L'Osservatore Romano, главная правительственная газета города-государства Ватикан на днях вышла с рецензией на новый фильм Бондианы. Судя по тону публикации, прошедшая недавно итальянская премьера "Skyfall" обратила на себя особое внимание редакторов официального рупора Папского престола, удостоившего ее хвалебных эпитетов и высокой общей оценки. То, что Ватикан внимательно следит за новинками искусства, в т.ч. такой ее важнейшей для духовной сферы современного общества части, как кинематограф, ни для кого не секрет. В качестве наиболее известных примеров менее позитивных рецензий, которыми Святой престол удостаивал произведения современной массовой культуры можно, например, привести критику фильмов "Код да Винчи" и "Ангелы и Демоны", снятых по бестселлеру Дэна Брауна и обыгрывающих конспирологические темы с участием в них Ватикана. Тогда негативные отклики Ватикана на экранизацию в одном случае неканонической версии евангельских событий, а в другом - заговора у папского трона даже вызвали целую общественную полемику и, судя по кассе, явно добавили фильмам зрительского интереса и доходов их продюсерам.
С Бондом история развивается совсем по другому сценарию. Уже один подзаголовок в названии статьи - 007 licenza di piangere (лицензия чтобы плакать) говорит о том, что в Ватикане явно оценили превращение холодного безжалостного убийцы (пусть, и с выданной государством лицензией), секс-идола, квинтэссенции успеха в человека, который знает вкус поражений и страданий. "Очеловечивание "Бонда, проделанное с ним в новой серии Бондианы продюсерами и самим актером, по мнению, L'Osservatore Romano, явно к лицу герою. Газета, в частности, пишет: "личность сегодняшнего Бонда все менее соответствует клише, он меньше увлечен удовольствиями жизни, более глубокий и интроспективный, менее неуязвим физически и психологически, и поэтому способен быть взволнованным и даже плакать: одним словом, Бонд стал реальнее". Не мог не понравится соратникам Папы и название фильма - "Падшие небеса", явно отсылающее зрителя к мыслям на религиозные темы.
И пусть до персонажей Достоевского или Чехова Бонду, конечно, еще далеко, но философия 23-й главы самой долголетней кинематографической саги в истории явно больше по душе кинокритикам Папы, чем все предыдущие. По их мнению, режиссёр фильма Сэм Мендес, не отказываясь от исходного прочтения персонажа, создал ленту, в которой хватает и классических ингредиентов, делавшими "старого" Джеймса Бонда легендарным персонажем: хитовой музыкальной темы, захватывающей погони, жгучей экзотики мест действия фильма, красивых bond girls, даже неизбежного Vodkа Martini: shaken, not stirred, и этого самого "нового" Бонда - Бонда с человеческим лицом. Это сочетание добавляет фильму и реализма, психологической достоверности, и, если хотите, некоего педагогического эффекта, почти изжитого в современном кино в угоду ее чисто развлекательной функции.
По словам исполнителя главной роли, актера Даниэля Крейга, которые приводит ватиканская газета, "мы сделали персонажей более истинными, это более драматическая и трогательная история... Теперь начинается новый Бонд, созданы предпосылки для историй, которые придут за этой. Но я убежден в том, что мы остались верными самому Бонду и его философии. Этому мы не изменили". Понравится ли зрителям новый Бонд и его стремление следовать канонам системы Станиславского в стремлении создавать на экране истинные чувства, а не следовать традиционным сюжетным схемам, очень скоро скажет статистика кассовых сборов. Однако, уже сейчас можно сказать наверняка, что Ватикану, как минимум, по душе те перемены, которые происходят с культовым персонажем, и если не папское благословение, то, уж точно, одобрение у Бонда и его создателей точно в кармане.