Тематическая кинорулетка №8. Классика японского кино

Feb 01, 2017 17:41

Любопытно-)
Оригинал взят у altereos в Тематическая кинорулетка №8. Классика японского кино
Что это и зачем это нужно?
Все тематические кинорулетки

Текущее распределение голосов в опросе сложилось в пользу японцев. Чем интересен для нас японский классический кинематограф - тем, что он соединяет высокое мастерство режиссеров мирового уровня (а в Японии их наберется не менее десятка) и национальную экзотику. Сомневаюсь, что кто-то поспорит с утверждением, что Япония - одна из передовых кинодержав, если охватывать всю историю кино. Цель данной кинорулетки - заполнить пробелы в знании киноклассики за счет общепризнанных шедевров японского кино 1930-1970-х годов.

Охватить всю историю японского кино в этой заметке я смогу, да и нет смысла. Тем, кто хочет основательно разобраться в теме, предлагаю почитать монографию Тадао Сато "Кино Японии" (1988), хотя в ней не освещаются в полной мере такие важные явления, как японская новая волна и жанр "кайдан" (обе темы наверняка когда-нибудь будут представлены в отдельных кинорулетках). Для поверхностных представлений об японском классическом кино обозначу ключевые этапы и события в его истории.

1899 г. - этим годом датируется старейший из сохранившихся японских фильмов.
1920-е - к этому десятилетию сформировалось первое серьезное поколение молодых японских режиссеров (Мидзогути, Кинугаса, Одзу).
1930-е - кино в Японии становится массовым явлением. Вообще, японский кинематограф развивался под влиянием двух культур. Во-первых, это национальные традиции литературы и драматургии (прежде всего, театр Кабуки + Симпа - новая форма драмы). Во-вторых, западное (прежде всего, американское) искусство + западные либеральные идеи.
С конца 30-х до конца 40-х была жесткая цензура, связанная с военным и поствоенным периодами. До 1952 года американцы контролировали кинопрокат, пользуясь своими эксклюзивными условиями для пропаганды американского образа жизни. Начинается американизация японского общества.
В 1940-50-е важнейшую роль в реформировании японского кино играет Акира Куросава.
До 1960-х годов основным жанром японского кино является историческая драма (дзидайгэки), в 1960-х пошла мощная волна фильмов про якудза. Особое место среди жанров японского кино занимает кайдан (ужастики с привидениями-духами). Кайданы становятся популярными в 1950-е и по сей день их снимают в немалом количестве.
Конец 1950-х - 60-е - особенный период в истории японского кино - "японская новая волна". Здесь происходит примерно то же самое, что и в других уже знакомых нам "новых волнах". Но что характерно именно для японцев - на экранах становится больше секса и насилия. Новый жанр - пинку эйга (разновидность криминальной драмы с элементами sexploitation).
В 1970-е Япония становится богатой страной, в целом повышается благосостояние населения. В то же время из-за урбанизации накапливаются серьезные социальные проблемы: ухудшение условий жизни, уменьшение среднего количества членов японской семьи, традиционный семейный уклад переживает кризис. В связи с этим в кино развивается жанр социально-семейной драмы, отражающий все эти и другие проблемы.

Для дополнительного изучения:
Статья на "Синематеке" про японскую новую волну
Статья про кайданы в кино в журнале "25-й кадр" + заметка от illa_anna про кайданы 50-60-х гг.
Немного информации об японском кино на Википедии.

Для списка я выбрал наиболее известные фильмы выдающихся японских режиссеров. Фильмы относятся к разным эпохам (с 1930-х до 1970-х), к разным жанрам. Так или иначе, в списке собраны лучшие образцы классики японского кино.

Инструкция для участника кинорулетки:

1. Оставить заявку на участие в комментариях к этому посту (можно написать "участвую" или "+"). Записаться можно в любой момент до 15 февраля.
2. Я даю вам фильм, который будет выбран случайным образом из этого списка.
3. Если выбранный фильм вы уже смотрели, выбирается другой.
4. Посмотреть фильм и написать отзыв необходимо в течение двух недель (т.е. до 15 февраля, когда выйдет итоговый пост со всеми ссылками). "Опоздавшие" отзывы будут добавлены в итоговый пост в виде UPD.
5. Отзыв публикуется в вашем блоге или в комментариях к этому посту, если вы не желаете "ломать" формат своего блога постом для кинорулетки.
6. Желательно оставить ссылку на отзыв здесь в комментариях, чтобы я точно его не пропустил.

dva_vorona - Бирманская арфа (1956, Кон Итикава)
romanetto - Женщина из Токио (1933, Ясудзиро Одзу)
jacob_burns - Вкус сайры (1962, Ясудзиро Одзу)
a_simakoff - Пламя (1958, Кон Итикава)
philip_marlow - Сказки туманной луны после дождя (1953, Кэндзи Мидзогути)
altereos - Черные кошки в бамбуковых зарослях (1968, Канэто Синдо)
marw_czarw - Харакири (1962, Масаки Кобаяси)
maxandmum - Женщина-демон (1964, Канэто Синдо)
alex_mclydy - Месть актера (1963, Кон Итикава)
dies_noctis - Смертная казнь через повешение (1968, Нагиса Осима)
pol_ned - Был отец (1942, Ясудзиро Одзу)
vikussss - Телохранитель (1961, Акира Куросава)
i_am_the_frog - Голый остров (1960, Канэто Синдо)

кино, Япония

Previous post Next post
Up