Пара реплик об испанском искусстве. В своей замечательной книге "Испания от И до Я" Татьяна Пигарева рифмует росписи Гойа в часовне Антонио де ла Флорида с мозаикой моста "Созвездие" Каногара в Мадриде. Да, созерцание этих потолочных шедевров реально кружит голову. Но по мне вся испанская живопись и скульптура максимально головокружительна и динамична, эта и есть визитная карточка для нынешнего времени. Росписи в соборе Толедо, например, таковы, что, говоря словами героя Упанишад "отвалится голова", задавая зрителю метафизическое измерение/вопрошание, как в том фрагменте Брихадараньяки: "Он, этот Атман [определяется так]: "Не [это], не [это]". [Он] непостижим, ибо не постигается; неразрушим, ибо не разрушается; неприкрепляем, ибо не прикрепляется; не связан, не колеблется, не терпит зла. Таковы восемь оснований, восемь миров, восемь богов, восемь пуруш. Кто, разъединяя и приводя назад пуруш, выходит за их пределы, - о том пуруше упанишад я спрашиваю тебя. Если ты не расскажешь мне о нем, у тебя отвалится голова". А если голова удержится, то барочная вставка в пламенеющую готику Толедо доконают окончательно. Это вращение задал ещё Веласкес в Менинах, динамику точек зрения и позиций в этом легендарном полотне описал Фуко в "Словах и вещах" ("…эта тонкая линия видимости при своем возвращении охватывает целую сложную сеть неопределенностей, обменов и уклоняющихся движений"). Но и Эль Греко крутит и колдует с восприятием, хоть грандиозное "Благовещение", хоть миниатюрная "Басня". Ведьмы Гойя и "Яблоки" де Эспиноза, пирушки Солано и игры перспектив Дали - всё в картинах испанцев кружится, как надетые на спицу воротнички-горгеры, но в итоге выкручивают мозг, перепрошивают квалиа, как сказали бы философы-атлантисты. У французских мастеров динамика не столь крышесносительна ("Рыбки Матисса"), она умилительна, не так драматично метафизична. Даже Ван Гог с кружением неба над виноградниками даёт передохнуть, переступить с ноги на ногу во время медитаций. Французы гипнотизируют вещами-как-бытием (Сезанн), отсылами к какому-то индивидуальному раю, утраченному времени, испанцы же не дают возможности вспомнить о чём-то подобном, крутят и крутят тебя. В этом схожесть с русской иконописью, в тех случаях, когда иконы правильно размещены в наших церквях. Ну, и Шагал, конечно. * надо подумать ещё над этими параллелями-))