Жара стояла уже несколько дней. Даже открытое окно не спасало. Сквозь него в салон проникал пылающий воздух, который не освежал, а скорей превращал минивэн в камеру пыток. Но с закрытыми окнами было бы и вовсе невыносимо, поэтому приходилось терпеть обжигающие потоки воздуха.
Барахтаемся по дырам в асфальте. Проползли мимо остановки с указателем "Грозное" - небольшой поселок между Дебальцево и Углегорском. Когда я впервые увидел надпись на украинском "Грозне" и апокалиптический пейзаж после окончания активных боевых действий за населенные пункты, мне казалось, что старые фотографии или сцены из фильма "Чистилище" ожили и я попал в поствоенную Чечню. Но к сожалению, это был мой родной Донбасс. По обе стороны изрытая дорога была окаймлена "зелёнкой" - удобное укрытие для военных. Во времена боев здесь было бы не безопасно проезжать, в любой момент из скрывающих зарослей могли появиться солдаты и изрешетить транспортное средство. К счастью, это осталось в прошлом.
Отправляясь в Дебальцево, я планировал сделать репортаж о том, чем живет город спустя 2,5 года после окончания боевых действий. Времени сделать фоторепортаж о жизни жителей Дебальцево не было, поэтому я возвращался ни с чем. Ещё больше огорчала жара, которая становилось непереносимой, что казалось вернуться в Донецк не получится. Но всё же были очень приятные моменты. Находясь на главной площади перед городской администрацией Дебальцево, мы с коллегами с удивлением смотрели на то место, где зимой 2015-го стоял подбитая бронетехника ВСУ, изрешеченный автомобиль, был разбит штаб спасателей МЧС ДНР. Теперь здесь росли цветы. Роскошные клумбы пестрили на фоне ярко зеленой травы. Мимо проходили мирные граждане, чьи лица были уставшими, но не от ужасов войны, а от погодных условий. Глядя немного с высоты четвертого этажа на город, словил себя на мысли, что город так сильно зарос листвой деревьев, что совсем не видны зияющие дыры в домах. Быть может часть из них уже успели заделать, но в моем сознании они были всё-такими же, как зимой-весной 2015-го.
***
Солнце было в зените, когда наш минивэн остановился перед "Первым республиканским" супермаркетом в Углегорске. "Это был ужас. Будто бы всё Дебальцево и весь Углегорск пришли на открытие",- вспоминает коллега, который снимал репортаж об открытии продовольственного магазина на месте брошенного и разрушенного "АТБ". Здание восстановили и на месте украинской франшизы появился республиканский аналог. Пока журналисты отправились за провиантом, я решил воспользоваться несколькими минутами, чтоб поснимать знаменитый дом по адресу Некрасова 24. Я знал, что времени у меня совсем мало для того, чтоб подготовить полноценный репортаж, но в 2015-ом мне хватило небольшого промежутка времени, чтоб понять насколько тяжело было людям. Несмотря на то, что открылся супермаркет, появились новенькие светофоры, а на соседнем доме красовался баннер с рекламой услуг "Комтела", но всё же впечатление это место оставляло удручающее. Грузные руины немым укором провожали проезжающие мимо автомобили, а новенькие светофоры будто бы в назидание подмигивали водителям красным, чтоб люди могли ужаснуться результатами боёв. Напротив располагался небольшой ларёк, у входа которого сидела продавец и подозрительно смотрела на меня, когда я пробегал мимо в поисках удачного ракурса. Об Углегорске забыли журналисты, но увидеть "военных туристов" здесь можно было, хотя и довольно таки редко. Поэтому моя беготня вызвала мгновенное негодование у полноватой женщины. Её лицо было в цвет красной полосы на флаге Донецкой Народной Республики, в цвета которого была разукрашена стена ларька.
- Люда, давай. Я пошла, - махнула рукой продавцу постоянный клиент. Сейчас здесь каждый знает друг друга по имени. Ведь только сообща можно было пережить ад 2015-го. Женщина с бутылкой газировки и буханкой хлеба под рукой пересекла пустынную дорогу и отправилась в разрушенное троллейбусное депо. Там печально склонившись на один бок стоял помятый троллейбус. Он остался всего один. Раньше их было больше. Опущенные штанговые токоприёмники, выбитые стекла, пустые сидения, спущенные колёса - вид был у него такой же, как и 2,5 года назад. Сразу за депо реяли флаги МЧС ДНР. Спасатели располагаются в здании пожарной части. Ирония судьбы в том, что когда горел дом напротив украинские пожарные не прибыли его тушить.
Мимо руин проезжали автомобили, маршрутные такси, мопеды и велосипедисты. Нужно заметить, что последний вид транспорта очень популярен в Углегорске. За те 10 минут, что я провел у разрушенного дома, мимо меня проехало как минимум трое велосипедистов. Двое из них были пожилые люди. Своеобразная альтернатива общественному транспорту.
Естественно, что за такой небольшой период времени тяжело понять, как живёт небольшой городок после того, как по нём катком прошлась война.
Больше фото