Однажды в «1703»: реперы, стендаперы и переоценённый российский оппозиционер

Dec 16, 2019 12:00


В общественно-политической жизни России в 2019 году произошли изменения. Она постоянно меняется, трансформируется, в неё включаются новые игроки. Недавнее интервью мальчика-оппозиционера Егора Жукова в выпуске Youtube-канала «Редакция» заставило задуматься меня о том, какую роль играют знаменитые люди от культуры в создании образов. После «московского дела» никому неизвестный студент благодаря поддержке знаменитого репера Oxxxymiron’а обрёл славу и популярность в либеральной тусовке. Его последнее слово перед приговором стали распространять в Сети, им стали восхищаться взрослые и образованные люди, а, как по мне, так он всего лишь искусственно созданное знамя, с которым пойдет новое поколение недовольных режимом в Российской Федерации.

Мой текст будет посвящён моей поездке в Санкт-Петербург, где я смог окунуться в либеральную жизнь современной России, двум новым категориям оппозиционеров от культуры и продаже протеста.



Реперы и стендаперы

Новшеством завершающегося года стали реперы и стендаперы. Обе категории ранее были крайне аполитичными. Но в 2019 они приняли решение использовать свои творчество и популярность для высказывания своей политической позиции, своего несогласия с действующим режимом. Это новые представители протеста от культуры. Рок-музыканты уже давно встроили свои жизни в реальность без митингов, хотя легендарные группы никогда не были революционерами. Это, скорее, стереотип. Но теперь лавры стереотипных борцов с режимом перешли к другим.



Для реперов определяющим был трек наиболее популярного представителя их жанра Oxxxymiron - «Всего лишь писатель». В нём репер от лица вымышленного персонажа говорит о том, что литератору не стоит лезть в политическую жизнь, его дело - писать книги, а остальное не имеет значения. В 2019 всё изменилось. После митингов в Москве, где правоохранительными органами были задержаны участники несанкционированных акций, Мирон Федоров (настоящее имя исполнителя) призвал заступиться за арестованных протестующих. Собрался согласованный с властями митинг, куда пришёл сам репер, а вместе с ним другие популярные люди современной России из либеральной тусовки. Среди них был и популярный стендап-комик и Youtube-блогер Данила Поперечный.

Юмористы, также как и реп-музыканты, вдруг приняли решение активнее комментировать политическую жизнь в России. Во время своих выступлений, ещё в 2018 году, Поперечный уже говорил о президенте Владимире Путине, о задержаниях и других темах. Коллеги по цеху сторонились политических тем, но вдруг в 2019 году и они стали шутить о власти не только в небольших клубах и камерных барах во время «открытых микрофонов», но и на более широкую аудиторию.

Меккой для российской либеральной тусовки является город Санкт-Петербург. Культурная столица РФ притягивает к себе творческих и жаждущих перемен личностей. Здесь чаще всего можно встретить людей, критикующих власть, борющихся с режимом, оппозицию, одним словом.

Вышеупомянутые категории россиян чаще всего говорят о том, что они устали от темы Донбасса. Война в другой стране, по мнению либералов, не должна их волновать, ведь есть внутренние проблемы. Поэтому они проводят арт-акции «Сядь за текст», где читают тексты литераторов прошлого, за которые сейчас они могли бы получить реальный срок. Вот только забывают, что самый яркий фигурант «московских дел» студент Егор Жуков призывал к акциям-протеста, а арестовали его за участие в несогласованной акции, но никак не за пафосные речи на его Youtube-канале.

Мне было интересно побывать внутри этой группы людей. И свою поездку в город на Неве я решил использовать в том числе для этого. Наилучшее место для этого - известный в Youtube и не только питерский бар «1703». Прославился он баттлами, где двое реперов умело и неглупо деморализуют оппонента. Их сравнивают с поэтическими дуэлями прошлого века. В 2017 году был пик популярности этого жанра, после чего просмотры стали резко падать, а вместе с ним и качество поединков. В период, когда я был в Санкт-Петербурге, баттлы не проводили, да и попасть на них, если ты не из своих, невозможно. Зато с недавних пор по средам в баре стали проводить «открытые микрофоны» - мероприятие, где практически любой может выйти со своим юмористическим материалом и проверить его. Чаще всего выступают более или менее профессиональные комики, а не люди с улицы. Кроме того, туда приходит вся питерская оппозиционная общественность: реперы, хипстеры и другие. В общем, идеальное место, чтобы проверить себя на либеральность.

Однажды в «1703»

Моя поездка в Санкт-Петербург летом 2019 получилась очень контрастной. Она показала разные стороны северной столицы РФ. Например, на выставке моих фотографий преподаватель СПбГУ кафедры романо-германских языков с завидным рвением пытался доказать, что все слухи о либеральности Питера завышены, что достаточное количество петербуржцев придерживаются проправительственной позиции, а также поддерживают Донбасс в его борьбе. Доказывать мне это было бессмысленно, так как я и так прекрасно знал, что не только либералами полон город на Неве. Но одно дело, когда мероприятие полностью посвящено теме войны, а другое - попасть в компанию людей, «уставших от Донбасса».

Со стены из багровых кирпичей смотрел основатель города. В Питере особый культ Петра Первого, что не удивительно. На фасаде рядом с лицом императора была фраза «Основателю от потомков». Шёл сильный дождь. У входа в бар пряталась от струй воды компания подростков. Они ждали открытия, чтобы попасть внутрь. Насмотревшись Youtube-роликов, несовершеннолетние мечтают попасть в место, где снимают баттлы, набирающие миллионы просмотров, а из никого не известных графоманов ноунеймы превращаются в именитых баттл-МС. Увы, но вход в «1703» строго по паспортам. Поэтому компании молодых парней пришлось отыгрывать эмоцию «да и не сильно-то и хотелось», когда охранник в кожаной куртке категорически отправил малышей домой.

Из документов, подтверждающих личность, у меня был только паспорт ДНР. По нему я проходил границу, покупал сим-карточку российского оператора сотовой связи «МТС», по нему планировал зайти в бар. У меня были мысли, что в таком либеральном месте, как «1703», могут не принять документ непризнанной даже РФ Республики. Я посмотрел на суровое лицо охранника. Он будто появился здесь из бандитских 90-ых. Обычные джинсы, водолазка под кожаной курткой, недоверчивый взгляд, суровое выражение лица. Мужчина сидел на высоком стуле в проходе. Он протянул руку, чтобы взять мой документ. Не проронив ни слова, он вернул мне паспорт. Всего пару секунд он смотрел на страницу с моим портретом, увидел дату рождения, и на этом «фейсконтроль» был окончен. Меня пропустили. Ватника и пропагандиста, который против свободной Украины. Разумеется, на лбу у меня этого не написано, но мне казалось, что стоит кому-то здесь озвучить, откуда я родом и чем занимаюсь, эти ярлыки тут же приклеились бы ко мне. В моей фантазии меня уже прогоняли со свистом завсегдатаи заведения, так как я опорочил их святыню своим невежеством и взглядами на жизнь. Но этого не случилось. Люди были чаще всего вежливые.

К барной стойке было не пробиться. Сегодня «открытый микрофон». Это очень популярное мероприятие, а ещё оно бесплатное. Можно было прийти, посмеяться, выпить крафтового пива и встретить местных знаменитостей. Дело в том, что «открытый микрофон» организовывают вышеупомянутый Данила Поперечный и хозяин бара Ресторатор (настоящее имя Александр Тимарцев). Сделать фотографию с ними для современных подростков - мечта.

Мероприятие началось с объявления. Снимать ничего нельзя. Что происходит в баре, остается в баре. Комики «обкатывают» свой материал, он может быть сырым, к тому же говорят здесь вещи, о которых массовой аудитории лучше не знать. Ведущая, которая сама также является стендапером, проиллюстрировала свои слова оскорблением в адрес президента РФ Владимира Путина.

Потом были выступления. На разные темы были шутки. Чаще они всё-таки не касались политики. Юмористы говорили об отношениях с девушками, о сексе, о полицейских и гастарбайтерах, о чём угодно, но не о резонансных событиях. Иногда было даже смешно. Иногда зал молчал. Но всё было живо. Кто-то шутил жёстко, кто-то не переходил грань. Залу было весело. А мне жарко.

Долго в душной толпе я не выдержал, поэтому решил пойти ближе к выходу, заодно попробовать пробраться к барной стойке. Среди шума и гама мне удалось расслышать, как кто-то из барменов подшутил над девушкой из Харькова. Шутка касалась войны. Сейчас я уже не могу вспомнить, какой конкретно она была, но помню, что оба забавно поулыбались. В шутке не было чего-то острого, но после скандала, который случился в интернете после каламбура вокруг позывных полевых командиров ДНР, я могу с уверенностью сказать, что кто-то другой из Донбасса обязательно бы обиделся. Для себя я только отметил, что никогда в этом месте не будут трепетно относиться к боевым действиям. Это вполне нормально. Не все ж должны испытывать эмпатию к незнакомым людям. Кроме этого, ни один разговор молодых людей не касался политических тем. Реперы фотографировались со всеми желающими, Поперечный с кем-то говорил у пульта, а Ресторатор с довольным лицом пробирался сквозь толпу с двумя бокалами пива.

Спустя час мне стало скучно. Нужно было уезжать. К тому же, у меня в подсознании сидела назойливая мысль - скоро комендантский час. Она присуща всем жителям современного Донбасса. Компания милых девушек очень подробно объяснила, как работают станции метро и как я смогу лучше всего добраться до пункта назначения.

Продажа протеста

Как оказалась, вся эта политическая активность - лишь выгодный маркетинговый ход. Жажда протеста у юных и неокрепших умов хорошо монетизируется. Поэтому в медиа создаются лидеры-пустышки, которые ничего, кроме Москвы в России и не видели, «золотые» мальчики-москвичи рассуждают о воле и будущем страны, не видя ничего, кроме её столицы.

В это время их вдруг начинают поддерживать люди культуры. Странная штука, ведь очевидно, что 21-летний парень не может разбираться в политике, пусть даже и учится на профильном факультете. В особенности, если он использует пафосные речи. Не только люди из власти умеют сыпать красивыми, но пустыми словами. Неужели человек с британским образованием этого не осознает? А если понимает всё, тогда делает намеренно? Другой вопрос - справедливость. Стоило ли задерживать студента, несогласного с недопуском независимых кандидатов? Думаю, нет. Таким образом, власть только создала новое знамя для оппозиции, подарив минуту славы человеку, у которого в достижениях только задержание во время митинга, Youtube-канал и завышенные амбиции. Стоило заступиться за парня? Скорее, да, чем нет. Но каким образом? Созданием арт-акции «Сядь за текст» люди искусства лишь сравнили творения известных литераторов со студенческим блогом в интернете, таким образом подняв с земли до небес и без того завышенное чувство собственной важности Жукова.

В то же время, кому-то будто захотелось закрыть свой гештальт. Для того, чтобы оставаться своим в тусовке, нужно быть активным в политике, чтобы после никто не смог спросить «а где ты был во время митингов в Москве?»

Хотя, возможно, и не было никакого плана. А просто люди, начитавшиеся книги Зыгаря «Империя должна умереть», посчитали себя новыми революционерами, хотя в реальности никто из них никогда на себе не ощущал реальной опасности сесть за текст, как бывает в той самой Украине, куда они ездят выступать, но отказываются замечать ту самую несвободу, о которой так любят говорить в своих выступлениях, песнях и шутках.

Оригинал: https://asd.news/articles/dnr/odnazhdy-v-1703/

реп, Российская Федерация, 1703, Данила Поперечный, Россия, Москва, РФ, оппозиция, Егор Жуков, Зыгарь, oxxxymiron, Санкт-Петербург, стендап, московское дело

Previous post Next post
Up