Политическое урегулирование конфликта в Донбассе откладывается на потом
Последние несколько лет на Украине идёт традиционное обсуждение закона об особом статусе Донбасса. В прошлом году власти попытались сделать какие-то шаги по размораживанию этого вопроса, но всё закончилось тем, что на улицу вышли националисты и сторонники бывшего президента Петра Порошенко, после чего команда Зе дала заднюю - продлила в последний день года действие закона, который был написан предшественниками.
Действие этого закона заканчивается 31 декабря 2020 года. И вновь начинается обсуждение извечного вопроса. Очевидно, что киевские власти не станут пытаться идти против националистического меньшинства, поэтому ситуация не изменится. Более того, судя по заявлениям, можно сделать вывод, что сохранится статус-кво.
Стоило ли ждать чего-то другого?
Закон об особом статусе - красивая ширма, за которой спрятались украинские власти. Его приняли ещё в 2014 году после самых первых Минских соглашений, но в силу этот закон так и не вступил. Сделано это было для галочки, чтобы на международной арене можно было заявлять о том, что Украина сделала всё, что от неё требовали. Киев обвиняет Россия в том, что этот закон так и не вступил в силу, так как якобы Москва не выполняет взятые на себя обязательства. Вышла ситуация, что якобы закон есть, но в то же время его и нет.
Напомню, что после принятия закона было зимнее обострение конфликта в 2015 году, что привело к поражению киевских силовиков под Дебальцево и заключению «Минска-2». Но даже разгром ВСУ не принудил Киев наконец-то выполнить один из ключевых пунктов Минских соглашений - внесение изменений в Конституцию с учетом особого статуса Донбасса.
Для украинских властей - это больная мозоль. По сути, руководство страны стало заложником собственных решений, ведь именно правящая верхушка способствовала развитию националистических настроений в обществе, содействовала как политически, так и финансово, закрывала глаза на преступления, которые совершали радикалы, так как их можно было использовать против собственных политических оппонентов. В конечном итоге это привело к тому, что националисты стали не просто отбившимися от рук люмпенами, а настоящей движущей силой, которая принимает активное участие в политической жизни страны. Хотя, нужно признать, что сами политики не сильно горят желанием выполнять Минские соглашения, которые подписал Пётр Порошенко. В очередной раз подчеркну, что Украина подписывала их на условиях проигравшей стороны.
В 2019 году власть в стране поменялась. Были надежды на то, что новые руководители не станут наступать на грабли, на которых скакали их предшественники. И в самом начале так и было. Были обмены удерживаемыми лицами. Пусть и не без проблем, но было проведено отведение сил и средств в трёх точках на линии соприкосновения, а также поставлена подпись украинского представителя под документом, который свидетельствовал, что украинская делегация согласна с текстом формулы Штайнмайера. Осенью прошлого года ныне экс-глава представительства Украины в ТКГ Леонид Кучма подписал этот документ, чем спровоцировал массовые протесты. Радикалы требовали прекратить «капитуляцию», ведь в их понимании предоставление особо статуса Донбассу - это проигрыш.
Хотя, ничего особенного в формуле Штайнмайера нет. В ней нет ничего нового, только то, что уже прописано в Минских соглашениях, которые Украина не просто подписала, а сама называет безальтернативным. Но нужно признать, что делает она это нехотя, так как такой позиции требуют её партнёры из Европы и даже США, а это значит, что сопротивляться нельзя. Сказали придерживаться такой позиции - будем следовать этому. Но на этом, пожалуй, всё. Исключительно пустословные заявления и дипломатические формулировки. Действий никаких.
В прошлом году команда действующего президента Владимира Зеленского грозилась переписать закон об особом статусе, но, в конечном итоге, просто продлила действие имеющегося, причём сделала это в ускоренном режиме, в последний день года после парижской встречи Нормандской четвёрки.
Пролонгация закона и реакция Москвы
В текущем непростом году, когда весь мир борется с коронавирусом и не всем есть дело до проблем, связанных с политическим урегулированием конфликта в Донбассе, Украина заявила, что просто продлит действующий закон ещё на год, но в него не будет входить формула Штайнмайера.
С таким заявлением выступил советник по информационной политике украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по Донбассу Алексей Арестович. Политик заявил, что, скорее всего, Киев продлит действие уже имеющегося закона, но о формуле Штайнмайера речи быть не может.
«Я еще раз хочу подчеркнуть, что "формула Штайнмайера" в том прочтении, которое мы предлагаем, достаточно гибкая. Иначе говоря, вопрос выборов и границы уже реализованы в "плане совместных шагов", который мы уже написали», - неоднозначно выразился Арестович.
В России уже дали понять, что такие действия не устраивают Москву. Есть опасение того, что Киев в любой момент может отменить действие закона об особом статусе Донбасса. Такое заявление сделал член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
«Для нас не важно, будет ли этот закон пролонгирован и в каком виде. Для нас важно, чтобы этот закон был занесен в тело конституции, которую менять гораздо сложнее, чем принимать или отменять какие-либо законы. Допустим, его пролонгируют, а потом депутаты проголосуют через месяц вообще за отмену этого закона, после того, как они получат от России требуемое. Или от Донбасса, оккупируют его или что-то еще», - считает Безпалько.
В свою очередь, заместитель представителя РФ при постоянном совете ОБСЕ Владимир Жеглов заявил, что Украина пытается переложить ответственность за отсутствие прогресса в политической части урегулирования конфликта в Донбассе на Нормандскую четвёрку. Во время своего выступления на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ он напомнил, что из Киева регулярно поступают заявления о «тотальной люстрации» в Донбассе.
«Вместе с тем уже через месяц с небольшим, 31 декабря, заканчивается срок, на который был продлен этот закон, так и не вступивший в силу. В Киеве до сих пор не определились с его перспективами, пытаясь переложить ответственность за реализацию своих политических обязательств на «нормандский формат»...
На этом фоне прогрессу не способствуют постоянно звучащие из Киева призывы чуть ли не к «тотальной люстрации» в Донбассе, исключению из политического будущего региона тех, с кем украинские власти де-факто имеют дело, в том числе в рамках Контактной группы.
Более того, продвигаемая сегодня представителями Украины концепция переписывания «Минска» вообще ставит под вопрос все перспективы урегулирования», - сказал российский представитель.
Что дальше?
Стойкое ощущение дежавю не покидает. Политическая часть вооружённого конфликта в Донбассе - заморожена. Этого нельзя сказать о боевых действиях, ведь регулярно поступают сообщения о фактах обстрелов, но зато политики уже приняли решение сохранить имеющееся положение дел ещё на год.
В любом случае многое будет зависеть от сверхдержав, вроде России и США. Если с позицией Москвы всё более или менее понятно, то вот по американской стороне всё не так однозначно. Нужно узнать официальные результаты президентской гонки, а уже после следить за тем, как Белый дом будет себя вести в отношении Украины. Байден уже преждевременно показал, что его команда будет нацелена на украинское направление. Это и может что-то изменить в заледеневшей ситуации вооружённого конфликта в Донбассе.
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/a-chto-s-osobym-statusom/