, конечно
же, не устраивало никого. Хотелось есть, вода была, но много не пили. Ждали, когда к нам придет
помощь - ожидали ее днем, но так никто и не приехал.
Вот тогда-то мы и начали экономить бензин. Уже ни в чем не были уверены. Когда за нами придут и
когда утихнет погода. Уже надеялись, что скорее ветер снизит обороты ко второму числу.
Время шло жутко медленно, минуты тянулись, как часы. Все размышляли над тем, когда же придет
помощь. Ведь не могли же они бросить 35 машин, то бишь это вполне возможно под сотню человек, так
как в некоторых сидело и по 5, и по 6. В конце концов, все родственники тех, кто тут стоял,
должны были поднять кипеш, и это нельзя было без внимания оставлять. С другой стороны мы
понимали, что ротеры двигаться будут очень медленно, даже если они будут. А в такую бурю их
движение еще больше замедляется. Но мы хотя бы рассчитывали на то, что нам будут подвозить еду и
топливо, чтобы мы тут не умерли с голода и холода.
Днем и ближе к вечеру уже потеряли всякую надежду на спасателей и ждали только завтрашнего дня,
так как рассчитывали, что к тому времени погода утихнет, станет полегче. Кстати, мы понимали, что до Восточного недалеко, но где точно, не знали. Гнев на наши власти постепенно начинал сменяться отчаянием. Прошли сутки, а уже чувствовалась паника, хоть и пытались как-то держаться.
Часов в 6-7 вечера сдох аккумулятор. Вот тогда действительно началась паника. Холодно, ветер не утихает, пытались завестись, ничего не вышло. Было ли тому виной то, что слушали магнитолу, или то, что слишком много экономили, думали не об этом - думали о том, что делать. Из-за экономии бензина в машине итак значительно упал градус, а тут вообще заглохли. Темно, ничерта не видно, даже фонарика не было, если не брать в рассчет тот, что был на зажигалке. Им то и пришлось пользоваться.
Старшие братья стали обсуждать, что делать. Было решено попробовать завестись от аккумулятора Терана. Оделись, экипировались и, вздохнув напоследок, вышли из машины. Идея провалилась, аккумулятор не завелся. Возможно потому, что на Теране он тоже уже подсел (как-никак он уже сутки не заводился). Делать нечего, пошли искать другую машину. Нашли микроавтобус. Ехали там мужик с мамой, к ним мы вчетвером плюс собака и пристроились. Машина больше, дизтопливо тоже экономили, было холодно, голодно, хотелось в туалет, но после перебежки выходить на улицу желания никакого не было. Все мокрые, мы пытались хоть как-то согреться. Естественно ни пледов ни одеял никаких не было. Вещей дополнительных тоже не было, поэтому сидели мокрые и ждали, когда обсохнем.
К тому времени очень часто вспоминали своих родных. А также брат вспоминал, сколько еды он в Южном оставил. Собрал такой нехилый паек и забыл забрать. Часто вспоминал о жене и сыне. В общем, ситуация нешуточная складывалась, и уснули мы в неизвестности, тревоге, холоде и голоде. Оставалась только одна надежда - на завтрашний день, что погода утихнет и можно будет как-нибудь, пешком добраться до Восточного.
Часть III. 02.01.2010
Это была длинная ночь. Просыпались очень часто и спали мало. Если верхняя часть тела еще хоть как-то согревалась при помощи курток, то ноги мерзли и даже включающаяся время от времени печка не спасала. Приходилось скрючиваться и лежать калачиком. Собаку прижимали к себе, под куртку пихали, чтобы хоть немного согреться.
Играло радиомаяк и каждые полчаса в новостях говорили про снежную лавину, которая сбила поезд и про троих пропавших и про их поиски. О нас никакой информации не было. Как выяснилось позже, думали сначала, что лавина дошла до дороги и поэтому мы остановились и машины в снежном плену оказались. Но на самом деле лавина до дороги не дошла, железка была далеко - мы встали только из-за непогоды.
Ночью отчаянно пытались спать, у кого-то получалось, но ненадолго. Я почти не спал. Видел, как девушку трясет от холода (сапожки и носки у нее мокрые были), поэтом прижалась она к женщине, чтобы хоть немного согреться. Да меня и самого трясло жутко, чувствовал, как холод ноги до костей опутал. Брат заметил, обнял мои ноги, я - его, это помогло немного согреться. С трудом дождались рассвета. Часов в 5 утра мы уже не спали - не могли спать. Народ стал выходить в туалет. Погода немного поутихла. Уже не было бури, был ветер, но значительно ослабший. Это внушало надежду, что сегодняшняя ночь будет последней в дороге.
Все утро заняться было нечем, к голоду немного попривыкли. Просто тупо ждали и слушали радио. Ни карт, ни шахмат, ничего не было. Также и сил оставалось мало, но за счет того, что на улицу не выходили практически, не были так прямо сильно измождены.
Днем уже начало снова мести и надежды на хорошую погоду снова таяли. Однако к тому времени случилось то, что все так ждали - приехала помощь. Стрелков и еще несколько человек на буранах приехали с Восточного разведать ситуацию. Мы написали, что нужно, и они поехали доставать провиант. Еще через некоторое время (к сожалению, на тот момент чувство времени совсем потерялось), они снова приехали - привезли еды - пирожков, хлеба, колбасы, консервов, водки, печенья, воды. Но главное - они привезли дизтопливо. Не знаю, по какой там цене продавалось, но это было не важно - деньги были у всех. Было уже не так страшно.
К тому времени ветер снова поднялся, не такой сильный, как вчера или позавчера - он слабел, но тем не менее достаточно серьезный. К тому времени брат уже подумывал идти до Восточного пешком, но буря стихала слишком медленно. Мы уже были с провиантом и с топливом, нам было легче.
А вот тем, кто был на бензиновых двигателях, так не повезло. В Восточном бензина не было и достать его не смогли, поэтому часть машин осталась без топлива. Вспомнили о хаммере, который мы заметили еще в дороге. Стрелков и другие забрали несколько человек, девушка наша уехала, на санях увезли детей. Еще пару ходок они потом делали, сообщали, что пробиваются к нам ротеры с юга и с севера.
Брат мой уже больше ждать не мог. Немного поутихло, и он отправился пешком до Восточки (4 км). Как выяснилось позже - дошел благополучно и засел в ближайшей шашлычке. Там же с ним связались по телефону родственники.
Остальные же остались ждать помощи. Уже вечером - когда стемнело - народ понемногу стал выходить из машин, так как ветер совсем ослаб. Кто-то запускал фейерверки, остальные же откапывали машины.
Уже понимали, что погода, наконец, успокоилась. И нас вытащат отсюда - это дело времени. Провиант был, топливо тоже (у тех, кто на дизтопливе сидел). Уже мечтали о том, когда же наконец сможем принять горячую ванну и выпить чашечку горячего кофе.
Часть IV. 03.01.2010
Ночь я почти не спал. Поэтому тянулась она долго. Но было не так холодно и голодно, как в предыдущую, поэтому мы все как-то поуспокоились. К тому же мы знали - помощь едет.
К утру, примерно часов в 6-7, настало запоздавшее новогоднее чудо - пришли ротеры. С севера они расчистили дорогу. Действительно, сложно было поверить, что они тут. Но радости особой не было - была только усталость. Хотелось поскорее увидеть родителей. Мы с братом, пересев обратно на Теранчик, двинули домой. На удивление двигатель завелся нормально, оставалось только откопать машину.
По приезду домой я узнал, что слухов там напустили уже немеренно, что там трупов огромное число. Конечно, смерти были, но не в таким массовых количествах. Очень сильно повезло, что температура была минус 2, ноль градусов. Если были бы еще и морозы, погибло бы гораздо больше человек.
Как стало потом известно, ротеры везли детали в Вахрушевск - на ГРЭС. Если бы их не было, они бы и не расчистили дорогу до нас, и нам бы пришлось стоять еще пару дней. Самое удивительное - техника была, и она могла быть использована - еще первого и второго, да и 31-го по большому счету, но в бурю запускать ее не стали - ждали, пока погода успокоится.
Распоряжение в Новый Год было о том, что люди в снежном плену оказались, но ДРСУ по телефону сообщали, что у них нет людей - их всех отпустили на праздники домой.
Вот так нас встретил год Тигра - кстати, мой год. Действительно, незабываемый праздник. Позже нам сообщили, что всего машин зстряло 56 или около того (это с учетом тех, кто ехал и на север, и на юг). Были жертвы, но видимо чрезвычайной эту ситуацию не посчитали, раз оперативно не отреагировали.
Но как мне кажется виноваты и мы, что поехали, и ГАИ, что посты не поставили, и грейдеры первые, что быстро уехали, бросив колонну, и МЧС, что отреагировали спустя сутки-двое, и ДРСУ, у которых не было работников, чтобы запустить технику. Я просто описал как было, и не берусь никого судить. Пусть судят те, кто в силах что-то сделать, как-то повлиять, чтобы в будущем такого не случилось.
Будьте осторожны, господа. Будьте оперативны, власти и соответствующие службы по чрезвычайным ситуациям. (с) Genickus
это чтоб иметь представление о том, СКОЛЬКО снего выпало за 2 суток. на фотке он уже осел, но был вровень с крышей поезда.
а это условно федеральная трасса, по которой были пущены все те легковушки, засевшие под снегом единственное связующее звено на Сахалине (на длинном вытянутом с севера на юг острове на востоке нашей страны)
фото многокилометровых пробок - жителей мегаполиса не удивить. за исключением того, что вокруг целина, горы, море.