Разгар зимней кампании 2015-го. Пылает фронт. Вооруженные силы Донбасса замыкают Дебальцевский котел. Донецкий аэропорт под контролем ДНР. Батальон "Спарта" едва успел вернуться с передовой после освобождения ДАПа. Мы сидели в небольшой комнатке. Мне пришлось сесть на стол, потому что стул был всего один. На нём сидел с ехидной улыбкой, в черной шапке и нашивкой "Спарта" на рукаве доброволец из Одессы с позывным "Мук". Беседа шла легко и непринужденно. Разговорчивый и обаятельный ополченец рассказывал подробности боев за Донецкий аэропорт.
"На втором этаже старого терминала была укрепленная позиция. То есть, пулеметчик и снайпер. Они нас держали. Не подпускали долго. Тогда "Белый" и "Харьков" взорвали стену, обвалили кусок этажа. Нам открылся сумасшедший обзор. Стоят их ПТУРы и АГСы. Укропы не знали, что мы сверху находимся. Кто-то из ребят предложил увести у них АГС. Сделали петлю. Посмотрели, вроде бы нас не видят. Они представить не могли, что сверху у них уже проблемы. Петлю накинули на АГС. Начали поднимать его. Я представляю шок украинцев, когда они увидели летающий АГС, уносящийся в небеса. Они попытались его отбить. Мы его уронили. Закидали их гранатами",- с детским задором, как будто это была забава или игра, рассказывал боец батальона "Спарта".
Довольный и зараженный позитивом от спартанцев, я вышел из комнаты. Я отсматривал материал, когда подошел к выходу, где столпилась группа людей. Огромные, под 2 метра ростом парни стояли, как школьники вокруг учителя, послушно и внимательно слушая наставника. Командира не было видно. Очень хорошо был слышан знакомый до жути голос. Определенно я слышал его раньше. Но не в живую.
- А это кто такие?,- спросил комбат.
Из толпы военных вышел невысокий мужчина. Он был похож на футуристического пирата. Рыжая борода. Прищур. Обвешан броней. Кевларовая каска. На плече- шеврон "Спарта". В руке автомат Калашникова с подствольником.
- Это журналисты. Они вместе с музыкантами пришли. Интервью у бойцов брали.
Моторола подошел к нам. Рядом со мной стоял Нагора с гитарой, а чуть дальше его продюсер. Перед этим репер спел свои песни для бойцов, которые оказались фанатами его творчества. Комбат протянул руку каждому из нас.
- Ну, вы хоть накормили артистов?,- спросил Арсен.
- Конечно, комбат. Лия их в столовую водила.
Что мне всегда нравилось в военных- искренность, равенство и уважение. Когда Моторола общался со своими подчиненными я не увидел высокомерия, которым пропитаны начальники на гражданке или в тылу. Боевое подразделение отличается от остальных взаимоуважением. Командир ценит рядового и относится к нему, как к равному. Потому что он понимает, что от рядового зависит его жизнь в бою. Война научила каждого из них ценить ближнего, того, с кем плечом к плечу штурмовал терминал Донецкого аэропорта и вышел без потерь благодаря слаженности действий и выполнению указаний комбата.
Это была единственная моя встреча с Моторолой, не считая парадов Победы. Парад- отдельная тема. Мурашки бежали по коже, волна накрывала с головой, когда диктор объявлял: "Во главе колонны командир отдельного разведывательного батальона "Спарта", герой Донецкой Народной Республики подполковник Арсений Павлов, Моторола". Люди забрасывали его БТР гвоздиками. Цветы цеплялись за боевую машину и проезжали весь парад вместе с легендарным ополченцем.
16 октября 2016. День смерти Моторолы. В Республике объявлен трехдневный траур. Флаги приспущены. Развлекательные мероприятия отменены. В людях- опустошенность. Каждый из нас утром 17-го октября проснулся с ощущением, что чего-то не хватает. Чего-то важного и близкого не стало. Как будто частичку души вырвали. Взорвали вместе с Моторолой в лифте, где комбат погиб вместе со своим охранником Евгением Гадлия. Бывает, что человека вообще не знаешь, и вроде бы внешность у него не притягательная, не симпатяшка и не обаяшка, а какой-то даже гном с рыжей бородой (как написал Коц), а так люди грустят. В Донецке можно было не объявлять траур. Дончане и без объявления ощущают траур.
Как только оцепление вокруг дома Моторолы было снято, дончане соорудили народный мемориал у подъезда комбата "Спарты". Куски раскуроченного лифта. Кровь Моторолы впиталась в асфальт, где были разбросаны осколки подъездных стекол. Такие же гвоздики, которые бросали дончане на БТР на параде Победы, сейчас лежали на багровом асфальте. Рядом небольшой пенек. На нём- медленно тлеющие лампадки.
Фото. С Моторолой прощались в "Донбасс Опере". Я знал, что людей будет много. Но количество поражало. Очередь желающих попрощаться с Арсеном Павловым тянулась от площади Ленина. Терпеливо, с цветами в руках, дончане стояли, ожидая своей очереди. Слёз не сдерживал никто. Мужчины, женщины, дети, старики. Ветераны снимали головные уборы перед гробом легендарного спартанца. На подушках - многочисленные награды. Вокруг сослуживцы. Держались, но слёзы были сильнее. Рядом с Арсеном- его жена. Любящая. Она нежно обнимала его голову, провожая в последний путь.
Фото. В интервью Life.ru первая жена Арсена рассказала журналистам, что Моторола считал, что рожден для войны. Я считаю, что он был рожден защитником. Он защищал народ Донбасса от украинской агрессии. Поэтому проводить комбата "Спарты" в последний путь вышли тысячи дончан. Когда вынесли гроб, толпа разразилась "Спасибо!", "Слава герою!", "Спарта!". Глядя на шествие, я понял, что жить нужно так, чтоб о твоей гибели сожалели все вокруг.
Фото. Хочется сказать спасибо за то, что простой россиянин в 2014-ом решил приехать помочь народу Донбасса в его борьбе с новой украинской властью, помог оборонять Славянск, уничтожить врагов в Иловайском котле и освободить Донецкий аэропорт. Имя Арсена Павлова навсегда останется в истории Донбасса. Спасибо тебе, Арсен, что взял оружие в руки вместо тех, кто бежал и тех, кто не мог воевать.
Вечная память герою Донбасса и человеку-легенде Арсену Павлову!
P.S. После шествия прощания с Моторолой будут абсолютно бредово звучать высказывания, что Донбасс хочет быть частью украины. У нас свои герои, у украины- свои. Поэтому нам невозможно будет жить вместе. Мы слишком разные. Нас разделил украинский террор.