Логос/Жирар.
Я не знаком с работами выпускающего редактора номера Алексеем Зыгмонтом, но судя по его любопытной статье в этом выпуске (проблема мученичества в контексте жирарордианства; я тоже продумывал этот заход, но в сравнении с христианским, мусульманским и индуистским вариантами воинов-мучеников-самопожертвователей, у Алексея - глубже пласт проблематизации фигур жертвенного насилия) и подборке материалов, он старается в жирароведении, причëм продуктивно, надеюсь,что получит соответствующее Признание. Неплохое расширение концепции Рене, особенно зашла статья про Конрада: антиколониалист-атеист в оптике главного тео-антрополога насилия человечества; фра Alexander Zorin Александр Зорин на заметку "Аванпост прогресса". Отличный разбор диалогов, выстроенных Джозефом вокруг типичнейшей истории самопознания в условиях экстремального природного и социального напряжения, конрадовских нарративных стратегий и недосказанностей, прекрасно рифмуется с Жираром - это настолько феноменологически очевидно, что парадоксально обошло вниманием наших жирароведов и конрадоведов.
Австралиец Кауделл мастеровито скользит по основным концепциям Жирара, бросая/повторяя сильный на сегодняшний день тезис, что все нынешние войны - гражданские, миметические, внутри единой глобальной монокультуры, а не "столкновения цивилизаций".Читая страстную статью Угурляна, психолога и соавтора Рене по книгам, удивляешься "пузырям", в которых живут французские интеллектуалы: вот в рамках Мимезиса обсуждается Желание, вдруг заявляется о "необходимости новых подходов" к этому концепту; о Делëзе-Гватари, Лакане и их учениках - ни слова, нет, не слышали. Может это стëб такой?
Ну и главное: Рене немало книг сформировал как беседы/диалоги. Напрашивается в номер что-то подобное, круглый стол или стенограмма дискуссий; надеюсь, если будет у "Логоса" второй жираровский сезон, этот формат живого диспута будет представлен. Ждёт толкований высокая оценка Жираром творчества Франсуа Мориака. Плюс рецепции Ф. М., достоевсковедов можно подтянуть, с учëтом нового нашего кино по теме (Клипот, например).
P. S. Вопрос авторам Марысе Пророковой и Василию Радаеву: что такое КАРСЕРАЛЬНЫЕ ЛОГИКИ?
UPD
Насчëт сложных отношений людей и животных - изуверские формы охоты и забоя стад копытных - см. рисунок Ливингстона "хопа". К тому, что жертвоприношения - не доминирующий сценарий архаических сообществ. Про охоту как инвариант Учредительного насилия тоже пишет один из авторов Логоса. Страшная инициация, это звероловство с младых ногтей.
У Оруэлла есть малоизвестный рассказ "Убийство слона". Сбежавший слон как воплощëнное разрушение, вызывает коллективные страхи и психозы с невероятной скоростью, что даëт возможность поразмышлять о " Слонах" как предшественниках "Козлов отпущения". По сути несложная антиколониалистская зарисовка неожиданно плотно резонирует с Жираром и Ливингстоном. Последний с его наблюдениями африканских слонов, подтверждает неожиданный эффект: лошади (у Оруэлла - пони), как,видимо, большинство живых существ, впадают в ступор, цепенеют при виде и крике слонов, настолько мощная энергия. Может в этом ещё источник массовых насильственных действий человеков - в доисторических криках и рыках зверей?
Жираровский дополнительный подтекст: убить слона буквально заставила толпа местных жителей, они давили, им была важна смерть слона, хотя реально животное уже не представляло опасности. Но... бремя белого человека обязало (да и в противном случае его толпа разорвала бы "для снятия напряжения"), и Джордж Оруэлл выплеснул в текст все свои негодования, неловкости, проклятия в связи с этой миссией, где переплетаются все эти сюжеты массового поведения, Козлов отпущения, миметизма и British Raj.
Связь жираровских концептов с проблематикой (нео)колониализма - важная тема