Финал лета 2020 года

Sep 03, 2020 12:02


Соревнования, концерт и годовщина трагедии

«Я жду ответа, больше надежд нету.
Скоро кончится лето. Это…»

(с) Кино - Кончится лето

Ехал в трамвае. По обыкновению - в наушниках. Музыка для меня своего рода стеной от внешнего мира. Стоит только вытащить их из ушей, прекратить забивающую звуки жизни музыку, и все, не могу сосредоточиться, начинаю слушать обрывки фраз, стук колес, скрип дверей, ругань и прочие выкрики пьяных пассажиров.

В тот раз ничего не мешало. Музыка, которую слышал в миллионный раз, возвращала меня в дни минувшие, в студенческие годы. Параллельно с этим что-то читал. Уже даже не помню, что конкретно, но только с наушниками мне удается сосредоточиться на чтении. Это многих удивляет, но причина описана выше и повторяться совсем не хочется. Иногда через гитарные риффы и барабанные ритмы пробивался стук трамвайных колёс.

До сих пор мне так и не понятно, как мне удалось не услышать тот взрыв. Мысли были сосредоточены на грядущем мероприятии. В последний день лета в Донбассе вспоминают погибших во время вооруженного конфликта детей. Должны были зажечь свечи на площади Ленина в память о малышах. В рюкзаке болталась камера и пара объективов. В голове продумывал ракурсы будущих кадров, которым не суждено было появиться.



В тот день мероприятие отменили, комендантский час вернули к привычным рамкам (23:00 вместо 01:00), а Донбасс ждали серьезные перемены. Разумеется, ни о чем этом я не подозревал, когда вышел из трамвая, продолжая слушать привычные металкор. В сети уже во всю обсуждали прогремевший взрыв где-то в центре Донецка. Спустя несколько часов я буду сидеть на бордюре вместе с остальными журналистами, листать сообщения в Telegram, которые и сообщат о том, что же на самом деле произошло на бульваре Пушкина.

С тех пор прошло два года.

На полигоне под Торезом

Собирая рюкзак для поездки на полигон, не был уверен, что грядущую съемку переживет мой затасканный Canon. Положил мои привычные советские объективы, сверху кофр с камерой. Заранее очистил карточки и зарядил аккумуляторы. В общем, привычное для подобных поездок дело, чтобы быть наготове, если батарейка сядет или карточка закончится из-за огромного количества однотипных кадров, которые я, впрочем, никогда не удаляю, а храню, несмотря на то, что где-то не удалось подобрать необходимые настройки, а где-то композиция настолько отвратительна, что никогда этот кадр никому не покажу. А может быть, наоборот, среди плеяды снимков отберу тот, на который не обратил внимание при первичном осмотре. В общем, пригодится.



За окном автобуса мелькали ветви одинаковых кустов, деревьев. Потом они сменялись полями. На горизонте появилась Зуевская ТЭС. Её как-то удалось сфотографировать на рассвете. Неплохо получилось. Каждый участок этой дороги возвращал к какому-то событию. За последние пять лет по ней пришлось ездить много. Даже коронавирусная пандемия не помешала в этом году отправиться в окрестности Тореза.



Вот поворот. На нем мы вышли для проверки аккредитаций. В 2017 году здесь мы стали свидетелями того, как поднялся фонтан из земли. После на Саур-Могилу первый Глава ДНР Александр Захарченко привезет металлические шарики, которыми была начинено заложенное на обочине взрывное устройство. Очередное покушение, которых было огромное количество. Весной 2017-го удалось избежать трагедии.



А вот и тот самый полигон. На нём в январе 2018 года во время съемки отработки действий расчетов БМ-21 «Град» моя камера упала прям на поворотный экранчик. Он зачерпнул немного земли, которая въелась в образовавшуюся трещину на корпусе. «Шрам» до сих пор отправляет меня к тому морозному январю, комьям грязи и вкусному армейскому сухпайку, которым меня накормила «Корса».



Состязания танковых экипажей начались по запланированному графику. Первый Т-72Б, которым управляли танкисты ДНР, преодолел «змейку» и «эскарп», а после вышел на огневой рубеж. Прогремели три выстрела. На трибунах восторженно ликовала толпа. Дети в шлемах танкистов и военной форме в бинокль рассматривали появляющиеся на горизонте огоньки и разрывы рядом с мишенями. Следом танкисты проходили «минное заграждение», «колейный мост», «гребёнку» и выходили на скоростной участок. И так еще два круга. Остальные экипажи должны были повторить всё это.



Этот год не стал сенсацией. Так выходит, что чаще всего в соревнования танковых экипажей побеждают танкисты из соседней Луганской Народной Республики. И вновь команда из Луганска стала триумфатором.

Пока шло награждение, я пытался снять портреты танкистов. Не зная, кто конкретно победил, мне удалось сделать снимок командира экипажа-победителя. Это был молодой парень с серьезным выражением лица. Он куда-то целеустремленно смотрел. Для себя я нашел оправдание - он догадывался, что его снимают, поэтому он куда-то смотрел и параллельно вслушивался в то, что говорят со сцены, где стояли генерал-майор Денис Синенков и Глава ДНР Денис Пушилин. В самом конце объявили победителя, и командир экипажа поднялся за заслуженным трофеем.



- Хочу от чистого сердца всех поблагодарить за подаренный этот день. Отдельно поблагодарить экипажи за то, что показали лучший и настоящий мастер-класс, поздравить команду из Луганской Народной Республики, как лучшую среди равных. Мы все дети одной земли. Нам по большому счету делить-то особо и нечего, - сказал по завершению церемонии награждения начальник НМ ДНР Денис Синенков.

Уже дома, во время отбора кадров заметил, что вездесущая пыль все-таки попала на матрицу камеры. Но это меньшие потери, которые можно было предположить. Подготавливаясь к выезду, предполагал, что на фотоаппарате могут появиться новые отметины, которые в дальнейшем будут напоминать об очередном состязании танковых экипажей. Хотя он мало чем отличался от того, что мне доводилось видеть. Тем более, что в 2017 году всю полосу препятствий мне удалось проехать верхом на броне. Тогда пришлось трижды мыться, чтобы наконец-то избавиться от полигонной грязи.

Праздничные концерты

Лучи августовского солнца проникали на лужайку в парке Ленинского комсомола сквозь фрагменты конструкции монумента «Твоим освободителям Донбасс». На подстилках сидело огромное количество людей. Кто-то брал с собой раскладные стульчики, у кого-то были кариматы, а кто-то устроился на мостике дружбы. Справа разместились двое девушек, которые не вылезали из своих смартфонов. Они что-то снимали, а после утыкались в дисплеи. Чуть дальше лежал мужчина и мирно спал, умостив удачно свою голову на пластиковой бутылке с соком. Перед нами была компания, которая покачивалась в такт с музыкой, которая лилась из колонок. Джазовый фестиваль был в разгаре. Донецкие музыканты давали живой концерт под открытым небом. Ровно так же, как и год назад, когда в Донецк приезжала пианистка Валентина Лисица и вместе с симфоническим оркестром донецкой филармонии устроила потрясающее представление.

В этом году обошлось без громких имён. За последнее время в Донецке появились собственные знаменитости музыкальной индустрии. Симфонический оркестр донецкой филармонии сумел «приучить» донецкого слушателя к качественной классической музыке. Началось все постепенно - с рок-хитов. Дирижер Данил Милка собрал потрясающую программу, которая стала настоящим бестселлером и проводником в классику. После были совместная программа «От классики до рока», где первая половина выступления полностью состояла из классических произведений признанных мастеров, а вторая - из избранного из программ «Рок-хиты» и «Легенды русского рока». Итогом этого стала огромная масса людей, которая приходит слушать уже и классические произведения под открытым небом.

Стемнело. Темноту рассеивали сценические софиты. На сцене - донецкие музыканты. Несмотря на темноту, люди не расходились. Все так же сидели и слушали джаз.

***

На следующий день я толкался в заполненной маршрутке. Вечером только в праздничные дни автобусы могут быть заполнены пассажирами до такой степени, что приходилось выходить из салона, чтобы выпустить очередную группу людей, а им на смену заходило вдвое больше дончан. Для большинства из них пункт назначения - парк имени Щербакова. Сегодня там жители шахтерской столицы отмечают День города Донецка и День шахтера.

После пришлось толкаться в толпе на мосту через первый городской пруд. На фонарных столбах городские власти разместили таблички «Донецк - город-герой» с черно-сине-красным триколором. Люди постоянно останавливались, делали фотографии и продолжали двигаться дальше. На одном из участков расположились уличные музыканты. Рыжий парень пел песню Би-2 «Держаться за воздух». Эту группу навряд ли удастся услышать в живую в Донецке, учитывая политические взгляды музыкантов коллектива. Зато донецкие любители исполняют каверы абсолютно бесплатно за донаты в виде нескольких монет от прохожих.



Я также останавливался, чтобы сделать несколько кадров с толпой. В экранчике увидел, что в самом парке также нет свободного места. Начиная с перехода, где также играли уличные музыканты на акустических гитарах, но песни «Агаты Кристи», тянулся человеческий поток прям к самой сцене, где уже пел вокалист группы «Opium Project». Подобный снимок необходимо было сделать, чтобы в очередной раз опровергнуть тезис украинских СМИ о якобы «пустом» Донецке. Журналисты с противоположной стороны фронта регулярно используют мои снимки для того, чтобы показать украинцам пустынные улицы шахтерской столицы. Разумеется, выбирают нужные кадры, вырывают фразы из контекста, а после подают эту информацию конечному потребителю. То есть, это полуправда, которая значительно хуже чистой лжи, так как она маскируется, пытается выдать себя за объективность, но фактически обманывает украинского читателя о событиях, происходящих в Донецке.



Понимаю, что бессмысленно переделывать украинских журналистов, которые выполняют заказ государства - участвуют в информационной войне. Но всё же не мог отказать себе в удовольствии опровергнуть в очередной раз полуправду СМИ Украины.

Пробирался сквозь толпу, раскидывая во все стороны неуклюже извинения. Рюкзаком задевал стоящих людей. Люди провожали меня недовольными взглядами. Я отвлек их от представления. Перед сценой была образована т-образная пресс-зона. По ней сновали молодые парни и девушки с камерами и бейджиками на шеях. Вокалист «Opium Project» пел песни «Руки вверх». Очевидно, что продюсер Сергей Жуков разрешил своему проекту петь свои композиции. Тем более, что голоса певцов очень похожи. Если не смотреть, кто на сцене, то можно было предположить, что в Донецк приехали вокалист «Руки вверх». Донецкая публика с удовольствием громко подпевала артисту.



Аналогичная ситуация была, когда на сцену вышел экс-вокалист «Отпетых мошенников». Песни, которые были популярны в 90-ые и начале нулевых, пришлись по душе дончанам. Пели, танцевали, прыгали, зажигали фонарики на телефонах. Постепенно темнело.



За сценой уже готовилась выходить группа экс-солиста «Агаты Кристи» Вадима Самойлова. Музыканты собрались в круг, обнявшись и устремив взгляды в пол. Ритуал перед выходом на сцену. Подобным образом некоторые спортивные команды готовятся провести поединок. Судя по реакции публики, многие пришли именно на Самойлова. Рёв толпы был оглушающим, когда Вадим подошёл к микрофону.

Вторая годовщина

Не удивительно утром 31 августа у бюста Александра Захарченко на Аллее героев в парке Ленинского комсомола увидеть российского рокера. Вадим Самойлов принимал участие в мероприятиях в память первого Главы ДНР. Вместе с участниками своей команды рокер положил гвоздики к бюсту, а после Вадима обступили журналисты. Он со всеми пообщался и ушел в тень.



Мне понравились слова, которые озвучил Самойлов в интервью. Понравились, наверное, потому, что сам думаю так же. Он буквально озвучил то, что было в голове.

- Александр Захарченко относится к тем сынам Донбасса, сынам русской земли, которых вытягивает сама история, которые берут власть не потому, что любят власть, а потому что обязаны её взять. Это великий человек, поэтому я сегодня здесь, - объяснил журналистам музыкант.



Незаметно к бюсту двигалась пара. Женщина была одета в черное, на мужчине - черная поло и черные брюки.

- Давай подойдём к Саше, - негромко предложила мужу Тамара Захарченко.



Мужчина кивнул. Оба подошли к бюсту. Женщина положила цветы, а Владимир Захарченко прикоснулся к гранитному постаменту. Обратил внимание на то, что родители Александра Захарченко всегда прикасаются к памятникам своему сыну. После журналистам Тамара Захарченко расскажет, что часто бывают здесь и на кладбище «Донецкое море». Приходят, просят у него поддержки, а после возвращаются домой и проблемы кажутся уже не такими серьезными.

Потом появились местные политики. Следом - Глава ДНР Денис Пушилин, жена Александра Захарченко Наталья с огромным букетом цветов. Церемония возложения проходила без речей. Курсанты ДонВОКУ выстроились у бюста Героя ДНР Михаила «Гиви» Толстых, который был установлен несколькими днями ранее. Люди проходили мимо строя, возлагали цветы, а после уходили в тень деревьев. Только журналисты бегали вокруг, щелкали затворами, перешептывались.

***

Пахло по-осеннему. Бульвар понемногу покрывался опавшей желтой листвой. Она и создавала осенний запах. Хрустящие ржавые листочки были разбросаны по брусчатке. Передо мной переходила дорогу пожилая женщина с парой темно-красных цветов. Водитель пропустил пешехода. Несложно было догадаться, куда она шла. Люди поодиночке и небольшими группками шли к бывшему кафе «Сепар», которое стало местом гибели Александра Захарченко.

Я, действительно, не могу понять, почему два года назад не услышал тот самый роковой взрыв. Ехал от него не так далеко, но, видимо, музыка в ушах настолько отрезала меня от окружающего мира, что даже хлопок остался мной незамеченным.

Люди собирались у магазина «Донецкий сувенир». Но флаги на флагштоках были приспущены. На месте гибели первого Главы практически сразу был установлен гранитный камень, два портрета - Александра Захарченко и его телохранителя Вячеслава Доценко, а также деревянная лавочка. На ней никто не сидит. Там часто можно увидеть прикрепленные фотографии, цветы. Причем, это вне зависимости от даты и времени года. Люди круглый год несут сюда то, что им дорого в память о первом Главе ДНР.



Старые выцветшие снимки сняли со спинки лавочки. На их месте появились два стихотворения, написанные на двух клетчатых листах бумаги чьей-то рукой. Слева - флаг «Оплота Донбасса». Молодые парни и девушки вновь надели белую форму общественного движения, которое больше не является актуальным.



Пока журналистам объясняли, как будет проходить траурный митинг, на бульваре образовалась толпа. Поток людей заполнил территорию перед печально известным кафе. Люди были разных возрастов и профессий. Пожилые и дети, взрослые и совсем юные студенты. Появились Денис Пушилин, Наталья Захарченко и родители Александра Владимировича.



И вдруг тишина. Такая знакомая. Слышал её не раз. Она возвращает в тот самый день, когда шаги эхом отбивались о стены домов. И никто будто и вовсе не говорил и слова. Молчали. И будто никаких двух лет без Захарченко и не было. Всё те же состязания танковых экипажей, что и в 2017 году, когда я ещё работал в пресс-службе НМ ДНР, концерт Вадима Самойлова, как весной 2015 года. Но всё же не то. Перемены произошли, и с ними также свыклись, как в свое время с тем фактом, что приходится жить по соседству с боевыми действиями.



После речи Дениса Пушилина люди двинулись к ступенькам «Сепара». Постепенно образовывалась гора из цветов. Часть людей подходила к гранитному камню с деревянной лавочкой. Стояли, смотрели на портреты, а после выстраивались в очередь к родителям Александра Владимировича. Говорили о чем-то с Тамарой и Владимиром Захарченко, жали руки, читали стихи. Девушки в белой форме плакали, стоя перед гранитным камнем. И все повторяли «Батя».





Люди долго не расходились. Говорили шепотом, смотрели на цветы и лампадки, а после растворялись в городской суете. И день шел к концу. Вместе с ним заканчивалось непростое лето 2020 года.



Оригинал: https://asd.news/articles/dnr/final-leta-2020-goda/

Захарченко, Донбасс, Глава ДНР, джаз, Донецкая филармония, фотография, Отпетые мошенники, соревнования танковых подразделений, Александр Захарченко, Торез, музыка, Донецк, Вадим Самойлов, Бульвар Пушкина, сепар, Самойлов, годовщина, состязания танковых экипажей, ДНР, филармония, Первый Глава ДНР, концерт

Previous post Next post
Up