Информационный вакуум

Nov 03, 2020 12:38


Губительная тишина о происходящем на фронте

Более месяца продолжаются бои в Нагорном Карабахе. За этим конфликтом стали пристально следить, в том числе, и потому, что туда отправились именитые российские военные корреспонденты, которые моментально давали «картинку» из окопов местных ополченцев. А после произошел обстрел храма, в котором был ранен военкор Юрий Котенок. Так или иначе, но это также приковало внимание публики к происходящему в Степанакерте.

Но, как показывает практика, даже о происходящем прямо сейчас вооружённом конфликте зритель может забыть, если ему не показывать «картинку» с передовой. В сознании потребителя информации может сложиться впечатление, что каким-то образом всё нормализовалось в тот момент, когда его пристальное внимание переключилось, к примеру, на ситуацию с коронавирусом в его регионе.





В этом нет ничего нового. Донбасс столкнулся с подобной ситуацией в 2015 году, когда медиабоссы российских крупных телеканалов приняли решение кинуть «тяжёлую артиллерию» в виде своих профессионалов на конфликт в Сирии, куда включилась Российская Федерация, отправив туда ВКС. Как раз осенью того года я попал впервые в столицу РФ - Москву. Мне довелось пообщаться с несколькими россиянами, после чего сделал не очень приятный для себя вывод. Москвичи будто бы устали от моих земляков, поэтому при упоминании того, что я из Донбасса, они невольно закатывали глаза. Но важнее то, что натужный вопрос, который задавался явно из вежливости, звучал следующим образом: «Ну как там у вас? Стреляют?».



Очевидно, что вопрос был задан для «галочки». Логика такая - видишь человека, приехавшего из «горячей точки», спроси у него о происходящем на родине. Не столь важно, что и как там на самом деле, просто прояви вежливость.

Но когда в Донбассе работали Евгений Поддубный, Александр Коц, Дмитрий Стешин, Семён Пегов и другие именитые военкоры, то аудитория держала руку на пульсе. Будоражащие видео с мест обстрелов, «картинки» горящих домов, военные в маскхалатах во главе с Александром Захарченко штурмуют украинские позиции в районе Углегорска. А ведь тогда с тех самых исторических событий прошло всего полгода, а о том, что в Донбассе идёт война, все и забыли.



Сейчас в ДНР ситуация изменилась. Договорённости по режиму тишины косо-криво, но работают. Поэтому показывать сочные «картинки» из «горячей точки» не получится. Но не только потому, что боёв нет. Всегда можно показать быт военнослужащих, которые стоят на фронте и всё-таки сталкиваются с обстрелами со стороны украинской армии. Даже фотографии военных в окопах могут напомнить аудитории о том, что Донбасс так и остаётся зоной боевых действий.



После инцидента с военкорами Кристиной Мельниковой и Катериной Катиной, когда девушек лишили военных аккредитаций, репортажей с передовой линии в Донбассе практически не стало. Иногда поступают сюжеты, когда на линии разграничения происходят обмены пленными или же стороны отводят вооружённую технику в отдельных точках соприкосновения. На этом, пожалуй, всё. Иногда местные фрилансеры или сотрудники медиа-ресурсов показывают обстрелы Зайцево или «красной зоны» в Донецке, но их аудитории не сравнятся с той публикой, какая есть у российских военкоров, которые могут одним постом в социальной сети привлечь внимание общественности.



Так произошло, когда военный репортёр ВГТРК Александр Сладков в своём Telegram-канале в очередной раз возмутился условиями работы военных корреспондентов в Донбассе. Кстати, он в своё время вступился за девушек-военкоров, но ситуации это не особо помогло. Вот, что написал Сладков:

«Да, есть брифинги и ежедневные статистические отчеты. Людей нет, реалий нет, судеб нет, сопереживания народа нет. Репортеров в работе нет.

Противник вам попытку «что-то» спрятать в песке не простит. Здесь ничьих не бывает. Мощная информационная военная команда ДНР разгромлена изнутри. Цифровой абзац не заменил героя».



После активизировались донецкие военкоры, которые не только распространяли сообщение Сладкова, но комментировали высказывание именитого коллеги.

Геннадий Дубовой известен многим благодаря его снимкам легендарных комбатов Михаила «Гиви» Толстых и Арсена «Моторолы» Павлова. Журналист не остался в стороне и прокомментировал сообщение Сладкова:

«Полностью согласен со сказанным коллегой. Давно об этом говорил я: бесконечные по бумажке "говорящие головы", унылая в каждом ролике демонстрация физиономий военкоров не показывающих, а опять таки по утверждённой бумажке рассказывающих о происходящем на линии разграничения - всё это, по сути, идеологическая диверсия и саботаж. Ибо "цифровой абзац не заменил героя"», - написал Дубовой.



Катерина Катина тоже разметила сообщение Сладкова в своих аккаунтах в социальных сетях. После девушка опубликовала информацию, которую получила в ответ на репост текста российского репортёра.

«Правильно сказано. Нас убрали, как неудобных в 14 году. Выбросили из жизни. Забыли. А из военнослужащих сделали отстой. Никто не покажет их жизнь в окопе, как мёрзнут зимой в палатках из полиэтилена, когда, чтобы укрыться одеялом, нужно его сначала разморозить и прогреть. Или о форме, которая горит, как порох, или о тонких бушлатах, которые промокают при лёгком дожде, а один слой синтипона уже не согревает при нулевой температуре», - отреагировал подписчик Катиной, чьё имя она не стала раскрывать.



И ведь дело не в том, чтобы сделать из войны шоу, чтобы аудитория, поедая попкорн, почавкивая, следила за происходящим в «горячей точке». Просто в какой-то момент активные боевые действия вновь начнутся. Этого не избежать, как показывает практика Нагорного Карабаха. К тому же, политические процессы на Украине подводят к выводу, что страну скоро вновь могут возглавить те, кого год назад гнали рваными тряпками. И тут уместно будет привести цитату Сладкова:

«Если начнется война, что делать-то будете? Учиться работать по-настоящему? Первый месяц войны, второй... как будете показывать солдат народу? Лубочно? Или никак? Тут жуткими рассказами про пьянство и воровство в армии противника не отделаешься, людей своя жизнь интересует, а не чужая, тем более жизнь алкашей противника», - резюмировал репортёр.



Оригинал: https://asd.news/articles/dnr/informatsionnyy-vakuum/

Дубовой, Военный корреспондент, Мельникова, Медиа, Донбасс, Стешин, Военная журналистика, Пресс служба НМ ДНР, Донецк, Сладков, Война в Донбассе, Информационная война, Поддубный, Катина, Военные корреспонденты, Военная фотография, Пегов, Коц, ДНР

Previous post Next post
Up