Август на исходе, 就学 不審を抱く: Лик-Бес # 74.342

Aug 20, 2009 18:24

Вопрос / Ответ первый:



С какой стати мы обращаемся ко всяким встречным-поперечным в ризоматической электронно-коммуникативной сети, а также к более-менее известным нам на «вы» с прописной буквы?
Так вот, мы, русские японисты сербского происхождения, полагаем, что написание с заглавной «Вы» - не согласуется с исконной, традиционной русской орфографией и синтаксисом; всякий, кто пишет «вы» с заглавной - пишет не по-русски. Но наш дружественный, впрочем, как и враждебный нам «лично», и всему русскому (сейчас всех перебаним, кто во враждебном) - пишет на литературном, хотя и не всегда, русском языке, говорит и думает в большинстве ситуаций по-русски, стало быть, противоестественно обращаться к ним и каждому из них с заглавной, заведомо сообщая регламент, привилегию и пафос дистанции.

Источник первый, популярный и современный:

С XVI века под влиянием модного польского этикета дошло до нас вы. Боярин-изменник Андрей Курбский был одним из первых, кто употреблял эту форму; надолго и осталась она как форма аристократическая. Тому содействовало также влияние современных европейских языков на русское общество в XVIII веке. Не случайно галантная речь столичных щеголей того века ввела в широкий оборот безликое вы; в литературе впервые переводчик и поэт В. Тредиаковский употребил «нежное Вы за важное Ты». Важное - величавое и возвышенное, так понимали это слово тогда.

У некоторых тут же возникнет вопрос, не являемся ли мы в таком случае предателями русской словесности и русского этноса, но не тут-то было: мы полагаем, что в каждом из наших собеседников, к которым мы право имеем обращаться на «вы», кроется сразу несколько сущностей, субличностей и модусов (вид, тип и пр., что следует считать численностью, количественными категориями). Употребление местоимения второго лица в единственном числе сопряжено с тем, что мы достаточно хорошо знаем, в каком модусе и конфигурации коммуникации выступает существо, и обращаемся на «ты» в перспективе конституирования консистентной модели коммуникации (кажется, мы опять злоупотребили канцеляритом).
Далее следует цитация:
Употребление вы по отношению к одному лицу высокого положения (господину, князю) встречается уже в памятниках русской письменности XI-XVI веков, что связано с влиянием византийской речевой традиции. Однако распространение в качестве вежливого, почтительного обращения вы (Вы) получило в Петровскую эпоху и особенно - в послепетровскую эпоху под влиянием западноевропейского, в частности немецкого и французского, речевого этикета. Цитата из Фонвизина, «Недоросль»:
[Стародум:] Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы, тогда не знали еще заражать людей столько, чтобы всякий считал себя за многих.
В XIX веке обращение на Вы стало нормативным в светской речевой учтивости, прежде всего по отношению к лицам привилегированных сословий. Столыпин писал, что первым императором, обращавшимся к окружающим на Вы, стал Александр III.

А. Г. Балакай, Словарь русского речевого этикета

А яз, холоп твой, не у браги увечья добыл ни с печи убился, да в чом бог да ты, государь, поставишь. А величество, государь, што мне памятоват? - Не твоя б государскоя милость, и яз бы што за человек? Ты, государь, аки бог - и мала и велика чинишь.

Письмо думного дворянина Василия Грязного царю Ивану Грозному из Крымского плена

Въ лѣто 6451, 6452, 6453 2. Въ то же лѣто рекоша дружина ко Игореви: «отроцы Свиналжи издобилися оружиемъ и порты, а мы нази, да поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы». И послуша ихъ Игорь, иде в дани, и насиляше имъ мужи его; и возмя дань, поиде въ свои градъ.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Извлечения из воронцовского списка.

Аргумент в пользу употребления «вы» с заглавной буквы может быть условно оправдан двумя аспектами:
Первый - неведение. С этим всё и так понятно.
Второй: то, что «В», в недавнем (сравнительно) - «вéде» (вѣдѣ) или «вéди» (вѣди), - похожа на, э-э… скажем так, женскую грудь. Некоторые считают, что чем упомянутый нюанс органики больше объёмом, тем лучше. Ну, что же, мы нисколько не оспариваем их мнения, но наших грамматических и синтаксических воззрений не изменим.
Dixit.



BTW: Для обращения к нам можно использовать следующие символы:
君達 [кимитати] - “вы”
尊公 [сон'ко:] - “вы”, “ваш [отец]”
貴下 [кика] - эпист. “вы”; 貴下の - “ваш”
貴方 [кихо:] - эпист. “вы”; “с вашей стороны”
貴殿 [кидэн'] - эпист. “вы”

Второй вопрос / ответ: почему Цитадель - Нефритовая, а не рубиновая или изумрудная, например?

Потому что:

Благотворная магия золота и нефрита применяется и вне биологической жизни. Золото, не подверженный порче, совершенный металл, и нефрит, "пища духов", употребляются для консервации трупов, передавая им свою эмблематическую силу, сохраняя нетронутыми, неизменными - подобно Принципу, который они представляют. "Если вложить золото и нефрит в девять отверстий на трупе, он избежит тлена", - говорит Баопу-цзы. А в трактате "Тао Хун-цзин"[* - примечания по гиперссылке] (V в.) имеется следующее уточнение: "Когда при вскрытии древней могилы увидите, что труп лежит как живой, знайте, что внутри его и снаружи находится изрядное количество золота и нефрита. По обычаям эпохи династии Хань, сановников и наследных принцев хоронили в одеждах, украшенных жемчугами, и при них клали нефритовые ларцы, дабы уберечь тело от разложения" .

Нефрит являет собой средоточие элемента ян и борьбы с распадом (с функцией элемента инь, чья динамика требует вечного превращения, вечного перегорания, норовя свести все в прах, подчинить Земле). Элемент инъ - женский элемент - в миг смерти стремится всколыхнуть все, что есть жидкого в человеческом теле, все, что может служить орудием разложения. Этому разлагающему действию нефрит противопоставляет всю благодатную мощь ян. Нефрит принимали внутрь еще во времена династии Чжоу. А в позднем даосизме проводится мысль, что нефрит - пища духов и что он обеспечивает бессмертие.

Все эти символы и эмблемы не стоят особняком в социальной и духовной жизни Китая, но переплетены с ней. Нефрит играет существенную роль в древнекитайском обществе, формулирует его символику, питает его психологию. Не одной лишь причастностью к элементу ян и к достижению "бессмертия" исчерпывается применение нефрита. Нефритовые запястья и другие украшения, носимые или надеваемые в определенных обстоятельствах, сами по себе - своим цветом, формой, звуком, который они издают при ударе друг о друга, - выражают социальное положение тех, на ком надеты . Одновременно нефритовое украшение было и эмблемой духовного пути человека - не только ярлыком социального класса, официальной роли, которую он исполнял. Бань Гу пишет в книге "Бай ху тун": "Предметы, которые носят на поясе, указывают на помыслы человека и подтверждают его умения. Посему тот, кто культивирует нравственное поведение (дао, "путь" в понимании конфуцианства ), носит кольцо. Тот, кто закладывает в основу своего поведения разум и добродетель (дао дэ в понимании Лао-цзы), носит украшения кун.

Третий вопрос / ответ:

Да, дальневосточные расовые мультипликаторы наконец-то свалились в постмодерн, - казалось бы, давно состоявшееся событие и общеизвестный факт. Тем не менее, ранее известные нам сериалы конструировались сценарием по универсальной методе «от традиции к современности», от нарратива Предания и модерновой интерпретации, чего,
собственно, в Maria†Holic / Maria†Horikku / まりあ†ほりっく нет вообще. По сути, это двенадцать серий беспрестанного «стёба» над контртрадицией, не в серьёз, но с хитрым планом™ доставить:
Осмеянию подвергается - мораль [читаем - протестантизм и его миссионерские амбиции]; дисциплинарный диспозитив (в лице алчной нэкоматы - см. иллюстрацию), гендерные «выкрутасы» - транссексуальность и латентный гомосексуализм; в последних двух сериях - сам дискурс ПоМо, с многочисленным ссылками и аллюзиями ни к чему и не к месту.
Описывать всё это в подробностях не то, что сил-никаких-нет, это попросту невозможно. В студии Shaft, Inc. [有限会社シャフト, Yūgengaisha Shafuto] взяли по щепотке Ролана Барта, Мишеля Фуко[лта], Франсуа Лиотара, Жака Дерриду и слепили из того что было сериал, завершившийся, в общем-то «ничем»: никто никого не убил, не изнасиловал, не продал, не предал Государя и Отечество, не доучился и не стал христианином.

Вот.


Previous post Next post
Up