Доброе время суток.
17.10.2013
Вчера (когда-то давно в 2013м году) словил печальку - обнаружил Липецкий тракторный завод в списке предприятий, которые успешно скопытились от наших реформ, затянувшихся на шее страны -
http://ru-nsn.livejournal.com/3802756.html . Разумеется, таких скопытившихся гораздо больше...
Октябрь 2011 - ульяновский завод "Искра" "порадовал" абсолютно прозрачным корпусом...
...включая тот завод, где я работаю сейчас, включая парочку заводов по соседству. Рассказы нескольких бывалых, которым пришлось снять сварочные и слесарные костюмы и облачиться в пятнистые костюмы охранников, которым тошно просто сидеть, которым снова хочется к кузнечному прессу или к токарному станку. Ей богу, вот так и множится новое поколение тех, кто готов нести на своих плечах хоть Царя Иосифа, хоть бабу Ягу, если свою страшную трапезу она начнёт с наших всеобожаемых олигархов и бывшего министра обороны. Потом олигархи кончатся, даже продажные судьи и буйные джигиты кончатся, а аппетит останется, но это будет потом, слишком "потом", чтобы думать об этом сейчас...
А сейчас почему-то вспомнилось, как я в первый раз испытал это интересное чувство - когда-то давно, в конце 1980х годов, в журнале "Юный техник", я прочитал про супертрактор от Липецкого тракторного завода, уже десяток лет готовый ко внедрению, ожидаемый теми, кто уже успел его повидать (таких было много - много лет испытывали его по самым медвежьим углам в надежде, что развалится), но упорно убиваемый "сверху". Вплоть до того, что на момент запуска сборочного конвейера на заводе-смежнике было срочно остановлено производство дизелей воздушного охлаждения под предлогом их морального устаревания. Хотя эти "морально устаревшие" дизеля ожидались сразу на нескольких заводах. И вот, представьте себе, проходят годы, и мимо меня по московской стройке едет "Катерпиллер", который отличается от почившего (как оказалось) "интегральника" только формой крыльев... Не спорю, "Сломанный меч империи" на тот момент я уже прочитал, но про Белорецкую ЖД ещё не слышал. Оборонка тогда меня особо не трогала, но впервые подумалось, что этих бы вот, кабинетных дубов, который НАШ трактор целое десятилетие хоронили, да по законам 1937 года, да за злостный саботаж, да с конфискацией, да с путёвочкой всем жёнам и потомкам на солнечный Магадан...
Насколько помню, производство таки-успели запустить до начала 1990х, но время было упущено - деревня разорилась, прочие заказчики тоже резко свернули закупки - вопрос о чисто физиологическом выживании встал очень остро. А потом, чисто закономерно, завод вписался в рынок в виде развалин и металлолома...
http://itogi.lpgzt.ru/aticle/14396.htm - Про дуэль в кабинетах. Здравый смысл был попран кабинетной солидарностью...
---------------------------------------------------------------------У конструкторов липецкого интегрального трактора были шансы
стать первыми в мире. Но аппаратные игры свели их к нулю...
Возможно, вы уже догадались, что речь о новейшем интегральном тракторе, который в течение многих лет разрабатывался и, в конце концов, был запущен в серию на Липецком тракторном заводе. Разрабатывался и мучительно, и успешно. Практически на всех испытаниях липецкая модель (с начала семидесятых это был ЛТЗ-100, затем ЛТЗ-145 и, наконец, ЛТЗ-155) уверенно переигрывала своего минского соперника. Однажды в начале восьмидесятых счёт полевых «соревнований» вообще оказался разгромным 18:1 (18 голосов было отдано за липецкий трактор и только один за минский). Однако высокопоставленные арбитры - сотрудники Министерства сельскохозяйственного машиностроения вместе с министром и НАТИ (Научного автотракторного института) - лишь сделали вид, что готовы считаться с точкой зрения экспертов, но впоследствии практически аннулировали результат.
Возмущённые болельщики, а среди них были известнейшие учёные, включая академиков, исследователи из многочисленных растениеводческих и сортоиспытательных институтов, руководители хозяйств и механизаторы, кричали «Судей на мыло!» и рассылали гневные письма во все инстанции. Однако арбитры хранили олимпийское спокойствие и назначали всё новые и новые «отборочные игры». Почему? Что помешало передовой инженерной концепции сразу же пробить себе дорогу? Неужели действительно требовалось два десятилетия, чтобы отделить зёрна от плевел?
...
---------------------------------------------------------------------
Короче, чиновники боролись за тёплые места, за премии, за звания и научные степени. Или только делали вид, уже предвкушая большее - вот в чём вопрос...
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594602 - "Советская Россия": "Потерян трактор"
http://meh-sh.ru/lektciya-5-lipetckiy-traktornyy-zavod - краткий обзор истории Липецкого Тракторного, ещё без печального финала...
А тем временем в других кабинетах столь же успешно хоронили перспективный тепловоз 2ТЭ121, об этом очень хорошо пишет Олег Измеров в своей книге "Бусидо междупутья":
http://izmerov.narod.ru/story/deriv1.html - Часть 1. ЧЕТВЕРТАЯ ПРОИЗВОДНАЯ.
http://izmerov.narod.ru/story/deriv2.html - Часть 2. ВОЙНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ.
http://izmerov.narod.ru/story/deriv3.html - Часть 3. ПРАВО НА РЕЗУЛЬТАТ.
Всё аналогично - есть новый тепловоз, ещё с детскими болезнями, но уже перспективный. И есть чиновники, которые, готовые друг друга порвать ради мест в кабинетах, вдруг ополчились на новую машину единым фронтом, словно инстинктивно. Результат - машину тоже запустили в производство слишком поздно, в 1990е было не до неё...
------------------------------------------------------
...
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. На вторые сутки в кабине среди всех достижений человечества больше всего начинаешь ценить простые вещи - удобство кабины, жесткость подвески, звукоизоляцию. Тепловоз становится внешней оболочкой человека, экзоскелетом, тело и мозг чувствует, насколько одно к другому подходит. И прежде всего - кабина. На сто двадцать первом это нечто особенное. Можно сказать - эта кабина хорошая, просторная, удобная - но это значит ничего не сказать о капсуле размером с хрущевскую кухню, после которой кабины "червонцев" и "фантомасов" кажутся зелеными спичечными коробками. С чем ее сравнить… с орбитальной станцией? нет, лучше с капитанским мостиком, это пространство с огромными прямыми окнами, где на механика не давят ни стены, ни потолок, ни пульт. Она несет людей на мягких амортизаторах и ограждает бригаду от топота четырехтысячного табуна. Она греет ноги теплым полом и холодит голову кондиционером под потолком. Она бережет продукты в дороге за маленькой дверцей холодильника и обмывает водой стекла от мошек, а если механик высунется в окно, то она поддержит его живым теплом подлокотника. Кабина сто двадцать первого любит бригаду, и за время испытаний привыкаешь к ней, как к дому.
...
Он понял, что сделал в жизни что-то главное. Что именно? Реабилитируют Занятина. Муфта пройдет испытания. Тепловоз пойдет в серию. Отрасль преодолеет этой новой машиной набежавшую отсталость от западных фирм - как во времена реконструкции тяги. Будет право сказать себе: "Мы можем". И еще, наверное, самое главное, - "Мы решаем". Каждый из нас, хотя бы немного, но все же решает - если хочет решать и у него хватает терпения. Вот это, наверное, и значит - "сбылось".
Теперь можно спокойно подумать о себе. О том, как защитить диссертацию, завести семью. И еще, для начала, хорошо выспаться.
Где-то неподалеку из репродуктора лилась спокойная и как-то неуловимо щемящая душу песня:
"…Это ты, наша молодость, молодость, молодость
Из уютных квартир погнала нас сюда…"
"Сентиментальность" - решил Сергей. Но мелодия песни, казалось, была замыкающим звеном в этом усталом вечере с солнцем, садящимся за частокол далеких крыш города, с глухим рокотом дизелей, похожим на голос прибоя, с запахом креозота, металла и смазки; без нее эта странная гармония была бы неполной.
Он не знал, что пройдет всего каких-то пять лет - и большая страна, в которой он родился, получил образование, работал, будет расчленена на части, а жившие в ней народы поссорены друг с другом. Он не знал, что завод, что выпускал эту богатырскую, выстраданную таким трудом машину, окажется в другом государстве; поставки нарушатся, производство ее будет остановлено, и оставшиеся экземпляры будут доживать дни свои на базах запаса, безмолвные, облезшие, лишь видом своим напоминая о мощи и способностях людей прошлых десятилетий; в обмен же на куски жизни, отданные созданию великого живого промышленного мира, каждый получит бумажку, с ценностью, равной бутылке водки по текущему курсу.
...
------------------------------------------------------
http://izmerov.narod.ru/story/calcul.html - Олег Измеров. РАСЧЕТНЫЙ ВАРИАНТ. Тоже вкуснятина, характерная для тех времён...
-----------------------------------------------------
...
… Синее платье замаячило у остановки минут за десять до начала сеанса - Татьяна была обязательной девушкой.
- Привет! Ты давно ждешь? Дай я тебе воротник поправлю, он у тебя немного сбился. А что там у вас сегодня на переезде такое случилось? Хвост машин прямо до нас стоял.
- Да так, технические неполадки какие-то были. Если интересно, я завтра спрошу.
- Не удивительно, говорят, сейчас на опытных машинах везде очень много брака идет…
"Это точно" - сказал про себя Сергей. Он вспомнил, как на прошлой неделе на испытаниях гайковерта заклинило осевой редуктор, стоило только выехать на Голутвин. Гайковерт на башмаках, как на лыжах, затянули обратно в Институт и после вскрытия корпуса редуктора обнаружили вместо смазки несколько килограммов формовочной земли. Великолепный способ сломать ось на ходу. По программе конструкционную скорость гайковерта надо было доводить до ста километров в час. Поликарпов бегал багровый от гнева и кричал: "Это вредительство! При Сталине за это расстреливали!", и никто ему не возражал - все были согласны и искренне жалели, что для этого конкретного случая нельзя хотя бы немного вернуться к прошлому.
...
-----------------------------------------------------
Короче, явление было системным - новая техника, способная облегчить жизнь обитателям СССР, способная в очередной раз произвести огромное экономическое чудо, прославить советскую конструкторскую мысль по всему миру, успешно хоронилась в кабинетах. И при этом чиновники, небось, ещё и плакались, что, мол, ничего-то хорошего в СССР произвести не могут, ни "Мэрседеса", ни видеомагнитофонов хороших (которые тем временем тоже где-то хоронились), ни вина, ни мебели. А за границу тем временем отправлялись вереницы полувагонов с брёвнами, с грубыми металлическими отливками, вереницы цистерн с газом и нефтью. И жители придорожных городков и деревень вторили кабинетным крысам - ничего-то мы не можем...
Короче, это и была война, которую СССР успешно продул. Не удивлюсь, что чиновники действовали согласованно - тут, помимо ГОЛЕМА, другие централизаторы имелись...
http://oldfisher-mk.livejournal.com/38621.html - Старина Олдфишер про КГБ как главную бомбу под СССР. Не факт, что это вся правда, но очень похоже...
Короче, есть у меня мечта - всех этих кабинетных вредителей, того, отблагодарить, ну, в меру возможностей...
UPD 16.09.2022:
Видео тут в тему нарылось, заодно решил старое приподнять...
https://youtu.be/z-5FXpqTb58 Click to view
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ТРАКТОР СССР/ ЛТЗ-155 / Иван Зенкевич
Из комментариев к видео - Липецкий тракторный завод действительно перестал существовать в виде именно тракторного завода, а вот тех, кто изо всех сил душил "интегральник", да, "поблагодарить" надо - последствия получились "что надо"...
С уважением, Денис.