![](http://www.pravmir.ru/wp-content/themes/pravmir_theme_02/images/pravmir-logo.jpg)
О христианской нелюбви
Чем более возвышенным был предмет дискуссии, тем более нервным становился ее тон, тем больше случалось обид, тем чаще звучали личные оскорбления.
"Я тоже встревал в дискуссии, отпускал насмешливые комментарии, видел в оппонентах напыщенных ничтожеств или злобных врагов, которым спуску давать нельзя! Всё, что я наблюдал в сети, я мог бы увидеть и в зеркале - будь такое зеркало, которое показывает не тело, а душу. Самое печальное - что я вовсе не готов начать с понедельника новую жизнь и стать образцом корректности.
А речь ведь не только об интернете. В реальной жизни происходит все то же самое. Не столь, быть может, громко, не столь ярко - но происходит. Меньше скандалов - но ничуть не меньше равнодушия. Нам порой вообще наплевать, кто вместе с нами стоит в храме, кто вместе с нами, скрестив руки, подходит к Чаше. Интернет - это лишь надводная часть айсберга....
Одно дело, когда ты видишь в себе, допустим, грех осуждения, борешься с ним, следишь за собой, каешься - и все равно срываешься. И совсем другое - когда ты вовсе не замечаешь в себе осуждения, потому что на привычном тебе языке это уже называется иначе: принципиальность, гласность, гражданская позиция, «не могу молчать», «на войне как на войне», «называть вещи своими именами», и так далее, и тому подобное. Ты привык к этим словам, они на слуху, на языке и в сердце. Умом понимаешь, что существует такой грех - осуждение, но тут же успокаиваешь себя, что когда ты называешь X садюгой-инквизитором, Y - тупицей и неучем, а Z - тайным обновленцем, ты не осуждаешь людей, а обличаешь зло, и успокаиваешь себя словами апостола: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11)....
Конечно, мы на словах всецело за любовь, милосердие, прощение, покаяние и так далее - но как доходит до дела, мы ощущаем себя «бойцами невидимого фронта», которые «на войне как на войне» и которым ради блага церковного все можно. Оскорбить, унизить, обмануть, предать - для блага же, не хухры-мухры!"