Интервью с донецким пейзажистом Александром Болотовым
Война в Донбассе стала причиной появления целой плеяды военных корреспондентов. В профессию пришли люди, которые даже не особо связывали своё будущее с боевыми действиями, а если и хотели заниматься журналистикой, то, скорее всего, не военной.
Военные корреспонденты стали иллюстраторами боевых действий в Донбассе. Благодаря этой работе многие смогли представить, что на самом деле происходит в горячей точке. В своё время, до появления и распространения фототехники, данная функция лежала на плечах художников-баталистов. Пожалуй, наиболее известный из российских мастеров - это Василий Верещагин. Когда в 2018 году в родном для Верещагина Череповце мне вручили книгу, посвящённую жизни и работе художника, я уже тогда задумался над тем, что до сих пор не появился донбасский баталист, который бы показал боевые действия в шахтёрском крае. Безусловно, в работах отдельных донецких мастеров можно встретить отсылки к войне: разрушенные дома, остовы церквей, осколки снарядов и другие напоминания о бойне в Донбассе, но всё же художники-баталисты иллюстрируют непосредственно боевые действия, солдат и тому подобные вещи. В России, к примеру, нашлись мастера, которые изображали ополченцев, окопный быт современной войны в ЛДНР.
На эту и другие темы я поговорил с известным своими пейзажами Донецка художником Александром Болотовым. Он мне объяснил, почему донецкие живописцы не сильно хотят показывать на своих холстах войну в Донбассе. Мне было интересно обсудить с художником тему боевых действий. По-настоящему творческие люди чаще всего бывают крайне восприимчивы к происходящему вокруг них, что после отражается в их работах.
- Хоть каким-то образом война повлияла на ваше творчество?
- Наверное, главное - я стал больше ценить свои способности и больше любить свой город. А ещё меньше жаловаться на жизнь.
- Многие люди с началом боевых действий сильнее гордятся Донецком. Художники наверняка испытывают похожие эмоции. Из-за этого стали больше изображать родной город?
- Да, многие художники стали писать Донецк намного чаще, чем до войны. А я как начал писать Донецк в 2011 году, так и пишу.
- Лишь некоторые живописцы демонстрируют в своём творчестве боевые действия в Донбассе. Почему некоторые художники не хотят касаться этой темы?
- Наверное, многие художники - по натуре созидатели, а значит, желают писать нечто положительное, светлое, доброе. Конечно, все жители Донбасса достаточно прочувствовали ужасы и горечь от войны, даже если кого-то лично это не коснулось. Но одно дело - в себя пускать негатив, а другое - создавать его на выходе. Как раз создавать хочется нечто хорошее, мирное. Хотя, конечно, некоторые художники пишут картины о нашей войне, так они мыслят, так видят. Все разные.
- Но ведь существует мнение, что искусство - это некое зеркало действительности.
- Да, так многие считают. И я так считаю. Но лично я стремлюсь улучшать действительность, привносить нечто немного лучшее, по возможности.
- А разве это не является той самой пропагандой, о которой кричат на каждом шагу?
- Думаю, нет. В искусстве украшать - это норма. Искусство само по себе в некотором смысле украшение жизни. Как, например, в жанре портрета художники чаще всего немного облагораживали черты портретируемых. Лучше обращать внимание зрителя на хорошую правду. И хорошего в мире станет немного больше.
- Может ли искусство оставаться вне политики?
- Мне кажется, что художественная сфера способна наиболее далеко находиться от политики. Иногда даже кажется, что мы стоим над нею, создавая нечто вечное, неподвластное времени, неподвластное моде и сиюминутным вопросам.
- А в целом в донецкой живописной среде есть художники-баталисты?
- Таких пока не встречал. Помню лишь отдельные картины, косвенно отображающие войну - разрушенный аэропорт или что-то сюрреалистичное. Сейчас вообще функция живописи немного изменилась. Просто возможность отображать то, что есть, отдана профессиональным фотографам.
- И какую же функцию на данный момент выполняет живопись?
- Передаёт некие смыслы, чувства. И чем талантливее художник, тем больше смыслов и чувств он способен выразить в картинах.
Недавно Александр в очередной раз написал Донецк, но на этот раз в необычной форме. Как сам художник давно признавался, его любимый жанр - сюрреализм. Эти работы пользуются меньшей популярностью у публики, всё большее внимание притягивают пейзажи родного города в привычном, пусть и приукрашенном виде. А тут мастер изобразил шахтёрскую столицу в крайне непривычной форме. Только в жанре сюрреализма возможно нечто подобное.
Мне стало интересно, как именно он пришёл к тому, чтобы изобразить Донецк в таком виде, как пришла идея и как шла работа над полотном. Александр рассказал следующее:
«Идея изобразить наш Донецк через призму сюрреализма бродила во мне давно. Сначала через призму военной темы. Но всё же мне стала ближе некая полуфилософская идея создания самого города и вообще нашего края. Конечно, хотелось сделать в оригинальной, необычной форме. Через архитектуру, столь любимую мной, в основном, и выражается, так сказать, лицо города. Мне и думалось преподнести образ города в виде горы, вырастающей или основывающейся на трёх терриконах, словно аллегория, как мир держался для древних на трёх китах. Но в моем видении - на трёх терриконах.
Я часто наблюдал очень живописные терриконы шахты им. Челюскинцев, они мне, видимо, казались неким самым прочным объектом. Ну и тема шахт, промышленности нашего края сама подсказала идею терриконов. Город стоит своим каменным основанием на кончике самого высокого террикона. Низ темный, напоминающий каменный уголь, породу, из него появляются, словно произрастая, маленькие домики первых поселенцев нашего края - жителей Юзовки. Бараки и простейшие дома с двускатными крышами, некоторые черепичные, как в те времена. И далее, выше, растёт город, словно живой организм, достигает зрелости, обретает сложные благородные формы - появляются дома повыше, посложнее. С самого начала я задумывал изобразить те архитектурные сооружения, которые составляют лицо города, поэтому нет смысла перечислять все 28 конкретных зданий. Тут и храмы, и театры, и жилые дома и другие разные учреждения интересных неповторимых форм. И венчают вершину самые современные новые дома.
Такую конструкцию можно было вообразить только в рамках жанра сюрреализм, который я тоже люблю, хотя чаще пишу традиционные пейзажи. Пожалуй, это самая долгая по времени работа за все годы моего свободного творчества. И в ней нельзя было торопиться, нужно было выписать во всех подробностях все архитектурные сооружения, выверить по перспективе, условному освещению; в общем, создать у зрителя полное ощущение реальности увиденной фантастической грандиозной фигуры», - резюмировал художник.
P.S.
После беседы с Александром я вспомнил тезис, который до сих пор существует в западной пропаганде. Он касается того, что в Донбассе остались сплошь старики, люмпены и бедные люди, которые просто не могут уехать из Донецка. Якобы, те, кто хотел, давным-давно оставили эту землю, так как не собирались связывать своё будущее с ДНР. Вот, цитата:
«Люди, которые не хотели иметь ничего общего с Донецкой Народной Республикой, которые, согласно опросам общественного мнения, проведенным незадолго до ее провозглашения, составляли подавляющее большинство, в основном покинули республику, которую не признает ни одна другая страна, включая даже Россию. Остались только истинно верующие, старики и те, кто слишком беден, чтобы уехать», - написал публицист Эндрю Хиггинс в своей колонке в «New York Times».
Мне кажется, что после этого интервью многим станет понятно, что в Донбассе живут не люмпены, о которых любят рассказывать на Западе, Украине и в либеральных СМИ РФ. Созидательные и творческие люди также продолжают жить в Донецке, несмотря на имеющиеся трудности.
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/o-batalistakh-politike-i-iskusstve-v-donbasse/