Маме как-то пытался доказать, что современный город, даже если исключить бытовуху типа маньяков, идиотов за рулём и прочего, в случае грамотно проведенных диверсионных работ - крайне опасное для проживания место. Аргументов тогда не хватило. А вот, нарылась крайне познавательная в этом плане статья. Вообще автора рекомендую. Много всего интересного по технике, технологиям и урбанистике.
Оригинал взят у
alex_avr2 в
Про систему ГОВ последнее время все чаще и чаще встречаются комментарии про систему ГО.
Все они сводятся к тому, что система ГО нафиг не нужна, мол зачем тратить деньги на нее, если мы уже "ни с кем не воюем". Мол все это наследие поганого совка. Давайте ка вместо ГО деньги тратить на "более полезные вещи". Чаще всего нападкам подвергаются бомбоубежища, метро, ДЭС, вагоны, дороги и т.п.
Некоторые уникумы вообще
заявляют, что метеорит, якобы в "100 раз мощнее атомной бомбы", над Челябинском бахнул и ничего особого и не случилось, а значит нам и атомная война не страшна.
Сюда же отнесу и тех, кто говорит про убогость и ненужность военной техники. Мол хрень эта ваша военная техника, совковое убожество, ей до моего айфона как до луны.
Люди уверены, что если сегодня они отлично живут и никаких проблем не испытывают, то так будет всегда. Но нет, не всегда так будет и не всегда так было. Можно бесконечно спорить на этот счет, но зачем, если есть отличные примеры. Причем далеко ходить то и не надо. Апокалипсис уже отрепетирован.
Давайте посмотрим на совсем недавние события в Москве.
Ниже следует текст заимствованный из Википедии, почищенный от излишних подробностей. Пожалуйста прочитайте до конца, скучно не будет.
23 мая вечером на подстанции «Чагино» возникло небольшое возгорание в одном из шести трансформаторов, расположенном в одноэтажном кирпичном здании. После отключения напряжения возгорание было ликвидировано применением углекислотной пены. Питание потребителей было переключено на пять оставшихся трансформаторов.
24 мая вечером, в начале десятого, здесь же произошло возгорание уже четырёх трансформаторов. Единственный оставшийся в работоспособном состоянии трансформатор не мог обеспечить электроэнергией всех подключённых потребителей Юго-Восточного округа Москвы. Была отключена подстанция на 220 кВ, поэтому примерно в 22 часа по московскому времени самый крупный из потребителей - Московский нефтеперерабатывающий завод в районе Капотни пришлось отключить.
Отключение электроснабжения МНПЗ не могло продолжаться слишком долго, поскольку оно могло привести к катастрофе в результате остановки насосов, откачивающих газ, образующийся в ходе непрерывного технологического процесса нефтеперегонки, и подающих к установкам технологическую воду для их охлаждения. В связи с этим через несколько часов после второй аварии на «Чагино» подача электроэнергии на МНПЗ была возобновлена - от ТЭЦ-22 в Дзержинском и с подстанции «Чагино». Поданное напряжение позволило частично восстановить охлаждение и перевести основные нефтеперегонные установки в режим рециркуляции. Удалось сбросить возросшее давление газа, который пришлось выбросить в атмосферу и сжечь, при этом всю ночь пламя из трубы НПЗ поднималось вверх на сотню метров.
Аварии на НПЗ удалось избежать, но примерно в 05:30 25 мая, не выдержав нагрузки, разрушился последний трансформатор подстанции «Чагино». Вся подстанция окончательно встала, что привело к сбоям в работе московского энергокольца и во всей объединённой с ним энергосистеме европейской части России.
Утром 25 мая аварийно отключилась подстанция «Очаково», в результате чего были отключены 4 крупные высоковольтные линии на 220 кВ. В Южной части Москвы в результате этих отключений в сети напряжение упало до 90 кВ (вместо 110 кВ), и была потеряна генерация на ГЭС № 1, на семи(!) ТЭЦ и ГРЭС-4.
В 10:10, с наступлением пика утреннего потребления, отключились ещё четыре из семи крупнейших московских подстанций. Отключились также пять московских электростанций и ещё 15 питающих центров. Энергетическая авария перешла в стадию «цепной реакции», оставив без энергоснабжения Подмосковье, Тульскую, Калужскую и Рязанскую области - были отключены Алексинская ТЭЦ, Новомосковская ГРЭС, Ефремовская ТЭЦ, Щёкинская ГРЭС. В Московской области без электричества остались 34 района. Полностью обесточена была и Тула - здесь до вечера не ездил транспорт, не работала связь.
На резервные источники электропитания переводились здания Совета Федерации и Генерального штаба, службы центрального командного пункта и узла связи космических войск, штаба дальней авиации и штаба тыла вооружённых сил, Главного штаба ракетных войск стратегического назначения, Главного центра испытания и управления космических войск, Западного командного пункта системы предупреждения о ракетном нападении космических войск.
Большая часть российского сегмента Интернета испытывала серьёзные проблемы. Резко упала скорость доступа к российским интернет-ресурсам. Количество пользователей Интернета снизилось на 20 %, а число просмотренных страниц - на 40 %. Из-за аварии отключился основной российский узел обмена интернет-трафиком М9.
Все крупные операторы мобильной связи признали сбои со связью в результате обесточивания базовых станций в Москве и Московском регионе и перевода на резервные источники питания. Одновременно в сети наблюдались перегрузки из-за резко возросшего уровня использования мобильной связи. В течение дня ситуация постоянно ухудшалась. По предварительным оценкам, проблемы коснулись до 30 % абонентов Московского региона, то есть примерно 6 млн человек.
В течение дня не работали все предприятия, расположенные в промышленных зонах столицы - в частности, ЗИЛ, Московский подшипниковый завод. Московский НПЗ остановил производство и работал в режиме рециркуляции.
Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро. Движение частично отсутствовало линиях Московского метрополитена: Замоскворецкой от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая, Серпуховско-Тимирязевской от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского и Калужско-Рижской от ст. Битцевский парк до ст. Китай-город. Движение полностью отсутствовало на Люблинской и Каховской линиях и Бутовской линии лёгкого метро. Началась эвакуация 20 тыс. пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа.
Лишившись возможности пользоваться метро, люди хлынули на улицы, частично перекрыв проезжую часть в районе крупных станций. Из некоторых окраинных районов, несмотря на дополнительные автобусные маршруты, не было почти никакой возможности добраться до центра вплоть до семи-восьми часов вечера. Аналогичные трудности испытывали жители «спальных районов» и Подмосковья, пытавшиеся вернуться домой с работы.
Проблемы с наземными перевозками были в первую очередь вызваны тем, что каждый восьмой светофор был отключён. Оказались обесточены троллейбусы и трамваи, осложнившие движение из «спальных районов» юго-востока, юга и юго-запада к центру столицы. При этом, несмотря на многочисленные пробки, удалось не допустить полной остановки движения. Был перекрыт доступ большегрузного транспорта в город в районе большого и малого бетонных колец на территории Московской области.
Возникли проблемы у авиапассажиров, главным образом у тех, кто должен был лететь из аэропорта Домодедово и планировал добираться до аэропорта через терминал на Павелецком вокзале. Движение электропоездов в южных направлениях было остановлено. По некоторым данным, от 500 до 2000 пассажиров опоздали на свои рейсы. В то же время, по сообщениям, все системы основных московских аэропортов функционировали бесперебойно благодаря запасным источникам тока.
На железных дорогах Московского региона наблюдались массовые сбои. Встали Павелецкий, Курский и частично Белорусский вокзалы. На момент аварии на различных участках Московской железной дороги в движении находилось до 40 пассажирских поездов, 700 пригородных электропоездов и 125 грузовых поездов. Остановившиеся электропоезда пришлось растаскивать по станциям тепловозами, для чего был мобилизован весь тепловозный парк Московского узла и близлежащих железных дорог (Горьковской, Северной, Октябрьской). При этом занимались только пассажирскими составами, а грузовые пришлось на время бросить. Это привело к серьёзным задержкам отправления поездов. На тепловозную тягу были переведены Горьковское, Павелецкое и Рижское направления Московской железной дороги.
Чрезвычайная ситуация возникла во многих медицинских учреждениях города, однако жертв удалось избежать. Выяснилось, что лишь немногие объекты здравоохранения располагают резервными источниками электроэнергии. Большую помощь оказали Вооружённые Силы, своевременно предоставив некоторым больницам армейские передвижные дизельные электростанции. Впрочем, многие из этих электростанций не смогли добраться до больниц из-за сложной дорожной обстановки.
Из-за перебоев с энергоснабжением была остановлена работа Западной водопроводной станции, которая обслуживает четверть населения Москвы. Без воды какое-то время оставались районы на юге и юго-западе Москвы (Коньково, Орехово-Борисово).
В течение нескольких часов электроэнергия не подавалась на Люберецкую, Курьяновскую и Южно-Бутовскую станции аэрации, обслуживающие канализацию всего города. В Москву-реку сбрасывались неочищенные сточные воды. Была приостановлена работа каждой третьей из канализационных насосных станций города. Гидравлический удар в системе канализации привёл к прорыву сточных вод в районе Волгоградского проспекта и затоплению трассы на протяжении нескольких сот метров.
В московских лифтах оказались запертыми больше тысячи человек.
На заводе «Оргсинтез» в Новомосковске из-за отключения электроэнергии произведен контролируемый сброс оксида азота . Облако площадью 900 квадратных метров поднялось на довольно большую высоту, но было сразу же осаждено.
По словам Виктора Кудрявого, бывшего главного инженера «Мосэнерго» и бывшего заместителя министра энергетики РФ, в случае зимнего отключения город ожидала бы «Крупнейшая техногенная катастрофа. Устойчивость системы отопления такова, что за 18 часов, кровь из носа, ток надо дать. Иначе в трубах начнутся гидроудары, и разрушения системы отопления станут необратимыми».
--- конец цитаты ---
Итак, давайте резюмируем. Все началось с одного трансформатора. А в итоге:
-на нефтеперерабатывающем заводе сжигают газ факелом высотой 100 метров, создается серьезная угроза катастрофы;
-на железных дорогах встали сотни поездов с пассажирами
-встала половина метро, людей выводят по тоннелям;
-многие светофоры не работают, образуются огромные пробки, большегрузный транспорт останавливают еще на подъездах;
-трамваи и троллейбусы стоят, еще усугубляя дорожную ситуацию;
-во многие районы невозможно добраться, метро не ходит, на дорогах пробки, только пешком;
-водопровод в части города не работает;
-канализационные насосные станции не работают, в Москва-реку сливают миллионы литров фекальных вод, из-за аварии затопляет фекалиями крупное шоссе;
-встает все производство, нарушены технологические циклы;
-связь работает с перебоями, в том числе интернет;
-миллионы людей испытывают трудности с перемещением;
-в больницах возникает угроза жизни многим людям.
Неплохо так, да? Вам не кажется, что тот мир в котором мы живем, немножко более хрупкий чем может показаться на первый взгляд.
А теперь представьте, что произойдет, если скажем разбомбить штук пять (их всего восемь) узловых подстанций московского энергокольца? И еще заодно пару водопроводных станций. Зимой.
Накрывается вся связь, абсолютно весь транспорт. Встают ТЭЦ, дома быстро замерзают, теплотрассы на холоде лопаются по всему городу. Город затапливается фекалиями, но чистой воды нет. Происходит взрыв на нефтеперерабатывающем заводе, сброс опасных веществ на других заводах. Миллионы людей в панике, не понимающие что им делать, куда бежать, как спасаться. Да дорисуйте уж сами картину. Даже никакой атомной войны не надо чтобы устроить катастрофу в мегаполисе.
На фоне всего этого система ГО и более-менее автономные военные кажутся спасением. В то время как в блестящих небоскребах и офисных центрах будет дикий холод, не будет воды, не будет работать канализация и электричество, а в атмосфере будет какая-нибудь ядовитая гадость, в метро будет комфортная температура, свет, артезианская вода, работающие сортиры и чистый воздух. А военные будут единственными, кто в этом хаосе сможет хоть как-то передвигаться, обеспечивать свои нужды и помогать другим.
Но только будет это все, если содержать в порядке систему ГО, сейчас. А если говорить еще ближе к реальности - восстанавливать эту систему...
Сумбурно написал, но все основные мысли высказал.