В Донецке состоялся показ документального фильма об Александре Захарченко
Слепящий диск на небе лениво и нехотя катился за спины донецких высоток. Слабый июньский ветер сдувал дневную жару с брусчатки на бульваре Пушкина. Получалось неважно. Поверхность под ногами была горячей, что не мешало людям сидеть на плитах, подложив листы картона. Были и те, кто приготовился заранее - взяли с собой пару подушек и несколько ярких пледов. Из соседнего кафе «Онегин», которое расположилось в помещении, где раньше была «Львiвська кав’ярня», доносилась игра саксофона. Если музыку можно сравнить с водой, то она залила все окрестности и несла по волнам сменяющихся нот. Постепенно амфитеатр перед памятником Александру Сергеевичу стал музыкальным бассейном. В него стали «нырять» люди. Каждый находил удобное местечко, садился и ждал начала показа документального фильма.
Вечер пятницы летом - особое время. Рабочие заботы остались позади. Впереди - два быстро несущихся выходных дня. Это время хочется растянуть, смаковать каждую минуту, наслаждаться ощущением того, что завтра наверняка не нужно будет думать о работе. Ко всему прочему добавляется приятная погода. Нет раздражающей жары, от которой тело превращается в фонтан, и в то же время холод не заставляет укутываться в одежду, чтобы не трястись от каждого дуновения ветра. Поэтому горожане не торопились жить завтрашним днем. Собой заполонило приятное настоящее. Вальяжно прогуливались юные девушки с пышными губами цвета спелой сливы. Мальчики-хипстеры в коротких шортах и майках катались на небольших велосипедах. Молодые родители катили коляску со спящим младенцем. Школьница вела на поводке-ниточке неуемного пекинеса. Пес пытался вырваться - то ли обласкать прохожих, то ли облаять. Ему навстречу несся неудержимый бигль. Собаки обнюхивали друг друга. Парочка подошла к передвижной кофейне. Баристы появляются на бульваре в теплое время года и становятся центром внимания прогуливающихся горожан. Рядом с бюстом Пушкину девочка в разных кроссовках, синих хлопковых штанах и черной майке неумело пыталась проехать на скейте хотя бы пару метров, но спотыкалась и едва не падала, но на подстраховке была подружка, которая уж точно не допустила бы этого.
Когда гости из России впервые попадают на бульвар Пушкина в самом сердце Донецка, то тут же стремятся назвать его донецким Арбатом. Моя последняя поездка в Москву убедила в том, что такое сравнение не совсем уместно. Осенний вечер в российской столице показал мне, что донецкий бульвар больше похож на парк на Чистых прудах. Не хватает только водоема для полного сходства. Хотя вполне вероятно, что я ошибаюсь и людям, живущим в Москве, виднее. В любом случае, бульвар, названный в честь русского поэта, в центре Донецка - место необычное. Оно сильно отличается от всего, что его окружает. Это будто островок, контрастирующий со всем остальным Донбассом. Вокруг - города с экономическими и социальными проблемами, простаивающая промышленность, боевые действия и очереди на КПВВ, а здесь будто всего этого нет. Люди проживают несколько часов какой-то совершенно оторванной от реальности жизни. Модные кафе, пропитанные кальянным дымом, залитые неоновым светом дорожки, уличные музыканты с характерным донецким акцентом, гироскутеры и пони. Все это будто филиал прошлой жизни Донецка. Небольшой пробник того, чем жила шахтерская столица до боевых действий. Хотя и до войны проблем хватало, и большая часть городов не имела того, что было в Донецке.
И вдруг в идиллию июньского вечера врываются звуки взрывов, свист пуль и люди в камуфляжной форме. А вокруг собрались люди и смотрят на это. Несколько десятков зрителей уставились в конструкцию с натянутым полотном и колонками. Проектор ретранслирует картинку с ноутбука. На экране - «Его оплот», документальный фильм военкора Семена Пегова о его друге, как он сам говорит в ленте, первом Главе ДНР Александре Захарченко. В день рождения донецкие общественники и активисты решили таким образом почтить память знаменитого дончанина.
Еще перед началом фильма, когда в амфитеатре не начался показ, прохожие любопытно заглядывали внутрь, чтобы понять, почему люди собрались и чего-то ждут. Потом узнавали, что это не очередное увеселительное мероприятие, разворачивались и уходили. Они, будто гости из внешнего мира, заглянули посмотреть одним глазком, чем там живет параллельная вселенная. Им явно не хотелось тратить вечер пятницы на фильм о реальности. От войны хочется убежать, спрятаться и не вспоминать. Не теребить раны. Да, и нужно признаться, что девушкам, которым на момент начало войны было по 17 лет, не сильно интересно смотреть на то, как взрослые мужики вспоминают начало боевых действий. Хотя неправильно будет вешать на всех такой ярлык. Среди зрителей были молодые девочки, которые в 2014 году еще учились в школе, но, тем не менее, интересуются тем, что происходит вокруг.
Тем временем на экране люди в военной форме пробирались по траншее в Авдеевской промзоне. Александр Захарченко прищурив один глаз смотрит в прицел снайперской винтовки. На фоне кто-то из близких к первому Главе людей вспоминает подробности боевых будней руководителя Республики. Свистят пули, разрываются снаряды. Военная реальность ворвалась на островок беспечной жизни. Хотя она отсюда никуда не уходила. Маскировалась, пряталась за мишурой, за шумом электронной музыки, терялась в детском заразительным смехе. Из колонок доносится рассказ Захарченко об обороне Шахтерска. Исполосованный окопами город выглядит как обычно. Визуальные раны затянулись. Бывший комбат «Оплота» заходит в уличное кафе с небольшим столиком на максимум четырех человек. Там уже сидят участники тех боев. Приехали, чтобы отпраздновать успешную боевую операцию. Жмут крепко руки, обнимаются. За столом сидит боец, у которого вместо правой ноги теперь протез.
Меня не оставляла мысль о том, что почти два года назад в нескольких сотнях метров от амфитеатра, где шел показ фильма «Его оплот», был убит Александр Захарченко. Причем находится это место на том самом островке безмятежности, куда люди приходят забыться. Тогда был похожий теплый летний вечер, когда прогремел взрыв, унесший жизнь первого Главы ДНР. Горожане также прогуливались по мирному бульвару, а могли стать еще одной жертвой теракта. Сегодня, в день рождения Захарченко, с самого утра дончане несли цветы к месту трагедии.
До конца фильма не досидел. Знал, что будет дальше, так как видел уже эту работу. Концовка слишком эмоциональна. В памяти и так свежи обрывки воспоминаний того рокового вечера. Кадры с камер наблюдения стали бы кристалликами соли, которые кто-то незримый сыпет на незаживающую рану. Поэтому я ушел.
За пережевыванием мыслей, эмоций и воспоминаний незаметно пролетела набережная Кальмиуса и почти пол-литра кофе. Перед глазами мелькали дни из прошлого. Осенняя площадь Ленина в день инаугурации Захарченко, остановка общественного транспорта, залитая кровью и пропитанная запахом жженного человеческого тела, кабинет с двумя огромными триколорами ДНР и РФ, крепкое рукопожатие и огромная толпа у театра оперы и балета, скандирующая «Спасибо, Батя».
Мимо по вечерней набережной проходили люди, на лавочках сидели компании молодых парней и девчонок, мотоциклисты собирались в путь с красивыми спутницами за спиной, а лягушки переквакивали музыку в наушниках. Город живёт. Осознание, что жизнь побеждает войну, греет душу. Отрадно вдруг становится где-то внутри. Именно этого и хотел Александр Захарченко. Чтобы Донецк был цветущим и радостным городом. Да, неверно будет утверждать, что столица ДНР живёт полной жизнью. Проблем более, чем хватает. И такие места, как бульвар Пушкина нужны людям. Долгое время диссонанс не позволял мне увидеть этого. В голове не помещались военная и мирная реальности, причем на небольшом клочке земли в неразрывном единении. Оторванный от военной реальности небольшой уголок в самом сердце Донецка служит отдушиной для горожан. Здесь можно хотя бы на пару часов отвлечься от войны, социальных и экономических проблем, убежать от политики, проникающей и заполняющей собой все свободное пространство. Захарченко предпочел бы передовую этому месту, но все же в своих мечтах он рассказывал о пышущем жизнью Донецке, огромном столе, за которым соберутся все выжившие, вспомнят ушедших, а после продолжат жить, но уже с учетом пережитого.
Удивительно, как текст, который должен был быть посвящен воспоминаниям об Александре Захарченко, превратился в размышления о войне и мире, которые будто уже не могут жить друг без друга. В любом случае, первый Глава ДНР был бы рад увидеть Донецк живущим без войны, радостным и счастливым настолько, насколько ему позволяют обстоятельства.
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/vecher-nerazryvnogo-edineniya-voyny-i-mira/