Возвращение в 2016-ый год
Медиа сфера включила режим «мягкого давления». С экранов телевизоров, на страницах информационных ресурсов, в социальных сетях так или иначе пытаются убедить зрителя остаться дома. Онлайн-кинотеатры на время действия карантина предоставляют бесплатные премиум-аккаунты, а в перерывах между развлекательными передачами на каналах транслируют инструкцию по поведению во время пандемии коронавируса, где первым пунктом значится - «оставайтесь дома». Звёзды эстрады, кино и просто знаменитые люди записывают ролики из своих уютных особняков, пропагандируя определенные тезисы.
Власти не могут насильственно заставить людей изолироваться от социума, поэтому применяют лидеров мнений, которые должны убедить население в необходимости таких мер. Раньше, в разгар рабочей недели, когда аврал и нервы высасывают силы, хотелось оказаться в своей скромной квартирке, чтобы отвлечься от давления трудовых будней. Сейчас просьба остаться дома воспринимается как ограничение, к тому же театры, кафе, торгово-развлекательные центры, спортклубы закрыты.
Приезжая в Донецк, люди из мирных городов удивлялись комендантскому часу, с которым дончане живут уже шестой год. Ведь хочется засидеться в караоке, петь песни с друзьями, а после заполночь веселой компанией пройтись по улицам ночного города. Что за вечер пятницы или субботы без тусовки? Но привыкли обходиться без этих атрибутов мирной жизни. Домой возвращаться к 10 вечера. При том нужно планировать дорогу с учетом графика работы общественного транспорта - после 21 часов можно доехать только на муниципальных автобусах. Все это для большинства обычных городов может показаться невыносимым, но для ДНР - это неотъемлемая часть жизни.
Сегодня мне вспомнился летний вечер в 2016 году. Накануне комендантского часа мне не удавалось вызвать такси, я мог остаться на улице во время действия запрета передвижения. С такими ограничениями живёт Донецк, начиная с весны 2014 года.
***
Красивее Донецка может быть только ночной Донецк. Когда глядишь на столицу Донецкой Народной Республики с высоты птичьего полёта, замирает дух и сердце наполняется гордостью за родной край. Ночной город похож на звездное небо - он так же усыпан тысячами огоньков. Каждый светлячок вмещал в себя чью-то историю. Свет в окнах квартир, где люди проживали свои истории, наполненные шекспировским драматизмом; движущиеся, едва уловимые светлячки-машины, везущие своих пассажиров в пункт назначения, а где-то вдалеке светлячки освещали донбасские горы- терриконы. Вдруг на горизонте стали видны красные точки, которые устремлялись в небо и распадались на несколько частей. Зенитные установки "работают" по беспилотникам противника, который пытается разведать территорию для нанесения следующего предательского удара. Ежедневно защитникам Донбасса приходится бороться с назойливыми "мошками". Донецкий тир. Сейчас тяжело представить жизнь в Донецке без звуков автоматной очереди. Война стала частью нашей жизни. Каждый из нас привык к ней.
Я смотрел на бурлящую жизнь. Постепенно она стала стихать, и все меньше движущихся точек, разрезающих ночной город, можно было увидеть на освещенных фонарями дорогах. Близился комендантский час. Люди спешат домой, чтоб оказаться в уютных пенатах до наступления 23:00. Таксисты рассказывают, что сейчас все более, чем строго. Власти Донецкой Народной Республики пресекают на корню нарушения порядка. Военное время имеет свои особенности и правила, которые нужно соблюдать. Из-за участившихся обстрелов становится понятно, что украинская сторона готовится к ведению активных боевых действий и наверняка диверсанты уже вовсю орудуют в городе. Введение комендантского часа - лишь мера предосторожности.
На часах было уже начало 11-го. Было невозможно вызвать такси. Все службы сообщали об отсутствии машин. Водители спешили домой и предпочитали покинуть рабочее место до начала комендантского часа. Но вдруг одна машина все-таки приехала. Темную десятку было едва видно в темноте. Из салона слышалась музыка типичная для всех таксистов - радио "Шансон". Как оказалось, и таксист был типичным. В нем были собраны все стереотипы из анекдотов о таксистах. Грузинский акцент, фуражка, незнание дороги и массажная накидка на сидение. Каждая его фраза вызывала улыбку.
Я смотрел в окно. Такси мчало меня домой. Фонари за окном превращались в одну сплошную линию. Ветер дул в лицо, навевая тоску и мысли. Я вспомнил прошлый год. Перед глазами стала дата 05.06.15. Ровно год, а я и не заметил, как он пролетел. Год как день. И день как год.
У каждого в Донбассе есть такая дата, которую можно назвать вторым днем рождения. День, когда удалось уйти от костлявой и остаться в мире живых. Для меня этим днем стало 5 июня 2015-го. Вовсю шло перемирие, и мы поехали на фронт, чтобы снять нарушение перемирия украинской армией. Солдаты ВСУ будто знали, что мы едем туда и тут же открыли по нам огонь из минометов. Пришлось сразу прятаться в укрытие, которое в любой момент могло стать братской могилой. Нас было четверо безоружных журналистов, по которым били из тяжелого вооружения. Как только огонь стих, мы отправились фиксировать результаты обстрела. Тяжело было отличить свежие попадание от давних. Весь поселок на улице Стратонавтов был уничтожен украинской артиллерией и танками. Живого места на нем не было. Среди разбитого кирпича, пепла и стекла можно было заметить останки человеческих жизней: фотографии, битая посуда, уничтоженная бытовая техника. "Залп", - закричал один из солдат. Через секунду возле нас вырос столб. Земляной фонтан накрыл нас. Мы поспешили спрятаться у разбитого дома. Я пытался лечь так низко, что казалось, будто трава растет надо мной. Я смотрел в землю. Дыхание сбивчивое и частое. В руке я держал камеру, которая была бесполезна - на ней не было видео. Я мог лишь наблюдать за тем, как каждая следующая мина падала все ближе к нам. 5-я по счету упала в 15-ти метрах от нас. Свист оглушал, а за ним разрывающий барабанные перепонки взрыв. Земля укрыла нас, а по ногам ударила взрывная волна. И вдруг тишина. В ушах стоял звон. Сквозь писк мы слышали, что все стихло. Я не заметил, как мы уже бежали. Мы сели в машину и старенькая мазда несла нас вглубь города, куда украинские снаряды не долетали.
Машина остановилась. "С вас 95 рублей", - с акцентом сказал таксист. Я настолько погрузился в воспоминания, что не заметил, как оказался у дома. Расплатился и вышел в ночной город. На часах было без 5-ти минут 23:00.
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/odin-donetskiy-vecher-pered-komendantskim-chasom/