Книга Энгельке - захватывающее интеллектуальное чтение. Стиль делает эклектичные примеры автора уместными и даже трогательными: сопоставления героев сериала "Аббатство Даунтаун" с крестьянами из индийской Кералы, а песен "Битлз" с нарративами жителей далёкого Лесото, «Дух Дара» у маори и бренды Армани/Барберри - разве это не мило? Замечу, что по ходу повествования автор делает очень важные и полезные вещи, в частности, эксплицирует ключевые понятия и категории, придаëт антропологическим дискуссиям логичность и хронологию, указывает на генезис прочно вошедших в обиход концептов (например, "идентичность" стали муссировать только с 80-х годов 20 века), признаëт тесные отношения антропологии и политики (не только в рамках власть/оппозиция, но и в контексте планирование военных операций/пацифистских акций). Знаменательно, что своими рассуждениями Энгельке подтверждает мои поиски в сфере языковой политики (э-эх, вернуться с аргументами Мэтью в десятые годы, влить новое вино в старые меха тогдашней статьи-заявки по теме!), и, так или иначе реабилитирует заход Зильбермана в отношении индийской философии в главе про индуизм и Homo Hierarchicus Дюмона (напомню про аксиологический холизм у обоих, обозначенный по-разному, но общий в принципе: развëртка разных позиций/даршан ИЗНУТРИ космолого-философского целого, т.е. и сакральные тексты, и философские трактаты, и даже практики/упражнения (йога, ритуалы) как общая культурная матрица из себя генерирует максимально число позиций, включая критические, не нарушая эту самую холистическую целостность (себе на заметку -СРАВНИТЬ С КОСМОТЕХНИКАМИ ХУЭЙЯ! Не исключено, что такую же холистическую модель предложил и Леви-Стросс в отношении ВСЕЙ человеческой культуры (с. 244).
Неспешно учитель антропологического мышления массирует читательскую мысль, делая сочные обобщения, вроде "весь Леви-Стросс в двадцати страницах". Великолепные фрагменты, посвящённые ритуалу (глава про Авторитет), уважительное отношение ко всем коллегам по цеху, как бы они ни собачились между собой (про жаркие дискуссии иногда проговаривается). При всей доходчивости и методичности изложения материала бросается в глаза - уж, простите - отсутствие Жирара, что при анализе вариантов жертвоприношений и широким охватом авторов, их исследующих, является неким умышленным жестом. Книга жирно намекает на труды авторов, которых необходимо перевести на русский, чтобы со студенчества будущие антропологи копали во все стороны: нечитанные мной Фуллер (с. 283), Морис Блох (с 198) - в целом список литературы заслуживает похвал.
Отечественным философам и когнитивным антропологам Парибку
mahadaridra и Смирнову, уважаемым: Энгельке рекомендует к изучению иллокутивную логику Дж. Остина, а также принцип лингвистической относительности Сепира-Уорфа для репрезентации различий между цивилизационными ментальными установками. И главное: какие всё-таки любознательные люди, эти антропологи. И масскульт им интересен, и судебные процессы, и авария на Чернобыльской АЭС вместе с соответствующим массовым поведением пострадавших, и, конечно, Прошлое во всех его проявлениях - в этом они близки мне, родившемуся семимесячным под знаком Весов в русско-казачьей семье с присутствием польской и татарской кровей, вскормленным марийкой, выросшем на Чëрном море.