Jun 01, 2014 17:46
Кто-нибудь когда-нибудь пробовал читать Гегеля - эту глыбу идеалистической фракции философии? Намеренно говорю "пробовал", потому что уверен, что до конца его решительно никто не читал. Если кто-то читал, отзовитесь, буду рад увидеть и пообщаться с живым человеком, сотворившим героический подвиг в области мозгового штурма. Впрочем, не стоит отвлекаться, давайте ближе к делу, как любят говорить особенно дотошные преподаватели.
Гегель - это "совесть идеализма" в философии. Но что мы знаем о его учении? Вернее даже так: что есть его философия? И как можно ответить на этот вопрос, если никто никогда до конца этого Гегеля не читал. Вот, например, Герберт Маркузе, написавший свою знаменитую «Онтологию Гегеля и философию истории», позже защитивший по ней диссертацию, утверждает, что идея разума - сосредоточение философии основного представителя классической немецкой школы XIX века. Пусть так. Я лично верю, что Маркузе серьезно исследовал его работы. Возможно, даже читал, причем - до конца. Но где сейчас этот Маркузе? Вряд ли жив. Более того, лет тридцать он больше мёртв. И кто же остается?
Помню, когда впервые открыл "Науку логики" Гегеля, то прочитал первые пару предложений (а они у него аккурат вписываются в пару страниц) и понял, что либо я жил зря последние двадцать лет и ничего из этого времени полезного для себя не вынес, либо Гегель - зря родился. Еще тогда подумал, а существуют же философские факультеты в универах, кого-то же обязательно заствят ЭТО читать и понимать.Стало грустно.
Потом одна знакомая посоветовала попробовать прочитать Фейербаха. Дескать, есть у него такая книженция - "История философии", двухтомник. Там-де все ясно и понятно. Да еще и про Гегеля много. Ну что? Сдуру взял и открыл эту книженцию. И снова оказался отброшен по ту сторону задравого смысла. Ну, в смысле, это мне так показалось, что здравого. Наверняка же Фейербах считал здравым именно себя.
Кстати говоря, Фейербах считал себя не только здравым, но и поумнее Гегеля. Полагал, что Гегель не до конца понимал свою концепцию разума и диалектики и слишком уж мало значения придавал материи. Отсюда и родился фейербаховский вульгарный материализм. В двух словах сводился он к тому, что человек человеку друг и брат, и любить нужно только друг друга. К тому же, поменьше смотреть на небо, пытаясь отыскать там дракона или бога. Нет их, то выдумки, полагал Фейербах. Потом в своей интерпритации эти слова повторит ницшеанский Заратустра в одной из притч. Ницше изобразил страуса, прячущего голову в небесных песках.Потом философ сошел с ума, как все мы, надеюсь, помним.
В общем, к чему я это все. Понятное дело, к тому, что до фейербахов и маркузе нам далеко. Скорее даже - недостижимы они. И поэтому смешно смотреть на то, как сейчас люди пытаются рассуждать о философии Гегеля. Ребят, вы прочитайте его сначала, а потом попробоуйте мысленно воспроизвести хотя бы первую страничку "Феноменологии духа". Спешу разочаровать, процентов у 90 смельчкаков - ни черта не получится. У остальных 10, может, и получится, но они ни черта не поймут.
Отсюда у меня вопрос: откуда берутся люди, которые пишут учебники по философии и пытаются научить меня гегелевской теории "Отрицания отрицания", трем формам постижения Абсолюта или концепции "чистого бытия"? Кто из них вправе утверждать, что Гегель имел в виду именно то, что они написали в учебниках? Ну в самом деле. Откройте "Феноменологию духа", ткните меня, что ли, носом в те тезисы, которые приписываются Гегелю, а главное в его систему их обоснования. Может, тогда чего-нибудь пойму...
В общем, пятница она такая. После нее в субботу черти что в голову лезет.
мысли вслух