Уважаемые, добрейшего времени! Что-то былой запал к ЖЖ угасает. Вот неделю не заходил. Хоть кто-то заметил?;)
Короче, набралось у меня несколько пациентов под шинирование зубов(г.парадонтит). На днях съездил в магазь, купил ленты и сейчас сижу постигаю теорию. Нашел неплохой мануал от киевского производителя стомат материалов(да, у нас они есть):
вот выдержка из него:
ТЕХНИКА ШИНИРОВАНИЯ
НАКОРОНКОВОЕ ВРЕМЕННОЕ ШИНИРОВАНИЕ проще проводить прямым методом, т. е. непосредственно в полости рта. Накладывая временную шину, следует помнить, что ее придется потом снять, нанося минимальный урон зубам. Поэтому под временную шину поверхность зубов очищают зубной щеткой с зубным порошком или какой-либо абразивной пастой для профессиональной гигиены. Необходимо убрать имеющиеся зубные отложения, так как они значительно ухудшают гигиеническое содержание шины. Поверхности зубов, где будет пролегать шина, можно очистить с помощью бумажного абразивного диска.
Изолировав операционное поле раббердамом, протравливают 33 % фосфорной кислотой поверхности, на которые будет приклеена шина - полоска П. Через 30 секунд протравленные поверхности зубов тщательно промывают водой. Кусочком поролоновой губки или кисточкой смачивают обработанную поверхность адгезивом и освещают фотополимерной лампой в течение 20-ти секунд. Отрезают полоску П необходимой длины. В зависимости от длины шинируемого участка ленту П приклеивают сразу целиком или участочками. Шинирование начинают со здоровых участков зубного ряда (с опорных зубов). Там, где будет приклеиваться лента, оставляют небольшое количество (чтобы не было затекания в межзубные промежутки) текучего композита ЭСТА или любого другого фотоотверждаемого композита. Смоченный адгезивом участочек П прижимают инструментом к зубам и освещают лампой в течение 20-ти сек. Так же поступают с другими участками полоски. В конце проводят окончательное освещение в течение минуты. Вытекший из-под шины и застывший композит сошлифовывают. Не нужно наносить дополнительно композит сверху на шину. Красоты это не прибавит, а последующее снятие шины затруднит.
Естественно, накоронковую шину можно накладывать на те участки зубного ряда, которые не являются окклюзионными поверхностями, в противном случае они будут завышать прикус.
Шина не должна контактировать с деснами и вызывать их воспаление. Межзубные пространства под шиной должны легко очищаться (рис. 5, 6, 7).
Удаляют шину по истечении нужного времени ее эксплуатации турбинным алмазным бором с обильным водяным орошением. При снятии шины не обязательно сразу удалять весь композитный материал, это можно сделать после окончательного укрепления зубов. Можно попробовать сорвать ленту П с помощью небольшого зажима Бильрота, накручивая ее на зажим, как это делается при открывании консервов.
Перед установлением ВНУТРИКОРОНКОВОЙ ПАРОДОНТАЛЬНОЙ ШИНЫ необходимо, по возможности, полностью провести предварительное лечение, сведя к минимуму воспалительные явления (снятие зубных отложений, кюретаж, избирательное пришлифовывание зубов, антибиотикотерапия, лечебные повязки). Это, впрочем, не исключает более радикальных вмешательств после шинирования.
Конструкция внутрикоронковой постоянной шины предусматривает размещение связующих элементов внутри зубов и зубного ряда. Для этого на поверхности, где будет располагаться шина, турбинным бором выпиливается желобок шириной 3 мм и глубиной 1-2 мм. Следует убедиться, что такое препарирование не приведет к повреждению пульпы, иногда лучше предварительно депульпировать какие-либо зубы для лучшего и полного размещения связующих элементов. В связи с тем что контактные, проксимальные поверхности зубов в шинируемом блоке должны быть «сварены», их необходимо очистить, освободить от пелликулы алмазными штрипсами, дисками или тонкими борами. Также следует очистить от пелликулы эмаль на 2 мм вдоль желобка. Форма желобка, его глубина зависят от планируемого количества слоев ленты или шнура П, а также возможного размещения дополнительных конструктивных элементов (металлические балочки, лигатурная, кламмерная проволока). Наилучшей следует признать форму желобка (канаки), при которой лента или шнур П естественно прижи мается стенками канавки к ее дну (рис. 8). На фронтальных зубах нижней челюсти канавка проходит с язычной стороны, верхней челюсти - по губной поверхности, на премолярах и молярах - по жевательной поверхности. В депульпированных зубах можно создавать более глубокие полости, в которые при фиксации лента или шнур П будут вдавлены.
Отпрепарированные зубы изолируют раббердамом. В межзубные промежутки вводят клинья, чтобы не допустить затекания композита в межзубное пространство под шиной, а также для создания под шиной проточной системы. К тому же клинья фиксируют подвижные зубы на время шинирования, а некоторые зубы удерживают в новом положении после репозиции, позволяя облегчить процедуру адаптации (полного прижатия ко всей поверхности дна желобка) ленты (шнура) П. Обработанные поверхности протравливаются кислотой, тщательно промываются, высушиваются, дентин обрабатывается праймером, наносится и освещается адгезив. На дно желобка наносится тонкий слой текучего композита, а сверху помещают предварительно пропитанную (но не слишком) адгезивом полоску П, адаптируют ее к поверхности, удаляют выдавленный на поверхность композит и освещают фотополимерной лампой. Можно укладывать ленту участочками, предварительно смачивая адгезивом только часть ленты П и нанося композит только в ту часть желобка, где будет прижат участок ленты. Следует при адаптации прижимать ленту гладилками в интерпроксимальных точках и тщательно убирать выдавленный композит. Это позволит уложить наибольшее количество слоев ленты без пустот. В шинируемой части зубного ряда в одних участках достаточно одного слоя П, в других - 2-3-х слоев. Каждый слой тщательно освещается светом фотополимерной лампы. Последний слой закрывается композитом.
П-шнур можно использовать в комбинации с ортодонтической, лигатурной или кламмерной проволокой. Вначале подбирают проволоку соответствующей длины и сечения, чтобы она свободно входила в канал шнура. Эту комбинацию укладывают в подготовленную канавку шинируемых зубов.
После шинирования убеждаются в отсутствии западений, незатвердевших участков. После снятия платка раббердама необходимо придать шинируемым зубам естественные контуры, добиться гладкой, ровной поверхности композита в межзубных промежутках, что необходимо для предупреждения обострений пародонтита.
Как уже говорилось, фронтальные зубы нижней челюсти шинируют с язычной стороны, премоляры и моляры верхней и нижней челюсти - по жевательной поверхности, а фронтальные верхней челюсти - по губной. Не которые врачи боятся шинировать передние зубы верхней челюсти по вестибулярной поверхности, опасаясь ухудшения внешнего вида. Однако при ортогнатическом прикусе окклюзионные силы действуют в этом случае, прижимая зубы к шине, а не отрывая их от нее, как если бы шина располагалась с небной стороны. Тщательная адаптация шины, соблюдение технологии реставрации зубов позволяют восстановить естественный контур и цветовую гамму зубных поверхностей, а лента П становится невидимой.
А у вас как дела?