"Про зайцев - это не актуально..."

Nov 21, 2012 19:02

Всю весну и лето из разнообразных уст, говорящих что-то на тему православия в России можно было услышать разнообразные фразы, включающие в обязательном порядка словосочетания "сложная ситуация", в которой оказалась Русская православная церковь и даже "информационная война против РПЦ". Казалось, что действительно нестандартное поведение нескольких девиц в главном храме страны и бурная общественная реакция по этому поводу даже способны обнажить те явно наблюдаемые многими умами признаки раскола в обществе по принципу моделей религиозной, духовной жизни. Кто-то отстаивал молитвенным стоянием часы на холоде и непогоде, кто-то рьяно поддерживал и защищал авторов и исполнителей духовной провокации, кто-то с удовольствием или без оного смаковал подробности саморазвивающегося и самоподдерживающегося конфликта. И, как это довольно часто случается, лишь немногие, разбившись по всем лагерям действительно понимали в чем причина той гигантского резонанса, который возник вокруг весьма скудной по смыслу и малохудожественной по исполнению акции в ХХС.

Не претендуя даже на принадлежность к этой элитной категории сограждан (в противовес креативному назовем его мыслящим классом), хотел бы еще раз обратится к причинам этого "прекрасного безобразия". Кстати, вслед за президентом Путиным, который совсем недавно, с трибуны Российско-Германского "Петербургского Диалога" тоже говорил по поводу дела Pussy Riot и даже обнародовал так удивившие немецких журналистов новые подробности дела. Но я - не о повешенных чучелах представителей еврейской нации. Не будем их расстраивать еще больше, у них и так сейчас дела идут не шатко-не валко...

Суть претензий к РПЦ, которые от имени части общества пропели "вокалистки ВИА Pussy Riot", заключается, на мой взгляд, в том, что далеко не все сограждане, поколениями воспитанные в духе позитивизма, материализма и других ценностей, свойственных рационалистическому мышлению, начиная с Нового времени, готовы "на ура" воспринимать тот религиозный ренессанс в России последних 25 лет, главным драйвером которого стала Русская православная церковь. "Слишком успешный" выход РПЦ из советского подполья и стремительное расширение его авторитета и влияния на общественные и даже государственные институты, неосторожные фразы и далекий от евангельских идеалов образ жизни многих служителей церкви, наконец, потеря привлекательного для многих образа гонимых подвижников прямо скажем оттолкнули от церкви тех, кто мог бы рано или поздно найти дорогу к храму. Неожиданно стремительной оказалась метаморфоза, произошедшая с РПЦ, начиная с почти официального празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 году до настоящего времени. Настолько стремительная, что многие, знаю, специально перечитывали Ричарда Пайпса, который в книге "Россия при старом режиме" нарисовал малопривлекательный, но не становящийся от того менее объективным образ дореволюционной РПЦ, так называемого "Синодального периода", в который православие жило в послепетровский период.

Люди, еще помнящие, как "Горбачев встречался с метрополитеном", ходившие на "домашние" церковные службы, собиравшие иконы в качестве предметов искусства столкнулись с реальность, в которой проповеди зазвучали из "всех утюгов", а "батюшки на "Гелендвагенах" стали наезжать на свою паству не в переносном смысле, скажем, обличая их грехи и наставляя на путь истинный, а в прямом - на дорогах. Напрасно призывал к скромности и субординации проявивший политическую мудрость Патриарх, "вписавшийся" за Путина на выборах 2012 года. Ему и самому досталось, как символу этой активной клерикализации общества: "патриарх верит в Путина, лучше бы, сцуко, в Бога верил"...

Не уверен, что новым камнем преткновения станет недавняя инициатива отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви (церковное "министерство просвещения" значит) разработал программы по обязательным предметам в дополнение к Стандарту православного компонента общего образования учебных заведений РФ. То есть, свое, так сказать, видение, чему и как учить детей в школах.

Судя по новой программе, содержащей уже обязательные предметы для школ, основы православной веры, с точки зрения Церкви, должны преподаваться с начальной до старшей школы, то есть на протяжении всего обучения в средней школе. За все время обучения в школе планируется отвести 384 учебных часа на православный предмет. Церковнославянский язык также предлагается интегрировать в предметные курсы русского языка, литературы и истории и, конечно же, выделить на него также один учебный час в неделю. Кроме того, один учебный час в неделю планируется выделить на церковное пение, начиная с первого класса до девятого включительно. Чтобы, значит, не Джастину Биберу подпевали тинейджеры, а "Господи, помилуй".

Не будем приводить негативные рецензии, которыми встретила новую идею от РПЦ часть учительской общественности, до сих спорящей на тему, на что давать больше часов: на математику, или русский язык и даже умудряющейся втягивать в эту дисскуссию не только Михаила Швыдкого и его авторитетную программу "Культурная революция", но даже и представителей политического руководства государства. Оставим в покое и понятные хвалебные отзывы новой образовательной инициативе от православно настроенной общественности. С ней тоже все ясно. Не ясно пока, следствием ли осмысленной политики РПЦ являются эти проекты, или результатом тех же "неосторожных" слов и идей, которые так критиковал патриарх. И не пора ли в этой связи вспомнить, к чему привела, если и не почти поголовная катехизация населения и повсеместное преподавание Закона божьего до революции, то, хотя бы, низкое качество православного образования, профанирующее церковное учение и отдаляющее людей от храма...К тому, что Россия за пару десятилетий XX века дала миру больше мучеников и исповедников, чем все остальные христианские страны за 2 тысячелетия.

В общем, песня про зайцев, как и выводы, которые можно было бы сделать из книжки Пайпса, судя по всему, скоро совсем потеряют свою актуальность. А жаль. Неплохо могло бы получится с Православием 2.0 в России-то...

Путин, основы церковной культуры, Пайпс, РПЦ, Церковное пение

Previous post Next post
Up