Доброе время суток.
https://youtu.be/eOurZuy4qfc - было время, на Рослагсбане (остаток былой мощной сети метровой колеи в Швеции) уже не было грузового движения, но электровозы ещё оставались...
Click to view
Locomotives on Roslagsbanan (1993) (Narrow gauge)
Как говорится, было время (начало 1990х), "микросхемы были большими", а на Рослагсбане водились электровозы (и вагоны с кабинами управления, которые так и не использовали по назначению)...
Сдаётся мне, железнодорожная сеть Швеции поначалу (преимущественно) была узкоколейной ("метровка"), но материковая сеть таки-дотянулась, и старая узкоколейка, по итогу, выродилась в подобие пригородного метро Стокгольма с угловатыми вагончиками... Причём процесс пожирания реликтовой узкоколейки был постепенным, "метровка" успела "поносить" тепловозы и дизель-поезда (похожие на финские 1960х годов, со сквозным проходом через кабины) - где-то далеко от цивилизации остался мумифицированный (музейный) реликтовый однопутный кусочек без контактной сети, где время от времени ради туристов запускают движение. Но не факт, что там остался хотя бы один из магистральных электровозов...
Кстати, в видео машинист электровоза сидит слева, что как бы намекает на остатки левостороннего движения...
Мощная кондукторша...
Шарфенберг - дело хорошее, но на железных дорогах с мощным грузовым движением он не приживается - он не любит надолго оставаться без присмотра... Видимо, грузовое движение к тому времени уже закончилось, а вот электровозам позволили "доработать до пенсии"...
Добавленные видео:
https://youtu.be/iehFFn0yoVY - видео (целый документальный фильм) 1971го года.
Click to view
En gammal järnväg
Да, сеть была сложнее и интереснее, и "финские дизеля" на ней имели место быть. А вот грузового движения уже нету...
При этом подход к пассажирским поездам оставался железнодорожный - чем больше пассажиров (под конкретный рейс в расписании), тем длиннее поезд...
И вагонами с кабинами управления, оказывается, шведы пользоваться умели (просто в 1990е УЖД была как никогда близка к полному закрытию)...
https://youtu.be/jzbJGY6dQSM - видео из кабины электропоезда, выложено в 2020м.
Click to view
TRAIN DRIVER'S VIEW: Stockholms Östra-Österskär round-trip (Narrow gauge)
Что могу сказать... Движение так и осталось левостороннее (на континенте Швеция дольше всех упиралась)... Узкоколейка посреди городской застройки очень интересно смотрится, при этом её начали "прокачивать", ускорять движение, строить развязки, "наворачивать" мощные пересадочные узлы (с огромными автопарковками и автобусными станциями) и торговые центры при них...
Красиво линия смотрится в местечковой (почти сельской) застройке, но противопешеходные бетонные заборы, иногда дополненные проволочными изгородями - НЕЧТО...
Почти на каждом перегоне съезды, много трёхпутных станций (особенно перед однопутными участками) - удобно для движенцев, пассажиров, персонала, многие ремонтные работы можно вести без остановки движения...
Есть противопешеходные светофоры и калитки при станциях, срабатывают вместе с переездами автомобильными от путевой автоматики, для отдельных пассажиров это грустно (поезд ещё стоит и какое-то время будет стоять с открытыми дверями, но калитка закрыта, и это равносильно опозданию). Интересно, что в Японии на некоторых местных линиях умудряются пешеходными светофорами и шлакбаумами управлять отдельно - они закрываются непосредственно перед отправлением поезда. И ещё вопрос, как это сделано, более хитрая автоматика (которая ловит сигналы из поезда, стоящего на станции перед переходом) или специальный человек в будочке...
Шпалы железобетонные, светофоры светодиодные, стрелки автоматические...
https://youtu.be/Ov1aMyzAKvk - видео из кабины электропоезда, выложено в мае 2022го.
Click to view
TRAIN DRIVER'S VIEW: City Centre to Nature (Stockholm to Kårsta)
Узкие места понемногу расшивают...
https://youtu.be/csRUnOc8tf0 - видео из кабины электропоезда, выложено в мае 2022го (как предыдущее видео, но в обратную сторону).
Click to view
CABVIEW: Commuter Train From Kårsta to Stockholms Östra
https://youtu.be/p4gM1rPE5LE - другой реликт былой эпохи.
Click to view
Smalspåret Västervik Hultsfred Växjö under ett halvt sekel
"Финские" автомотрисы...
По УЖД возили вагоны стандартной колеи...
https://youtu.be/i9qdwPiTVuU - видимо, самый напряжённый (электрофицированный) кусок УЖД перешили...
Click to view
NKlJ järnvägen Hagfors - Deje sista turen 28 september 1990
Нда, электровозы были не только на Рослагсбане (точнее, Рослагсбан был частью ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОЙ УЖД)...
https://youtu.be/-gkHTnkNgEw - новые поезда (два в сплотке) от Штадлера...
Click to view
X15p 703 & 702 avgår Kragstalund (Roslagsbanan)
.
UPD:
С одной стороны хорошо, что узкоколейный реликт жив и приносит пользу. Но он перестал быть (универсальной) ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ, он превратился в СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ железную дорогу, в эдакое экзотическое метро, и это грустно. Когда железная дорога (неважно, где находится) превращается в нечто узко специализированное (трамвай там или промтранспорт для сыпучки или леса) - это грустно...
Вот была в Риме (Италия) узкоколейка (стандартные для Италии ~900 мм), шедшая от центрального рынка в соседний город, оттуда привозили вкусности. Однако сначала прекратилось грузовое движение, потом, в 1960е, "отвалился" "межгород" - и линия превратилась в экзотическую подсеть трамвая, которую совсем недавно сильно уели ради нового участка метро. И это ведь ещё не конец - хорошо, если депо останется с последними единицами подвижного состава... И никакие крутые электровозы и "наворочанные" скоростные электрички со всеми удобствами узкоколейку не спасли. И вагоны грузовые тоже не спасут, пока нет ГРУЗОПОТОКА... Но хорошо, чтобы они были в нужном количестве, когда потребность в дороге появится снова... Немного ведь осталось - бензин дорожает...
На момент съёмки видео ещё оставались в ходу электровозы и прицепные (старинные) вагоны, а вот следов от грузового движения (путевого развития, рамп, пакгаузов, кранов, вагонов) уже не осталось, очень немногие платформы, засыпанные хламом, в качестве служебных рассованы по тупикам...
UPD 6.08.2022:
Ещё видео наловил - кучно пошли...
Благодарю за внимание.
С уважением, Денис.