Оригинал:
http://asd.news/articles/ukraina/chernobyl-tuda-i-obratno/ Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк
Из беседы В.И. Ленина с А.В. Луначарским
Чернобыль стал трендом. Кто бы мог представить, что в 2019 тема катастрофы на советской АЭС 1986 года вновь потрясёт весь мир. Поводом для хайпа стал новый сериал от НВО, который стал самым популярным ТВ-шоу в истории.
Учения МЧС ДНР по ликвидации ЧС на объекте с аварийно-химическим веществом. Донецк, 2017
Вокруг фильма ожидаемо разгорелся скандал. Одни восхищались атмосферой и скрупулёзностью создателей при воссоздании эпохи Советского Союза, другие вешали ярлык «западная пропаганда», кто-то искал тайные смыслы и поводы для возвращения к теме техногенной аварии спустя 33 года после происшествия. Отмечу, что у каждого были убедительные поводы, как для того, чтобы оценить титаническую работу, которую проделали западные творцы, так и для критики за излишнюю «клюкву». Как бы там ни было, но факт остаётся фактом - никто не остался равнодушным. Умеют всё-таки на Западе с помощью медиа создавать информационный повод.
Новые подробности для обывателя
Признаюсь, что для меня тема Чернобыля никогда не была интересной. Когда садился, чтобы выяснить, что же такое наснимали американцы с британцами, то поймал себя на мысли, что толком не знаю о катастрофе ничего. Ни имён, ни подробностей ликвидации, ни причин взрыва. Даже с официальной версией был незнаком. Всё, что я знал - дату произошедшего и всё. Мне даже по-настоящему никогда не хотелось попасть в Зону отчуждения. Хотя в период, когда украинская игра «Сталкер: Тени Чернобыля», в которую вошли частично и книга братьев Стругацких «Пикник на обочине», и фильм Андрея Тарковского, а весь экшн строится вокруг Чернобыльской станции, почти каждый пацан жаждал пройтись по опустошённым улицам Припяти. Теперь вдоль линии разграничения сторон вооруженного конфликта в Донбассе можно найти пустоши не менее впечатляющие, чем в Чернобыле.
Так как я не так много знаю о катастрофе, я не буду опровергать недостоверность показанных эпизодов (кроме эпизодов, где «злёй рузький кагэфээсбэщник» угрожает расстрелом честным людям - сложно было представить западный продукт об СССР и без подобного; очевидно, что в действительности такого не было). Мне хочется поговорить скорей о положительных сторонах, которые продемонстрировал сериал.
Все претензии, которые я прочёл в российских и украинских СМИ, были связаны с тем, что где-то создатели не докрутили героизма, где-то опорочили партийных работников, там исковеркали факт в пользу драматизма, где-то сюжет подстроили специально так, чтобы сердце «щемануло». В целом, критика касалась больше политической части сериала. Но даже отечественные журналисты были согласны с тем, что сцены ликвидации были показаны достоверно. Создатели и тут были скрупулёзны, показывая молодых парней, которым на тот момент было меньше лет, чем мне сейчас, идущих на смерть ради того, чтобы спасти миллионы людских жизней.
Именно эти сцены заставили меня окунуться в исторические источники, чтобы прочитать, перепроверить, убедиться в том, что киношники не соврали в угоду тем самым мурашкам по коже и влаге в глазах. Героизм оказался настоящим.
Вот, что вспоминал Камиль Шарифулин, санитарный врач ростовского полка. По специальности был рентгенолог, радиолог.
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС на крыше реактора № 3, 1986 год. Автор фото: Игорь Костин
«Каждому, кого на это посылали, полагалось два выхода на крышу. На самой кровле работали всего 45 секунд. По секундомеру. Боец переодевался в защитный костюм, ему указывали: вон кусок графита лежит. Крыша, как футбольное поле. По двое-трое с лопатами должны были пробежать до графита за 15 секунд. Подхватить его на лопату и за следующие 15 секунд донести до края крыши, где стоял огромный контейнер радиоактивных отходов. Сбросить смертоносный груз в его пасть - и бегом обратно, еще 15 секунд».
Постепенно я погружался в информацию и понимал, что к созданию сериала иностранцы подошли основательно. Я прочёл о подвиге спасателей-водолазов, которые осознанно пошли на смерть, лишь бы предотвратить второй взрыв. Это тоже оказалось не вымыслом западных шоураннеров.
Ликвидаторы. Чернобыль, 1986
«Главной задачей ликвидаторов стало спустить воду из резервуара, осушить его быстрее, чем ядро реактора доберется к нему. Среди спасателей выбрали добровольцев, которые готовы были отдать свою жизнь за спасение целой планеты, ими оказались три инженера. Все понимали: выжить в этой радиоактивной мясорубке не удастся, облучение будет моментальным, но человеческих сил должно было хватить на то, чтобы нырнуть на глубину, отыскать нужный клапан и, открыв вентили, спустить воду. Чтобы указать правильное направление, начальник смены использовал водонепроницаемый фонарь. В его тусклом свете водолазы смогли отыскать клапаны далеко не с первой попытки. Усилия были не напрасны, цель была достигнута, и люди смогли вернуться на поверхность в полнейшей темноте (к тому времени фонарь окончательно погас). Сил на то, чтобы выбраться из смертельного резервуара, у Алексея Ананенко, Валерия Беспалова и Бориса Баранова хватило. Героев встречали овациями и криками радости, ведь их нечеловеческие усилия помогли спасти миллионы людей»
А потом я выяснил, что двое из спасателей живы по сей день. Борис Баранов умер в 2005 году, а Валерия Беспалов и Алексея Ананенко в прошлом году наградил ныне экс-президент Украины Пётр Порошенко. Хотя согласно многим источникам все трое были похоронены в цинковых гробах спустя несколько недель после их подвига. Кстати, сцена захоронения была одной из самых впечатляющих во всём сериале.
Хотя больше всего меня впечатлил реальный снимок ликвидатора, готовящегося к очистке крыши реактора №4. Пусть этот кадр попадался мне и раньше, но сейчас он обрёл ещё большую силу.
Ликвидатор готовится к очистке крыши реактора номер четыре, Чернобыль, 1986 год
Приманка для информации
Яростная дискуссия, впечатляющие кадры, нелепые заявления - всё это подстёгивало углубиться в эту тему и начать поглощать информацию. Так я открыл для себя ужасающую историю Чернобыльской станции заново. Как бы наши киноделы не старались, но с масштабами НВО они не могут пока тягаться. Создать такой продукт, который станет самым популярным во всём мире и это на фоне того, что ещё не утихли эмоции после окончания 10-летней эпопеи «Игры престолов». И тут я соглашусь с теми, кто возмущённо отстаивают память отдельных политических деятелей, работников станции и жителей Припяти, показанных не с лучшей стороны.
Как не крути, но мало, кто станет глубоко разбираться в проблеме, читать документы, искать исторические факты, смотреть документальные фильмы. Для большой массы людей участники тех событий будут такими, какими их показало НВО. Художественное произведение посмотрят миллионы, а до книг доберутся тысячи, а то и сотни. Поэтому я отрицательно отнёсся к тому, что всех собак повесили на Анатолия Дятлова, которого показали некомпетентным карьеристом, жаждущим заполучить повышение любой ценой и пытался избежать наказания под любым предлогом. Хотя в конце создатели обвинили, устами киношного Валерия Легасова, весь Советский Союз. НВО создало картинку того, что творилось в Припять и на АЭС. В сознании обывателя трагедия будет выглядеть такой, какой её показал режиссёр Йохан Ренк.
Сериал «Чернобыль» может стать отличной «приманкой» для тех, кто захочет опровергнуть показанное, или убедиться в том, что западные киношники всё-таки смогли хотя бы раз показать СССР с положительной стороны. Но меня корёжило каждый раз, когда в кадре политики или военные закидывались водкой, потому что она «на халяву» или когда откуда-то из тьмы появлялся сотрудник КГБ. Но уж лучше будут показаны моральными уродами политиканы и партийные карьеристы, а героями - простые работяги, чем наоборот. В жизни ведь часто бывает, что о маленьком человеке забывают в угоду амбициям руководства.
А что наши?
И о досадном. Очень обидно, что подвиг ликвидаторов показали на весь мир не отечественные киношники, а... западная киностудия. Ведь, если откинуть всю «клюкву», то советские люди показаны с положительной стороны. Шахтёры, солдаты, учёные, даже зампред Совмина СССР Борис Щербина (кстати, который родом из Дебальцево) под конец фильма продемонстрировал свою гуманистическую, а не партийную сторону. Что мешало отечественным кинокомпаниям снять нечто подобное? Не фантазию на тему катастрофы, не пропагандистскую историю любви на фоне трагедии, а вот такой сериал с претензией на достоверность? Наверняка, нашим режиссёрам не нужно было бы вставлять «клюквенные» сцены в их продукт, а о достоверности и вовсе не пришлось бы говорить, благо документов хватает, интервью с участниками тех событий.
Ладно, Чернобыль уже в прошлом. Всё, что будет снято после, будут вольно или невольно сравнивать с этим фильмом, потому что в большей степени проект оказался удачным, если отбросить мелкие косяки и откровенные придирки. Но что касательно остального? Например, сейчас я поглощён книгой «Репортаж с петлей на шее», чей автор коммунист Юлиус Фучик получил посмертно Международную премию мира. Чехословацкий журналист, будучи узником гестапо, описал дни человека обречённого на смерть за свои идеологические убеждения. В 8 сентября 1943 года он был казнён, а книга издавалась уже после смерти писателя. Во всём мире известна эта история, так как в ней от первого лица рассказан путь на плаху, со всеми ужасами без прикрас и красочных метафор. Параллельно с тем, как я читал эту книгу, в интернете наткнулся на предсмертные записки будённовских подпольщиков из Сталино (ныне Донецк), которые боролись против фашистских оккупантов, но были пойманы и убиты. Они писали письма своим родным за несколько дней до казни.
Вот к примеру, письмо С. В. Скоблова. 23 - 29 мая 1943 г.
Письмо С. В. Скоблова. 23 - 29 мая 1943 г.
«До свиданья, дорогие друзья! Я умираю на 24-м году жизни. В расцвете сил и творческой мысли должно приостановиться биение моего пульса, а в жилах застыть горячая кровь. В застенках немецкого гестапо последние минуты своей жизни я доживаю гордо и смело. В эти короткие, слишком короткие минуты я вкладываю целые годы, целые десятки недожитых лет, в эти минуты я хочу быть самым счастливым человеком в мире, ибо моя жизнь окончилась в борьбе за общечеловеческое счастье... Прощайте, дорогие товарищи, навсегда прощайте!»
Об этом рассказывают на уроках в школе, это учат историки-краеведы, но публика об этих фактах не знает, а вот о книге «Репортаж с петлей на шее» знают, как у нас, так и за рубежом. Но в этих строчках не меньше ужасах, любви, жажды жить, чем в целой книге чешского коммуниста.
Также, я часто встречаю западные фильмы о военных фотографах, которые снимали войны 20 века. Разве у нас мало достойных? Да, тот же Андрей Стенин, погибший в Донбассе в 2014, чем не герой для отечественного фильма? Но куда более недооценённым я считаю Евгения Халдея, чей снимок «Флаг над Рейхстагом» знает весь мир, а имя автора только те, кому не всё равно. Нашему земляку и при жизни не везло с популярностью, а после смерти и подавно. Разве не достоин экранизации жизни фотограф самой кровопролитной бойни в истории человечества, свидетель Ялтинской конференции, Нюрнбергского процесса и воскрешения из пепла огромной страны, растерзанной ожесточёнными боями?
Быть может, подобные проекты уже запущены в производство или находятся на стадии разработки, но пока эта информация прошла мимо меня.
Тут я соглашусь с военкором Александром Коцом, что и о войне в Донбассе будут снимать украинские и зарубежные криэйторы, а не причастные к конфликту люди с нашей стороны фронта. Я сейчас не беру во внимание шедевры документалистики от Макса Фадеева, как и в целом, историческую хронику, а также художественный фильм «Ополченочка», который я не смотрел и вряд ли посмотрю. Я говорю о масштабных проектах, вроде «Чернобыль» с претензией на достоверность, а не о желании дать очередной «ответ Голливуду». Чтобы кто-то с такой же скрупулёзностью к историческим фактам хотел показать историю о наших героях для наших людей без оглядки на Запад и их киноиндустрию.
Пока этого не случится, нам будут «открывать глаза» на нашу жизнь и рассказывать нашим потомкам о том, как мы жили и какими людьми были.
P.S. В это время вместо того, чтобы заниматься производством фильмов, российская кинокомпания судится с Евгением Баженовым, блогером, который посмел уронить репутацию студии, раскритиковав низкосортный фильм «За гранью реальности».