Внимание тех, кто интересуется вопросом вооруженного конфликта в Донбассе, было приковано к французской столице. В Париже лидеры «Нормандской четвёрки» должны были обсудить последующие шаги для мирного урегулирования войны в ЛДНР.
Разберём встречу, как она проходила, о чём договорились стороны, и чего стоит ждать Донбассу по результату саммита во Франции.
Саммит
Долгожданные переговоры глав государств-участников «Нормандского формата» состоялись 9 декабря, как и было запланировано после отведения войск от посёлка Петровское в ДНР. Изначально было заявлено, что в 21:00 по московскому времени,главы государств должны будут провести пресс-конференцию по итогам встречи, но, как это обычно бывает, переговоры затянулись, поэтому к журналистам лидеры вышли только ночью 10 декабря.
Началось всё вовремя. В 18:00 (по мск) президенты Франции, России и Украины, а также канцлер Германии встретились в Елисейском дворце. Начались двусторонние встречи. На этом этапе начали происходить изменения в графике. Президенты Российской Федерации и Украины должны были провести прямые переговоры только после саммита, но украинская сторона запросила встречу с российской делегацией до окончания «Нормандского формата». Поэтому переговоры в «Нормандском формате» были прерваны для того, чтобы представители Украины и России могли обсудить волнующие их вопросы. Что конкретно обговаривалось во время двусторонней встречи неизвестно, так как она проходила за закрытыми дверями, как и весь саммит в целом.
То, что успели зафиксировать камеры, так это неопытность и неуверенность украинского президента. Старшие, во всех смыслах, коллеги Владимира Зеленского подсказывали, как нужно вести себя во время подобных переговоров. Но это логично, так как для новоиспеченного лидера украинской нации это была первая встреча на таком уровне.
В половину второго ночи лидеры «Нормандской четвёрки» вышли к журналистам с подготовленным коммюнике. Долгое время стороны согласовывали поправки в официальное заявление по результатам встречи.
Итоги встречи
Согласно тексту коммюнике, Франция, Германия, Российская Федерация и Украина договорились о том, что:
- Минские соглашения по Донбассу продолжают оставаться базисом работы в «Нормандском формате».
- Разведение сил в Донбассе планируется провести ещё в трёх новых пунктах к концу марта 2020 года.
- Лидеры «нормандской четвёрки» заявили о приверженности полному выполнению режима прекращения огня до конца года
Кроме этого, во время пресс-конференции было заявлено, что стороны надеются на прекращение огня до конца текущего года. Лидеры договорились об обмене удерживаемыми лицами по формуле «всех на всех» до 31 декабря 2019 года. На линии разграничения должны будут появиться новые КПВВ.
Это те пункты, которые стороны смогли согласовать. Но гораздо важнее то, о чем «Нормандской четвёрке» не удалось договориться: выборы в ЛДНР, закон об особом статусе Донбасса и вопрос границы народных республик с Россией. Как заявил Зеленский, он надеется, что через четыре месяца, когда должна будет состояться следующая подобная встреча, сторонам удастся договориться. Также он добавил, что вопрос выборов в республиках будут обговаривать в формате Трёхсторонней контактной группы.
Провал мирного урегулирования
Как и ожидалось, встреча не привнесла существенных изменений в ситуацию с вооруженным конфликтом в Донбассе. Об этом в Кремле и Донбассе заявляли задолго до встречи. Единственная победа - сам факт встречи. Но на этом «потепление» заканчивается.
Команде Зеленского хотелось преподнести это как победу. Но для того, чтобы это можно было назвать шагом к миру, необходимо было переступить через так называемые красные линии, чего не простили бы националисты, которые во время встречи в Париже митинговали в центре Киева. Учитывая предыдущую реакцию новой украинской власти на агрессивное меньшинство, понятно, что их мнение не даёт Зеленскому пойти на реальные мирные шаги.
Разберём каждый пункт для того, чтобы понять, что переговорщики сохранили статус-кво.
Минские соглашения остаются базисом работы в «Нормандском формате». Пересмотра соглашений не произошло. Этого бы ни за что не допустили в Москве. Киев подписывал «Минск-2» на правах проигравшей стороны. Президент Украины Пётр Порошенко сел за стол переговоров не потому, что жаждал мира, а потому что ВСУ потерпели сокрушительное поражение под Дебальцево. Разумеется, в Кремле никто не собирался идти на встречу Зеленскому, потому что он не ставил подпись под Минскими соглашениями. Это своего рода удавка, которую президент РФ Владимир Путин не намерен отпустить.
Разведение сил и средств должно состояться до конца марта 2020 года. Как показала практика, отвод войск от линии разграничения - процесс долгий, и не всегда Киев его контролирует. ВСУ не могли убрать свои подразделения от линии фронта на трёх более или менее спокойных участках. Что уж говорить о всей территории. Эта задача может стать невыполнимой для Украины. К слову, о невыполнимом.
Прекращение огня до конца года. Этот пункт коммюнике кажется самым популистским. Не было озвучено ни одного инструмента для реализации этого пункта Минских соглашений. Почти пять лет, что существует документ под названием «Минск-2», сторонам так и не удалось перестать стрелять. Что сейчас должно заставить киевских силовиков перестать нарушать договорённости? Какие-то санкции в отношении нарушителя будут применяться? Нет.
Создание новых КПВВ. Прекрасная инициатива, которая должна будет облегчить жизнь людям, пересекающим линию разграничения. Но этот пункт никак не влияет на военную ситуацию.
Не подтвердилась информация, которую озвучивали отдельные украинские политики, о том, что Киев снимет экономическую блокаду с ЛДНР.
По сути, всё осталось на местах. Единственное изменение - обмен по формуле «всех на всех», который будут преподносить, как победу. Он таким и является на фоне полного провала по реальному мирному урегулированию.
Так как стороны в очередной раз настояли на том, что альтернативы Минским соглашениям нет, то продолжим рассуждать в их парадигме.
По логике этого договора, после того, как стороны станут придерживаться режима прекращения огня, отведут войска, обменяются пленными, должна начаться политическая часть урегулирования. Были найдены точки соприкосновения в этом? Нет. Владимир Зеленский хотел пересмотра последовательности выполнения пунктов «Минска-2». Ему было отказано. Границу передавать киевским пограничникам никто не будет до проведения выборов в ЛДНР. Владимир Путин настаивал на внесении изменений в Конституцию Украины касательно особого статуса Донбасса. Киев продлит уже имеющийся закон, так как не успеет до конца года состряпать новый. Вопрос выборов будет вынесен на обсуждение в формате Трёхсторонней контактной группы. Встречи в Минске, безусловно, важны, но чаще всего они являются безрезультативными, либо стороны не выполняют то, о чём было договорено в белорусской столице. В общем, статус-кво.
Этим саммитом стороны показали, что пока никто не готов отступиться от своих «красных линий». Зеленский по-прежнему отказывается вести прямые переговоры с представителями народных республик Донбасса. Украинский президент сказал, что контактирует с представителями Юго-Востока, но только теми, кто покинул неподконтрольные Киеву территории. С остальными (то есть, сепаратистами) украинские дипломаты общаются в Минске. В то же время президент РФ Владимир Путин повторил все те же тезисы, что его окружение озвучивало ранее. Все остались при своём.
В итоге хочется повторить вопрос: а для чего нужна была эта встреча, если существенных изменений она не принесла и миром в Донбассе даже не пахнет?
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/sammit-normandskoy-chetvyerki/