Репортаж с Запорожского направления
Лобовое стекло заливало то грязью, когда «Патриот» нырял в очередную глубокую лужу, то каплями дождя. Погода отвратная, дороги и того хуже. Чем ближе к фронту, тем становилось гаже. Причем война тут отнюдь ни при чем. Сельские неасфальтированные дороги и без боевых действий превратились бы в коричневую жижу.
Навстречу карабкались военные «Уралы», иногда промелькнет одинокий «Тигр», где-то можно было встретить что-то из артиллерийских установок. От этого складывалось ощущение, словно попал в клип «На юг», в котором авторы словно предугадали все то, что будет происходить в феврале 2022 года - колонны российской военной техники все-таки доберутся до Донбасса.
Ближе к пункту назначения солнце вылезло из-за туч. Погода резко менялась. Это типичная ситуация для декабря уходящего года. Несколько недель назад мы ехали по точно такой же размякшей земле и даже разок увязли. После выпал снег и казалось, что земля промерзнет, значит, степь юга России станет более проходимой для военной и гражданской техники. Но следом снова становилось тепло, и так по несколько раз за неделю. Круг замкнулся. Вновь мы ехали по запорожским дорожкам туда, где еще летом ВСУ пытались предпринимать попытки прорыва, но линия фронта здесь не изменилась.
Зато этот участок стал знаменит в 2023-ем году легендарным боем, в котором экипаж танка «Алеша» одержал победу над превосходящими силами ВСУ. В такой исход было бы сложно поверить, если бы не видео подтверждение, которое войдет в историю. Хотя, как рассказывают их сослуживцы, к которым мы и ехали, таких эпизодов предостаточно, просто не все они запечатлены на «пленку».
Разглядывал постройки, мелькающие за заляпанным грязью стеклом. Все целые, что нехарактерно для зоны боевых действий. Судя по всему, ВСУ без боя сдавали населенные пункты. В Донбассе большая часть поселков, приближенные к линии боевого соприкосновения, сплошь и рядом усеяны повреждениями, даже если до фронта с десяток километров. Здесь же все иначе. Тут на некоторых административных зданиях до сих пор можно найти надписи на украинском языке, хотя рядом реет российский триколор.
С коллегами перекидывались своими впечатлениями от происходящего. К закату второго года СВО исчезли все гипертрофированные эмоции, которые накрывали в первые месяцы 2022 года. Им на смену пришла суровая военная рутина со всеми соответствующими последствиями. К войне привыкли даже те, кто с ужасом в феврале 2022 года осознал, что даже в 21 веке люди убивают друг друга, невзирая на наличие гаджетов и доступа к информации. Привыкли настолько, что вновь вернулись к привычному образу жизни, порой забывая о тех, кто сейчас в окопах. Вполне нормальная ситуация, но для кого-то это может стать диссонансом.
В отличие от первой поездки, когда мы только ехали знакомиться с бойцами подразделения, стоящего на этом участке фронта, дорогу нашли быстро и практически без препятствий. Встретил нас «Шаман» - улыбчивый высокий мужчина среднего возраста с небольшой сединой на висках. Офицер позывной получил давно, и он никак не связан с известным певцом. Я был первым, кто спросил его, нет ли шуток среди бойцов по этому поводу.
Между делом узнаем актуальную информацию.
- Продвигаемся немного, - поделился «Шаман» без лишнего оптимизма.
Коллеги передали подразделению всяких «ништяков», вроде перчаток, камеры «GoPro» и белой масксети. Немного опоздали, но зима еще выдаст порцию снега, сеть наверняка пригодится. Высокий боец забрал большой контейнер с коптером. Пошли проверять.
Загорелись лампочки, «захлопали» лопасти, коптер поднялся над землей. «Длинный» - техник подразделения БПЛА 127 мотострелковой дивизии ВС РФ - смотрел на дисплей контролера. Все работало, аппарат готов к боевым вылетам.
- Хотите покажу свою лабораторию? - предложил боец.
- Конечно! Еще бы подснять все это дело.
Перед съемкой задали стандартный для таких случае вопрос: можно ли показывать лицо?
- Лучше не надо, - отрапортовал «Длинный» и надел балаклаву. Не любят бойцы лицами светить, хотя стране бы не помешало знать своих героев, но и противнику не стоит открывать всех тайн.
На верстаке под лампой были разложены инструменты, разобранные дроны, зарядки, увеличительное стекло, изолента и прочие нужные для работы с БПЛА вещи. «Длинный» подошел к ящику и стал доставать подбитые «птички». Протянул нам батарею, которая когда-то питала украинский БПЛА. На ней была наклейка с большим изображением «трезубца».
- Вот с подбитого украинского FPV-дрона. Из украинского здесь только наклейка. Все китайское из интернет-магазинов, - объяснил техник.
Те, что можно перепрошить, становятся на вооружение ВС РФ. Возвращаются к «хозяевам», но уже с «сюрпризами» в виде «сбросов». Те, которые не подлежат восстановлению, переходят в разряд доноров для российских «птичек».
«Длинный» рассказал, что на Запорожском направлении украинские БПЛА стали летать реже. Проблемы создают российские РЭБ. Этому подтверждением была целая стая сбитых «птичек», которая лежала на столе у «Длинного». Поэтому ВСУ приходится летать только в разведку, о «сбросах» пришлось забыть. Выходит, что не зря украинские боевики в сети и интервью устраивают истерику, когда жалуются на свое положение на фронте.
После переключились на другие актуальные темы. Боевые, не новостные и уж тем более не светские. В целом, от бойцов не слышал никогда обсуждений чего-то, что сейчас бурлит в интернете. При том, что нельзя сказать, что у них нет доступа к Сети. Отнюдь. Просто все это существует где-то в параллельной реальности, словно Нарния или любой другой выдуманный мир.
Российское общество сейчас переживает еще одну стадию, которую Донбасс прошел еще году так в 2016-ом. Тогда дончане также мучались из-за диссонанса, когда часть общества вовлечена в боевые действия, а в это же время в центре Донецка проходят скандальные вечеринки, которые сопровождаются бурными обсуждениями в сети. А в это же время в окопах бойцы готовились встречать очередной год, который не сулил ничего иного, кроме боевых действий.
Оригинал:
https://asd.news/articles/voyna/v-laboratorii-tekhnika-bpla--dlinnogo-/