Капитаны бегут с корабля. Доживет ли режим Путина до Олимпиады в Сочи?

Mar 14, 2011 03:45

Что-то изменилось в Датском королевстве. «Роснефть» подписала соглашение об обмене акциями с BP, а «НОВАТЭК» продал 12% своих акций французской Total. Учитывая реальные персоналии, которые вовлечены в эти сделки, и тот факт, что обе они проходили при непосредственном участии премьера Владимира Путина, - все это выглядит как подготовка правящей верхушкой запасных финансовых аэродромов на случай ливийского сценария.

Первое соглашение - между BP и «Роснефтью» - было подписано 14 января 2011 года. Инициатором его, по словам главы BP Роберта Дадли, был первый вице-премьер Игорь Сечин, который считается прямым представителем интересов Владимира Путина в нефтяном бизнесе. Согласно этому соглашению, 5% акций BP должны быть обменяны примерно на 9,5% акций «Роснефти», а общая сумма сделки составляет приблизительно 7,8 млрд долларов.

Примечательно, что в тот же самый день, 14 января, когда первый вице-премьер Игорь Сечин выступал перед журналистами и участниками церемонии подписания соглашения в Лондоне на Сент-Джеймс-сквер с речью об «историческом характере соглашения», глава BP Роберт Дадли встретился в Ново-Огареве с Владимиром Путиным. Путин заявил, что правительство России поддерживает совместную работу BP и «Роснефти», «которая действительно может приобрести масштабный характер и оказать заметное влияние на всю мировую нефтегазовую отрасль».

Поведение Путина и Сечина представляло собой разительный контраст с теми временами, когда Shell, Mitsui и Mitshubishi выперли из контрольного пакета «Сахалина-2», а глава тогда еще российского представительства BP Роберт Дадли был вынужден покинуть Россию, так как ему не продлили рабочую визу.

Второе соглашение было подписано 3 марта этого года в Ново-Огареве опять-таки в присутствии премьера Владимира Путина. Согласно официальным сообщениям, французская компания Total выкупает 12% «НОВАТЭКа», второго крупнейшего производителя газа в России после «Газпрома», у его совладельцев Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко из расчета рыночной капитализации компании в 4 млрд долларов.

Цифры здесь особенно заслуживают внимания. Дело в том, что 20 декабря 2010 года «Газпром» продал Газпромбанку 9,4% акций «НОВАТЭКа» за 57,46 млрд рублей (днем ранее этот пакет стоил на ММВБ 87 млрд руб., а сейчас - 101, 3 млрд руб.). На следующий же день, 21 декабря, Газпромбанк мгновенно перепродал этот пакет компании Тимченко и Михельсона. И вот в марте Тимченко и Михельсон в присутствии Путина перепродали несколько больший пакет Total по цене на треть больше той, которую только что выручил за свои акции «Газпром».

«Газпромом» управляет друг Путина Миллер, Газпромбанком владеет друг Путина Ковальчук, совладельцем «НОВАТЭКа» является друг Путина Геннадий Тимченко, а государственная французская нефтяная компания Total считается с мнением друга Путина Николя Саркози. Получается сложная многоступенчатая финансовая сделка, в которой дружественные Путину структуры и люди жонглируют активами и ценными бумагами по не очень прозрачным схемам, - и опять-таки, как в случае с «Роснефтью» и BP, с конечным результатом в виде вывода денег и обмена активов как страховкой на случай ливийского сценария.

Более того, подобная же сделка по обмену активами обсуждается между «Газпромом» и Shell - во всяком случае, об этом в ноябре заявлял зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в интервью Russia Today.

Откровенно говоря, мне всегда казалось, что режим Франко рухнул с биологической смертью Франко: ни минутой раньше, ни минутой позже, и что режиму ничего не грозит, пока нефть дорога, - но Каддафи рухнул при высокой цене на нефть, и, кроме того, все в мире нефтяные кризисы происходили после того, как совокупный объем стоимости нефти в мировом ВВП переваливал за 9%. Пару месяцев назад, при цене нефти в районе 80 долларов за баррель, он был в районе 8%. Если ближневосточный кризис надолго загонит нефть за сто долларов, то через год после этого мировая экономика начнет рушиться.

Одновременно с этим режим слабеет по экспоненте. Мы узнаем все больше подробностей о «дворцах в Геленджике» и «концертах в Питере», даже кремлевские подхалимы отказываются подписывать письма в осуждение Ходорковского.

Конечно, это важный признак, когда крысы бегут с корабля. Но вот если оказывается, что с корабля бегут капитан со старпомом или, во всяком случае, вызывают на свидание с кораблем иностранную шлюпку и перегружают в нее сундучок со всем нажитым непосильным трудом, - это весьма серьезно.

До Олимпиады режим, наверное, доживет, но я сильно сомневаюсь, что он протянет больше шести лет. Кстати, Каддафи тоже много вкладывал в Италию, Францию и Британию. Сейчас эти активы заморожены.

Юлия Латынина
обозреватель «Новой»
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/026/11.html


Юлия Латынина, Каддафи, Путин

Previous post Next post
Up