За последние несколько дней мне довелось побывать в трёх крупных городах Российской Федерации, где жизнь сильно отличается от донецкой. Не мог отделаться от сравнения, хотя и осознавал, что оно не уместно. Но всё же, уставшие люди продолжают жить в городе, где на окраине идёт война, куда приезжают не именитые звёзды эстрады, а лишь «сбитые лётчики», где в кафе можно услышать песни из прошлого, которые могут восприниматься неоднозначно из-за политической составляющей.
Говоря о Донецке, сразу представляют боевые действия. В то же время город живёт обычной, хоть и не похожей на другие мегаполисы жизнью. Не окунаясь в информационный мир, вообще может показаться, что война и политические распри существуют исключительно в интернете. Это ошибочное ощущение.
Этот текст о рядовом выходном дне города, который хочет жить.
---------------------------------------------------
Звон колокольчика «портье» раздался эхом по гулкому залу фудкорта в торговом центре. Нужно забрать свой заказ. Холодный ягодный напиток - будто напоминание об ушедшем лете. Рядом со стаканом лежит чек с номером заказа - №19. На часах: 14:36. Этот ТРЦ никогда не пользовался популярностью у жителей города, даже в довоенное время, когда всё было иначе. Сейчас тем более.
Вместе со своим заказом иду на мягкий диван у окна. На этом месте я любил проводить свои перерывы в 2013 году. За окном звенят трамваи. Моргают светофоры. Сигналят автомобили на перекрёстке. Несколько людей стоят на остановке. Сквозь оконное стекло видно, как закипает центр города. Внутри ТРЦ затишье. Штиль. Будто на безлюдном берегу. За прилавком кофейного магазинчика около двух фастфудных стоек засыпает девушка лет 20 с небольшим. Она скролит ленту в Instagram. У стойки быстрой еды стоит молодая девушка с малышом на руках в ожидании своего заказа. Парочка, улыбаясь друг другу, разговаривает о чем-то, что волнует только их двоих. Для них ничего вокруг не существует. Только глаза человека напротив. Всё, что вокруг, не достойно внимания. Остальные несколько человек, будто сонные мухи, жужжат о чем-то своём.
---------------------------------------------------
Листаю ленту в социальных сетях. Баталии по поводу переговоров Нормандской четвёрки, обстрелы южных населённых пунктов, обсуждения сообщений политиков. Поднимаю голову. Вокруг спокойствие. Люди существуют вне информационного пространства. Те, что беседуют друг с другом, оторваны от смартфонов. Им интереснее друг с другом, нежели в медийном океане лжи, подтасовок и манипуляций.
---------------------------------------------------
С холодным напитком я вышел на улицу. Меня обгоняют молодые люди. Куда-то торопятся. Следом ещё несколько человек перебегают перекрёсток. Терпеливо ждёт троллейбус с полным салоном пассажиров. Куда им нужно ехать в выходной день? Отдыхай, лёжа на диване. А что здесь делаю я в это же время? Пожалуй, они задаются тем же вопросом.
В соседнем ТРЦ всё иначе. Тут потоки гостей-покупателей не прекращаются. Незнакомцы обгоняют друг друга, переходят из магазина в магазин в поисках необходимого товара, толпятся в очередях, ждут свободного места на парковке, а потом едут в неизвестном направлении. Продавцы курят на парковке, потом возвращаются на территорию своих торговых площадок, нехотя выполняют свои обязанности.
На парковке поджидает добычу ведущий аскетичный образ жизни верующий. Поначалу может показаться, что он оторван от реальности, но всё меняется, когда он понимает, что на горизонте появился человек, у которого можно попросить милостыню. У верующего длинная неотёсанная борода, затасканное монашеское облачение, растрёпанная обувь. Он выглядит максимально аскетично, но водитель серого Chevrolet отказывает в милостыне и монах исчезает.
---------------------------------------------------
Возвращаюсь в социальные сети. В комментариях: «Вы нам нужны даже больше, чем мы вам! Вам спасибо! За мужество, за терпение, за достоинство! За то, что показали истинно РУССКИЙ ХАРАКТЕР!».
Где-то в мирной огромной столице с десятком миллионов жителей до сих пор обсуждают протесты, действия полиции, настроения митингующих и выборы.
«Уютная коробка мещанского райка
Лубочные картинки про счастье дурака
Типичные сюжеты - культуры суррогат:
Душонка - по дешёвке, а шкура - дорога»
Пока есть доступ в интернет, есть дискуссия. Сидя в таких же, но в заполненных ТРЦ, люди говорят о том, что их беспокоит намного больше, чем жизнь в каком-то военном городе, который когда-то был вполне себе экономически развит, но начались боевые действия и внесли свои коррективы в реальность.
---------------------------------------------------
Вечер. В кафе у дома громко звучит музыка только на выходных. Обычно, это свадьбы или дни рождения. Вдруг заиграли знакомые мотивы. Мелодия врывается через открытое окно. Следом за ней - голоса людей. Задорная мелодия объединила торжествующих. Все дружно подпевают исполнителю. Парень, переодетый в женщину, когда-то был очень популярен. В особенности на таких мероприятиях, как застолье. Помню, как на выпускном дружно плясали с одноклассниками, с которыми после никогда не разговаривал. Верка Сердючка по-прежнему актуальна на праздничных застольях. Даже в Донецке.
Опять в Сети. В Telegram продолжаются нападки. Битва между непримиримыми соперниками: анонимными каналами, позиционирующими себя как оппозиционные, и аккаунтами провластными. Одни будут критиковать всё, чтобы не сделала власть, их оппоненты - хвалить. Параллельно, обкидывая нелестными эпитетами идеологического соперника.
Уже в 10 вечера музыка замолкает. Люди расходятся. За час нужно успеть вернуться домой или найти себе место для ночлежки, а может быть, продолжить застолье под крышей над головой.
---------------------------------------------------
Всё как у людей. Или «всё как у людей»?
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/odin-vykhodnoy-den-v-donetske/