Высотное. КБ-674

May 27, 2012 19:26

Сбылась ещё одна мечта детства - побывал на любимом башенном кране КБ-674. Думаю, многие жители крупных городов хоть раз обращали на них внимание, ибо конструкция эта внимания таки заслуживает. Чтоб не переписывать сюда статью из Википедии, вкратце скажу про него самое, как по мне, интересное.

Весит этот кран в собранном состоянии до 135 т, наращивать его можно до 14 секций (каждая секция башни в высоту по 6 м; экземпляр, на котором я побывал - 71 м в высоту, установлено 9 секций). Кран на рельсовом ходу, существует стационарная модификация КБ-675 (в Киеве мне никогда их не доводилось видеть). В разобранном состоянии транспортируется по частям на платформах под тягачом. Рельсы устанавливаются на бетонное основание, на них ставится ходовая рама на четырёх тележках, каждая снабжена стояночным тормозом и электродвигателем. На ходовую раму крепится основание крана, состоящее из "корневой" секции, которая опирается четырьмя трубами, выполняющими роль подкосов, на раму. Образованная таким образом башня крана находится немного в стороне от оси рельсового пути. Между трубами-подкосами кладутся штатные бетонные плиты, выполняющие роль нижнего противовеса, смещающего центр тяжести крана книзу и препятствующего опрокидыванию, а также блок питания крана. В корневой секции расположена площадка, на которую можно залезть по лесенке, с этой площадки отправляется лифт. Да, это один из немногих, если не единственный, кран, снабжённый лифтом для крановщика, хоть и весьма стрёмным, но с ним гораздо лучше, чем без него. На корневую секцию ставится маленькая трёхметровая секция (половинка), на которой уже строится башня крана. Вначале сам кран полностью собирается на вышеописанном основании, после чего наращивается.

На секцию-половинку ставят "лифтовую" секцию - сколько б секций ни нарастили, а она остаётся последней под ОПУ и поворотной частью крана, в ней расположено машинное отделение лифта, сверху на неё ставится опорно-поворотное устройство (ОПУ), с одной из сторон расположены захваты для монтажной стойки.

Монтажная стойка (в среде крановщиков "мачта", я её называю сокращённо "монтажка", а в детстве говорил "боковушка") представляет собой такую же трубчато-ферменную конструкцию, как остальной кран, только с огромным полиспастом, захватом которого она крепится на захваты секции, нижней своей частью она ставится на специальные выступы, имеющиеся на каждой секции башни. С помощью этого устройства кран собственно и наращивают.

ОПУ состоит из подвижной и неподвижной частей, неподвижная часть крепится так же, как остальные секции, к подвижной крепят кабинную площадку, которая в принципе разборная, но лично при мне её всегда хранят, транспортируют и ставят на кран в сборе. На площадке две кабины: операторская и аппаратная. В операторской расположены органы управления краном, а также различное оборудование и вещи, необходимые для нормального функционирования и жизнедеятельности крановщика - электрокалориферы, освещение, парочка измерительных приборов. В аппаратной стоят зубчатые контакторы, тиристоры и прочее, нужное для работы крана оборудование. Между кабинами находится трубчатая конструкция, на которую сверху ставится оголовок. На нём сверху стоит неподвижный блок, через который пропускается грузовой трос, а также анемометр и молниеотвод. К оголовку с двух сторон крепятся жёсткие складные трубчатые расчалки, на которые подвешиваются стрелы: основная рабочая и консоль-противовес. На более старых кранах основную стрелу вешают на вилочную расчалку, на поздних конструкция попроще. Сами стрелы крепятся в бобышках, торчащих из кабинной площадки. В корневой секции консоли предусмотрен огромный проём, в который проходит монтажная стойка когда кран наращивают. На консоль снизу цепляется подвижный противовес: две спаренные бетонные плиты, перемещением которых устанавливается момент противовеса. Кстати, их расположение на консоли является одним из факторов, определяющих назначение крана, например для строительства монолитных домов и перемещения бетонных растворов противовес сдвигают от корня к концу консоли. На конец консоли крепится лебёдочная площадка, на которой расположены собственно лебёдка и её привод.

Основная стрела чуть покрупнее консоли, её, как и башню крана, собирают из секций, устанавливая таким образом нужную конфигурацию - расположение места крепления расчалки и длину. Как правило, секцию с бобышкой под расчалку ставят сразу за корневой, бобышка таким образом располагается на конце шестого "треугольника" от начала стрелы. За ней уже ставятся секции, задающие длину стрелы, причём каждая из них индивидуальна, чем дальше к концу стрелы, тем эти "насадки" должны быть легче. В Киеве, как правило, ставят от одной до трёх таких секций в стрелу. За ними идёт концевая секция, на которой тоже расположен неподвижный блок для троса. Стрела также снабжается прожекторами для строителей и сигнальными лампами для самолётов (в наших условиях - опционально). По обеим стрелам сделаны сетчатые дорожки с перилами, так что ходить по ним можно и нужно, и совсем не так страшно, как кажется. Снизу по стреле ездит грузовая тележка, которая существует в двух разновидностях. Помимо внешнего различия, отличаются они приспособленностью для четырёхкратной запасовки и, соответственно, грузоподъёмности 25 т (по умолчанию обе рассчитаны на 12,5 т). Мотор для перемещения тележки стоит в корневой секции стрелы, сама тележка перемещается отдельным тросом.

Когда всё это добро собрано, трос из лебёдки запасовывают через оголовок, кончик стрелы и тележку с гаком, конец троса крепится в корне стрелы. Монтажка в этот момент уже пропущена через консоль (кран в это время повернуться не может). Монтёры с помощью ручной лебёдки поднимают часть крана на полиспасте, освобождая таким образом проём для новой секции башни, которую ещё до подъёма кран берёт на гак со специальной рамкой (устройством для заведения секций). Секцию заводят лебёдкой и крепят к соседним огромными монтажными пальцами. Дальше монтажку поднимают через проём консоли и всё повторяется пока кран не нарастят до нужной высоты. Когда кран смонтирован, монтажку можно отцепить и отложить в сторону, либо прицепить на башню у основания, как это было сделано на ЧАЭС. На некоторых стройках её не отцепляют и кран так и работает, но лично мне чисто эстетически без неё кран красивее, а если смотреть с точки зрения инженера, то она создаёт лишний вес и смещение ЦТ вверх, что никому не нужно.

Мой поход на кран начался с собственно стройплощадки. Народ там весьма разношёрстый, но у всех есть что-то общее. Кругом ходят стропальщики, крановщики, сварщики, электрики, монтёры, сантехники, штукатуры, геодезисты, прорабы и другие интересные люди. Конечно, не в обиду этим ребятам, но таки правду говорят, что если бы люди перестали материться, остановилась бы работа всех строек... С другой стороны, за этим весело понаблюдать. Крановщик принимает кран, расписываясь в журнале, как собственно и делают представители любой профессии, имеющие дело с вверенной им техникой. Включается КБ-674 рубильником у подножия крана, питается он как трамвай, от 600В постоянки. Заходим в лифт и начинаем подъём. Несмотря на то, что про этот лифт ходит куча страшилок и историй про сломанные позвоночники и летальные исходы, двух человек он поднял особо не утраждаясь. К сожалению, клиновидные ловители на лифтах этих кранов не работают нигде по той простой причине, что каждая секция башни индивидуальна и её лифтовые направляющие искривлены по-своему, из-за чего лифт будет постоянно застревать, ибо секции эти при хранении на техплощадках УБК обычно свалены лапшой, как и всё остальное. Зато есть тормоза, и то хорошо. На кабинную площадку залезаем по ещё одной лесенке


И вот мы на месте. Площадка между кабинами


Вид вниз, немного видно механизм лифта


Кабина крановщика представляет собой помещение, в котором спокойно поместятся четверо человек, с передним остеклением для удобства работы и по окошку сбоку и сзади для лучшей обзорности. Спереди открывается большая форточка для вентиляции и лучшей связи с рабочими внизу.


Вот что видит крановщик под собой


А вот что перед собой


Кстати, связь осуществляется везде по-разному, в основном по рации, что ИМХО наиболее удобно и правильно, а ещё непосредственно - криком "Майна!" на полстройки. Если рации нету, а визуальный контакт установить не удаётся, иногда пользуются телефонами. В кабине присутствуют три рычага управления краном: вращение, перемещение тележки по стреле и спуск/подъём гака. Выглядят они примерно так


Слева стоит панель с измерителем момента опрокидывания


...и анемометром


Датчик анемометра ставится на оголовке крана, рядом с молниеотводом


Также там можно включить калориферы и освещение


Немного ближе к окну стоит главный выключатель. Под правой ногой крановщика стоит педаль звонка, который расположен между кабинами на площадке.


Звонок подаётся почти перед каждой манипуляцией, таким образом крановщик перестраховывается от неприятностей, которые могут возникнуть если кто-то по какой-то причине не заметил работающий кран и получил чем-то по голове. На калориферах можно разогревать еду и кипятить воду для чая, что обычно и делают.


И вообще на кране вполне можно жить: здесь и вода, и чай, и сахар, и посуда, и нагреватель, а также принесённая еда.

Анемометр - довольно нужная штука, кран очень шатает ветром, уже при ветерке от 2-3 м/с качка ощутимая. Ещё веселее становится, когда кран берёт груз на гак, это сопровождается клевком всей поворотной части вперёд с её последующей раскачкой уже в продольной плоскости. Когда груз (в частности тяжёленькая панель) касается неподвижной поверхности, происходит глухой удар, ощущаемый по всему крану, а поворотная часть делает резкий качок назад. Минут через десять нахождения на кране от всей этой качки начинает слегка мутить. Ещё через примерно полчаса, если нету врождённой боязни высоты, то её уже и не замечаешь. Кстати, наверху совсем не страшно, когда понимаешь, что наконец-то попал на кран, в который был влюблён с детства, весь страх как рукой снимает.

Наш оголовок


Соседи по стройке








С крана видно Погребы


И ТЭЦ-6


Прогуляемся по стрелам. На рабочей стреле имеются метражные метки для удобства работы крановщика, а также прожектора для подсветки рабочего пространства


По обратную сторону - наша консоль с противовесами и лебёдкой


На конце рабочей стрелы перила образуют такой себе балкончик, видны места крепления габаритных огней для предупреждения воздушных судов, а также неподвижный блок, через который пропускается трос


Грузовая тележка, ездящая по стреле, вблизи кажется не такой уж маленькой, особенно её колёса


Экстремальный ракурс, видно часть дома, который строит наш кран


"Лифтовая" секция соседнего КБ-674, хорошо видно саму кабину лифта, лесенку, кабельный ввод справа, механизм лифта сверху и зацепы для монтажной стойки на дальней стороне секции


Лебёдка. Не могу объяснить почему, но именно эта часть ИМХО придаёт крану ту самую неповторимость, изюминку, подчёркивает его вид. Именна за неё я люблю эти краны с детства и по ней они сразу легко узнаются издалека




Лебёдка нашего крана вблизи выглядит так. Мазут настолько густой, а массы там настолько большие, что на шкиве образуются борозды


Ну что, поработаем? Это панель шахты лифта


Работы очень даже хватает. Только успеваем доставить сантехникам трубы, как приезжает панелевоз. Только успеваем разгрузить его, как приезжает ещё один, и т. д. Четыре часа пролетают незаметно, хотя работа по-своему монотонная. Зато красиво






На соседней площадке стоит собрат нашего крана - КБ-573. Появился он ещё раньше, по рельсам никогда не ездил, уже при совке предназначался для строительства небоскрёбов. Тоже заслуживает внимания, так как потихоньку вымирает. Этот экземпляр пока что разбарахолен, а работа на его участке приостановлена. Вдалеке видно недостроенную трамвайную СТО на Милославской


Одна из отличительных особенностей 573-го: двойной привод троса


На этом экскурсия завершена и мы спускаемся вниз. Впечатлений масса, это действительно стоит увидеть и ощутить вживую. Выражается огромная благодарность работникам УБК за содействие и увлекательные рассказы об описанной технике.
Previous post Next post
Up