![](http://i.podrobnosti.ua/upload/news/2007/06/18/433205_3.jpg)
Как отмечают эксперты, блоги, личные дневники в интернете и другие социальные медиа повлекли за собой медиареволюцию, которую иногда сравнивают с изобретением печатного станка Гуттенбергом. Благодаря специальным программным средствам любой пользователь интернета без технических знаний может теперь создать веб-страницу и распространять информацию, какую он захочет.
Что же такое социальные медиа? Согласно эксперту Стиву Рубелю, социальные медиа - это онлайновые платформы и инструменты, которыми могут пользоваться люди для того, чтобы делиться мнениями, впечатлениями, профессиональными наблюдениями, опытом и планами. Теперь социальные медиа могут содержать тексты, рисунки и фотографии, звук и видео.
В начале 2000-х годов этот феномен начал интенсивно развиваться. Их преимущества как можно лучше иллюстрирует новый медиа-формат блогов: они оперативно реагируют и быстро распространяют новости день за днем, интенсифицируют обмен идеями, данными о новейших продуктах и инновациях; обращают внимание традиционных СМИ на темы, которые волнуют общество, указывают на ошибки и неточности в материалах СМИ.
Разновидностями социальных медиа кроме блогов являются также доски объявлений, подкасты (аудиоблоги), вики (энциклопедии коллективного редактирования), видеоблоги и другие.
Ежедневно пишется около 1,5 миллиона сообщений или 17 сообщений на секунду. Увеличение количества с 35 до 75 миллионов блогов занимает всего 320 дней. За четвертый квартал 2006 года 22 блога оказались в сотне самых популярных сайтов мира.
На коротком п(р)оводке
Влияние блогов на политику представляет головоломку. Как может группа децентрализованных, некоммерческих, противоречивых веб-сайтов иметь хоть какое-то влияние на политиков и политические мероприятия?
В конце декабря 2002 года сенатор Трент Лотт отказался занять должность лидера большинства в Сенате из-за возмутительных комментариев, которые он сделал за две недели перед тем. Несмотря на то, что событие передавалось по радио и освещалось в традиционной прессе, прошла почти неделя перед тем, как медиа уделили внимание комментариям Лота. The Economist, в своем “некрологе” по делу Лотта отмечал: “Традиционные СМИ были сначала слепы к его замечаниям возможно потому, что, по-видимому, привыкли к таким комментариям. Но “блогосфера” денонсировала их энергично, и не остановилась, пока не вынудила других обратить на это внимание”. Профессиональные политические аналитики обвинили блоггеров в том, что они превратили ошибку Лотта в полноценно раздутый скандал. Но фактически блоги не стали причиной падения Лотта, они стали тем катализатором, который привел к этому.
Каким же образом взаимовлияют блоги и политика? Например, можно отметить интересную, но двоякую способность популярных “центральных” блогов быть своеобразными фильтрами для интересной информации. Да, с одной стороны они будут популяризировать актуальные данные из менее интересных блогов, одновременно обращая на них внимание читателей, с другой стороны такие блоги имеют собственную точку зрения на то, что является интересным для аудитории, а что не является. В этой форме, блоггеры с меньшими связками функционируют, как “пожарные тревоги” для центрального блога, обеспечивая новую информацию и связи. Через специфическую систему иерархии блогов, работникам СМИ только нужно перечесть топ-блог, чтобы знать, что интересно общественности.
Фактически блоги влияют на политику, влияя на контент традиционных медиа. Они обеспечивают коллективную интерпретирующую рамку для политиков, которую впоследствии используют традиционные медиа. Почему же тогда журналисты читают блоги? Есть сильное свидетельство, что медиа-элиты - редакторы, издатели, репортеры, и обозреватели - читают политические блоги. Так, ответственный редактор New York Times Билл Келлер сказал в интервью в ноябре 2003 года: “Я просматриваю блоги. Иногда то, что я читаю что-то в них, вынуждает меня чувствовать, чтобы мы что-то “подвинтили”. Говард Куртц, самый выдающийся медиа-журналист в Соединенных Штатах, регулярно цитирует ведущих блоггеров в своей колонке Washington Post.
Кроме этого, часто блоггеры нанимаются традиционными СМИ, чтобы создавать контент. В марте 2004, Washington Monthly нанял Кевина Друма, чей CalPundit blog ежемесячно привлекал внимание свыше 1,2 миллионов уникальных пользователей, и переместил его блог в свой веб-сайт. А журнал Slate перенес Mickey Kaus’ blog в свой ресурс еще за год до этого.
Почему политические СМИ уделяют много внимания блогосфере? Ученые отмечают 4 причины: материальные стимулы (дешевый и качественный контент), личные связи в Сети (первыми политблоггерами часто были журналисты с тесными связями в ведущих традиционных медиа), анализ и скорость. Кроме этого не стоит забывать, что американские политики собственно начали сами читать социальные медиа, чтоб быть в курсе настроений электората. Об этом свидетельствуют заведения ими своих персональных дневников.
Исследователи отмечают, что ведущие политические блоггеры становятся все более влиятельными. Недавним свидетельством этому было решение обеих главных американских партий аккредитовать блоггеров как работников СМИ на свои съезды.
Саму историю деятельности политиков в социальных медиа можно начать с 2003 года. Тогда один небольшой diary, открытый в январе, позволил губернатору-демократу из штата Вермонт Говарду Дину собрать 3 миллиона долларов благодаря активным пользователям интернета от Daily Kos. Не так давно эта же платформа социальных медиа способствовали победе Неда Ламона, противника войны в Ираке, над одним из лидеров американских демократов Джо Либерманом в первом туре выборов в Сенат.
10% Майдана
По непроверенным данным ЖЖ-проекта ukrainians, сегодня по-украински на платформе LiveJournal пишут почти три с половиной тысячи блоггеров. Конечно, отмечает блоггер со стажем
Дмитрий Губенко, это число не сравнить с количеством русскоязычных ЖЖ-юзеров, однако мы тоже имеем своих “звезд”.
Если проглядеть исследование Алтайской Школы политических исследований под названием
“Использования интернет-блогов в политической борьбе”, то становится понятным, что в элиту кирилличного блоггинга входят три жителя Украины:
juliy,
matilda_don и
shorec. В апреле 2007 года начал работать рейтинг nash-lj.org.ua, в котором учтены результаты более чем 4 тысяч украинских дневников на платформе ЖЖ. В первой сотне рейтинга зафиксировано 18 дневников, которые тем или иным образом касаются отечественной политической и околополитической тематики.
По исследованиям автора, об украинских политических реалиях пишет приблизительно 6 десятков блоггеров как по-русски, так и по-украински. Основными определяющими и резонансными событиями украинской политической блогосферы последних 7 месяцев были: история с якобы отравлением министра внутренних дел Василия Цушко, скандал с выброской Службой безопасности Украины компромата на экс-генпрокурора Украины Святослава Пискуна, аргументы блоггеров относительно “монументального” скандала в Эстонии, указ президента Украины о роспуске Верховной рады 5-го созыва, переход оппозиционных депутатов-блоггеров
Олега Антипова и
Валерия Чичкова на сторону “антикризисной” коалиции, гибель политика
Евгения Кушнарева и заведение народными депутатами персональных дневников.
Несмотря на то, что
украинская политическая блогосфера на порядок меньше российской и на два порядка - англоязычной, она уже полноценно действует, отображая, показывая, критикуя, а кое-где и целенаправленно влияя на отечественный политикум. Кстати, специалисты говорят, что если бы не было у белорусов собственной блогосферы, то не было б и Плошчи - трагичного аналога украинского Майдана.
Однако кроме блогов существуют и другие социальные медиа, к примеру Wikipedia. В марте 2004 года стартовала украинская версия самого известного ресурса wiki подобного типа. В ноябре украинская версия обогнала российскую по количеству статей (9759). Но в 2005 году стало известно, что у авторской группы “Свободной Энциклопедии” возникли проблемы идеологического плана с российской группой, которая по слухам курировалась Лубянкой.
Вот что об этом пишет один из авторов: “Бывают такие ситуации, когда несколько соавторов не соглашаются относительно содержания статьи. Тогда им следует найти консенсус и произвести нейтральную точку зрения. Так бывает при нормальном ходе обстоятельств. Однако бывают хуже ситуации. На данный момент украинской тематикой заинтересовалась группа “русских патриотов”. Ведут себя как подростковая банда, то есть бьют всех, “кто не из их квартала”. Бьют, обычно в переносном значении: просто вытирают из статьи все, что не вписывается в их толкование “единственно правильного взгляда на историю”. Бьют по очереди. Началось с того, что я узнал, что оказывается словарный запас украинского языка очень ограничен по сравнению с русским. (Именно такую дурость приходилось читать англоязычному читателю на протяжении неизвестно какого времени)”.
Также сейчас набирают силу так называемые моблоги. Фото, присланные из мобильных телефонов прямо на интернет-сайты, уже не раз обходили мировые СМИ. Мобильный телефон - достаточно давно уже не только телефон. Потенциал неголосового применения мобильных телефонов в журналистике стал заметен, когда телефон скрестили с фотоаппаратом и придумали способ передачи изображений - обмен мультимедиа-сообщениями (mms). В Америке, Азии и Европе стало популярное явление “моблогинг” - ведение блога из мобильного телефона. Подобный вид гражданской журналистики великолепно показал себя во время терактов в Лондонском метро и цунами в Азии в начале 2005-го.
13-14 октября 2006 года на сайте “moblog.україна” происходил мобильный репортаж из акций “за” и “против” признания Украинской повстанческой армии: очевидцы событий посылали на сайт фото, видео и звук прямо из своих мобильных телефонов, опережая, таким образом, все СМИ. Как свидетельствует статистика запросов к сайту, сотрудники Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ за эти два дня загрузили 894 страницы. Это составляет приблизительно 10% загрузок за два дня с момента запуска сайта.
Что касается других социальных медиа, то здесь наибольшим влиянием и богатейшей историей обладает совершенно не web 2.0-ный по виду, но таковой по духу портал гражданской журналистики “Майдан”. Достаточно коротко вспомнить, чем же занимались его завсегдатаи за 7 лет существования проекта. Год 2000-й - “Майдан” является официальным интернет-ресурсом акции “Украина без Кучмы”. Год 2001-й - ресурс чуть ли не единственный, который предоставляет информационную поддержку во время скандального политического суда над членами УНА-УНСО. Год 2002-й - первый в Украине репортаж в реальном времени с белорусских парламентских выборов, после этого такой метод позаимствовала “Украинская Правда”. Год 2003-й - реал-тайм репортаж со скандального съезда “Нашей Украины” в Донецке и оригинальное освещение Иракской кампании американцев. Год 2004-й - Оранжевая революция, в которой некоторые политики дают 10% роли именно этому порталу. Год 2005-й - в высшей мере критическое освещение деятельности новой власти. Год 2006-й - парламентская предвыборная кампания в Украине. Год 2007-й - первый реал-тайм репортаж из здания Конституционного суда Украины.
Теперь с выходом на рынок специализированных моделей гаджетов, что помогают гражданскому журналисту постить результаты своей работы едва ли не из любой точки Украины в Сеть, можно предположить, что социальные медиа ждет у нас в стране бурное развитие.
Сергей Климовичvia
vvasych