«Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом.
Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной - уже некому было заступиться за меня»
(с) Мартин Нимёллер
То, что произошло с репером Дмитрием Кузнецовым, более известным под псевдонимом «Хаски», многократно повторялось ранее. Совсем недавно закрывали концертные площадки для Цоя, который после смерти стал символом своего времени, а до этого был поэт Есенин, который тоже был чем-то новым и непонятным, с матом и пьянством, но именно буйные и яркие представители культуры оставляют отпечаток на теле истории.
Это не текст о вкусовщине, отношению к творчеству исполнителя, а о роли в обществе того или иного деятеля.
Попробуем разобраться, что произошло, и почему реп стал новой музыкой протеста.
Репер Хаски в футболке с изображением комбата "Спарты" Арсеном Моторолой Павловым в Донецке. Фото: Александр Стринадко
«Черным черно»
В последнее время дела у Хаски были не ахти. Концерты по всей стране отменялись один за другим. Регулярно музыканты жалуются, что их выступлениям мешают различные активисты или местные власти. Как правило, происходит это после какого-то скандала. Так, в своё время отмены концертов болезненно переживал коллега по цеху Кузнецова Noize MC (Иван Алексеев). Но если у последнего были проблемы из-за его концерта во Львове, где он, обмотавшись флагом Украины, читал свои треки (патриотически настроенное население России не поняло поступок артиста, из-за конфликта между правительствами двух стран, это сделало музыканта «токсичным» и организаторы концертов отказывались от сотрудничества), то Хаски скорей сторонник провластной позиции. В военном Донбассе он выступал перед теми, кого украинские власти и либеральная общественность называют «сепаратистами». Разумеется это не осталось незамеченным. Либералы не приняли позиции репера, который выступил в ДНР.
Хаски в здании разрушенного аэропорта Донецка, во время концерта перед подразделением "Спарта". Фото: Александр Стринадко
Тогда в чём причина того, что концертам реп-исполнителя препятствуют представители правоохранительных органов, которые приходят перед намечающимся концертом и выносят предупреждения владельцам клубов?
Деловое издание «РБК» предположило, что сложности с выступлениями музыканта могли возникнуть из-за обращения депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Владимира Петрова. В письме на имя генпрокурора Юрия Чайки он просил принять меры «по недопущению проведения официальных концертов «рэперов» в РФ до нормализации ситуации в молодежной среде». По мнению чиновника, именно артисты имеют негативное влияние на молодое поколение. Поэтому после Керченской трагедии, когда Владислав Росляков в политехническом колледже устроил массовое убийство, был заблокирован клип Oxxxymiron - "Последний звонок". В ролике были использованы кадры из фильма «Класс», в котором рассказана история двух парней, которые из-за издевательств одноклассников устроили бойню в учебном заведении. Трек был посвящён проблеме насилия среди подростков и страшным последствиям, которым оно за собой влечёт. Представители власти посчитали, что композиция каким-то образом повлияла на керченского стрелка. В список запрещённых артистов попали вышеупомянутые Noize MC и Oxxxymiron, а также, судя по всему, ещё и Хаски.
«Там, где употреблялись призывы к суициду, употреблению наркотиков, отрицанию действующего строя - все, кто употреблял, все в списке были», - пояснил Петров изданию «Говорит Москва».
Несмотря на то, что представители реп-культуры практикуют взаимные оскорбления во время баттлов, но в момент, когда очередному музыканту препятствуют самовыражаться (оправдывая это надуманными причинами, вроде мелкого хулиганства), комьюнити сплотилось. Неожиданно за ватника и пособника «террористов» (по словам писателя Захара Прилепина Хаски просился «на работу» к известному комбату «Спарты» Арсену Мотороле Павлову) вступился представитель либеральной тусовки - Мирон Фёдоров, он же Oxxxymiron.
"Я буду петь свою музыку" или, Historical shit
После отмены концерта в Краснодаре Хаски вышел к своим фанатам, чтобы зачитать вместе с поклонниками свой трек «Ай». Для того чтобы его было видно и слышно всем, репер забрался на крышу автомобиля. Именно это и стало формальной причиной для задержания артиста. Именно формальной, так как музыканты часто после выступлений выходят к людям, и уже на улице образуется импровизированный концерт. Из того, что первым приходит в голову, как-то фронтмен 30 seconds to Mars Джаред Лето вместе с акустикой залез на крышу фургона и пел свои песни вместе с толпой. Задержания не было. В случае с Хаски, получилось иначе.
После этого Oxxxymiron собрал концерт солидарности «Я буду петь свою музыку», где приняли участие Баста (Василий Вакуленко) и Noize MC. Концерт стал своеобразным реперским Вудстоком. Билеты на него разошлись в первый же вечер, когда в своих социальных сетях Мирон призвал людей поддержать своего коллегу.
Между треками Oxxxymiron говорил о вещах, которые его волновали. Было заметно, что музыкант долгое время копил в себе мысли, и площадка Главклуба стала именно тем местом, где он хотел бы озвучить назревшие проблемы в обществе. Во время концерта исполнитель процитировал слова немецкого пастора Мартина Нимёллера. По мнению репера, деятели искусства не пропагандируют наркотики, алкоголь, разбой, проституцию и не сеют ненависть. Музыканты делают слепок из общества, в котором все эти атрибуты присутствуют. Единственное, что они делают - это поднимают проблемы, которые волнуют всех. Во многом, главный посыл уже был написан в треках из альбома «Горгород» - противостояние государства и деятелей искусства.
Концерт "Я буду петь свою музыку" в поддержку репера Хаски. 26 ноября 2018
Ситуация с концертом солидарности беспрецедентная. По истине историческое культурное события для современной России. Для примера, когда летом 2018 похожая ситуация произошла с молодыми панками из «Порнофильмов», рок-сообщество разделилось на сторонников, нейтралов и противников. Объединения комьюнити ради представителя культуры не состоялось. Маститые рокеры-оппозиционеры не говорили о смелости молодых, а скорей ностальгировали о своём прошлом, кто-то проигнорировал конфликт, а были и те, кто поддержали травлю. Наверно, поэтому рок мёртв.
К слову, в день концерта Хаски отпустили. Музыкант не стал комментировать журналистам ситуацию, которая сложилась вокруг него.
Обо всех нас
Будто по спирали, прокручивая события прошлого, но с новыми обстоятельствами, всё повторяются вновь и вновь. Вроде бы время новое, но проблемы те же, что были и тридцать лет назад. Если копнуть ещё глубже, то удивишься, узнав, что 100 лет назад люди испытывали те же проблемы, что и их потомки спустя век.
Всё новое не приемлет «пережитки прошлого» и наоборот. Из-за этого происходят конфликты. Прошлое упорно держится за своё, а новое бьётся за место под солнцем.
Протест, который зреет у «новых людей», которые чувствуют своё время и жаждут его покорить, способствует появлению контркультуры. Чаще всего это люди с другими мыслями, с иным отношением к жизни и структуре общества. Именно они становятся двигателями развития чего-то ранее неизвестного. У консервативного общества, которое привыкло к определённому положению дел, прогресс вызывает страх.
Альтернатива развивается в «подземке», в андерграунде, где её не смогут удавить, как котят на старте их развития. Там она зреет, собирая вокруг себя всё новых и новых единомышленников.
Кавер-концерт на песни Земфиры в донецком клубе "Gung'Ю'баzz. Август 2018
Консерватизм выдаёт обитателей «подземки» за маргиналов.
«Кучка неизвестных и неинтересных никому люмпенов развлекают друг друга низкопробным «искусством». Пусть играются в своей песочнице. Что с них взять?», - кажется тем, кто думает, что они и есть искусство в чистом виде.
Но наступает момент, когда альтернативе становится тесно в уютном подвальчике. Её слово обретает силу и с ней начинают бороться. Громкие звуки и выкрики слышны откуда-то снизу. Разливаясь по улицам городов, они поглощают их. Массы превращаются в тех «люмпенов». Но и на это есть своё оправдание - толпа всегда будет тяготеть к низкой культуре. Так ли это, если уже завтра с теми, кто вчера был андерграундом, борются всеми возможными путями те, кто не хочет становиться прошлым? «Сбитые лётчики» изо всех сил пытаются задавить то, что заменит их на пьедестале.
К реп-культуре можно относиться по-разному. Долгое время ей увлекались единицы, постепенно реп проникал в массы и теперь его слушают все. Это контр-культура, которая становится той самой альтернативой для тех, кто является представителем нового витка истории.
Подобное происходило с роком. Когда-то именно рычащие рифы были голосом улиц, рёвом толпы, требующим перемен в обществе. Рокеры были молоды, с обострённым чувством справедливости, с наивными взглядами, но с искренней верой в то, что они смогут переломить забронзовевший мир. Наступил момент, когда у них это получилось. Но постепенно, не замечая того сами, музыканты старели, обрастали жирком, расслабились и начали наслаждаться своей победой, превращаясь в тех, кого ещё вчера ненавидели. Добившиеся успеха некогда мятежники вписались в массовую культуру, обретают своё место. Их музыка стала «классической» для общества. Вместе с музыкантами выросло целое поколение бунтарей. Их напор также угас, как только начались бытовые проблемы: семья, работа, кредиты, уборка по дому, устроить детей в садик, потом школа, а затем и университет. Уже некогда думать о том, что когда-то тебя не устраивало в окружающем мире - привыкаешь, обрастаешь бронзой вместе со своими кумирами. Не заметили, как стали теми самыми консерваторами, которые не понимают тех, кто вот-вот выберется из подземки, чтобы помочь аккуратно уйти с места под солнцем.
P.S.
Всё, что было сказано выше, касается не только музыки. Литература, наука, архитектура, живопись, журналистика, образование, юмор - все сферы человеческой деятельности. Это не об искусстве, это о круговороте, который повторяется вновь и вновь, независимо от нас и наших желаний.