http://www.snob.ru/selected/entry/59876 Константин Андреев
Оборона справедливости
Как совместить российское правосудие с верой в справедливый мир
Есть в России такая профессия: опорожнять ушаты холодной воды на пламенных хипстеров и сердобольную интеллигенцию. Вот, скажем, судят Навального за то, что он Навальный. Или мурыжат целый год студентку Духанину - за то, что «единожды попала в плечо полицейскому», «не причинив боли». И на каждый крик души («это суд над всеми нами!», «это водораздел!») тут же находится десять печальных ухмылок и одна авторская колонка с главной российской мыслью о перспективах социального прогресса: Пипл Всё Схавает.
И возразить, прямо скажем, нечего. Схавает, не побрезгует. Более того, разразится народной мудростью:
- А чё их защищать-то? Дыма без огня не бывает. Как аукнулось, так и откликнулось. Что посеешь, то и пожнешь. Не за одно, так за другое. Не фиг было на рожон лезть. И вообще, придурки они все (московские).
Нет, погодите закрывать страницу. Это не клевета на российское население. Это всего лишь иллюстрация самых мерзких последствий предрассудка, известного психологам под названием «вера в справедливый мир» (the belief in a just world, она же the just world bias). «Как аукнется, так и откликнется» - не просто красивая мечта о справедливом воздаянии. Мы на самом деле думаем, что мир так устроен.
Открыли эту поразительную иллюзию еще в середине 60-х. В начале того десятилетия Стенли Милгрэм провел знаменитый эксперимент, в ходе которого безобидные на вид обыватели послушно жарили незнакомых людей током в 450 вольт, потому что приказывал серьезный мужчина в белом халате. Ток, разумеется, был фиктивный, но бездны человеческой гнусности он вскрывал вполне реальные. Вскоре за опыты с дутым электрошоком взялась целая армия психологов.
В частности, Мелвин Лернер и Каролин Симмонс. Они заставляли обыкновенных американских студенток смотреть, как незнакомого человека бьют током за ошибки при заучивании бессмысленных звукосочетаний.
У одних участниц эксперимента была возможность облегчить долю жертвы. Другим участницам такой возможности не давали. Наиболее хитроумным, однако, был третий вариант эксперимента. Читайте внимательно: перед началом участница слышала, как один из ученых «уговаривает» будущую «жертву» сознательно пойти на риск ради студентки. Мол, мы тебя немножко побьем током, а студентке за это начислят некие «баллы». Подсадная мученица «соглашалась», эксперимент начинался, и студентка бессильно наблюдала, как совершенно посторонний человек страдает за нее.
После эксперимента наступал момент истины: участниц просили оценить личные качества «жертвы».
Оценки, на первый взгляд, выходили парадоксальные. Те, кто имел возможность повлиять на ход экзекуции, отзывались о «жертве» вполне нейтрально. Те, кто не мог помочь «жертве», почему-то видели в ней целый букет недостатков. Самые уничижительные отзывы при этом доставались добровольной «мученице».
Казалось, что студентки, сами того не осознавая, следуют подленькой, но четкой схеме. Если тебе плохо, но я могу тебе помочь, ты нормальный человек. Если тебе плохо, и я не могу тебе помочь, то так тебе и надо. Если же ты добровольно идешь на страдания во имя моих баллов, то так тебе и надо вдвойне, дура набитая.
Знакомый ход мысли?
Не спешите отнекиваться. Подумайте еще раз. Подобной логикой в той или иной степени грешит большинство из нас. Именно к такому беспощадному выводу пришли психологи за полвека исследований «веры в справедливый мир».
Разумеется, мало кто считает эту жизнь рассадником справедливости осознанно. Как и прочие фундаментальные предрассудки, «вера в справедливый мир» чаще орудует под поверхностью сознания - в темном царстве «наития» и «голоса сердца». Оттуда, из интуитивных потемок, она «выполняет важные адаптивные функции». Проще говоря, помогает нам выжить. Не воображай мы, что награда находит героя, мерзавцы получают по заслугам, а покорение елочки непременно требует ободранной задницы, - давно бы опустили руки от непредсказуемости и неуправляемости бытия.
Хочешь не хочешь, а такие полезные иллюзии приходится беречь. В поведении молодых американок в лаборатории Лернера и Симмонс не было никакого парадокса. Они всеми правдами и неправдами защищали от реальности веру в справедливое мироздание, где хороших людей током не бьют и бить не могут. Позднее точно так же поведут себя британцы, немцы, поляки, венгры, тайваньцы и прочие участники подобных исследований.
Судя по всему, химеру тотальной справедливости обслуживает один из крупнейших отделов персонального Министерства Правды, которое каждый из нас таскает в голове. Чем сильнее наша убежденность в справедливости мира, тем активней трудится министерство, ставя действительность то раком, то сразу вверх тормашками. Все, кто за чертой бедности, объявляются тунеядцами. Изнасилованные женщины - шлюхами. Цунами - божьей карой. Торжествующий ублюдок - незаурядной исторической личностью.
Основной набор этих трюков известен психологам более тридцати лет. Самое время составить план круговой обороны от российской действительности для негодующих хипстеров и совестливой интеллигенции. Вот возьмем так называемое «правосудие». Как его правильно, по науке, совместить с верой в имманентную справедливость вселенной?
Трюк первый: не замечаем (denial-withdrawal). Смотрим канал «Россия». В интернете читаем только почту и фотожабы с котятами.
Трюк второй: находим уважительную причину (reinterpretation of the cause). «Правосудие», слава богу, за нас уже все нафантазировало. Слушаем обвинительное заключение и свято верим.
Если «правосудие» нафантазировало такой бред, что поверить ну никак не возможно, тогда трюк третий: поливаем жертву помоями (derogation of the victim). См. поведение студенток в опыте Лернера и Симмонс.
Если, не дай бог, помои не пристают, берем трюк №4 (reinterpretation of the outcome). Придумываем для жертв так называемого «правосудия» сияющий хеппи-энд. Навальный, скажем, от гонений только распиарится. Столичная молодежь, повязанная по «болотному делу», приблизится к народу и закалит характер. Сосед-предприниматель, у которого отобрали бизнес, задумается на зоне о нематериальной стороне бытия. Глядишь, буддистом станет.
Религия, кстати, тоже проверенный метод. Крепкую веру в справедливый загробный мир не пробьешь и миллионом сфабрикованных судебных дел. Одна беда - ждать долго. До гроба, так сказать. Если хочется немедленного психологического комфорта, лучше сразу выбирать «фальшивый цинизм» - излюбленную тактику продвинутых пользователей.
Рецепт простой: натягиваешь печальную ухмылку и колотишь по клавиатуре. Дескать, Пипл Всё Схавает. А кто ждал от мира справедливости, тот сам виноват. Пущай теперь огребает по заслугам. Как аукнулось, так и откликнулось.
Отписавшись, блаженно потягиваешься. Мурлычешь под нос:
- А у меня все будет зашибись. Потому что я не жду от мира никакой справедливости.
Ну, и затыкаешь уши. Тут же главное что? Главное - не услышать ответную реплику мира:
- Ждешь ты или не ждешь - это мне по барабану. Может, позволю безбедно жить до пенсии. Может, завтра же придавлю, как вошь. Попадешь под раздачу от Следственного комитета - молись, чтобы заметили сердобольные хипстеры с недобитым правозащитником. Имманентной справедливости во мне ноль целых хрен десятых, и никакими психологическими фокусами ты этот показатель не изменишь. Только ручками, дорогой мой. Ручками, нервами, гневом, честностью. Пока пипл вроде тебя не перестанет хавать.