Похоже, традиция делать умное и самокритичное кино, пронизанное духом одновременной язвительности и грусти (такое возможно!), в Штатах будет продолжаться. Вот и фильм "Господи, благослови Америку" как литой встаёт в перечень известных ранее проектов с неглубокими, но запоминающимися историями про "их нравы". Тут и "Красота по-американски", и любимая картина депутата И. Пономарёва "Магнолия", "Адаптация", "Умереть за" (с оговорочками), и т.д. и т.п. Пост- или нью-тарантиновская деконструкция мира ТВ-шоу с печальной безысходностью в итоге: стреляй-не стреляй в этих журналистов и продюссеров, ты так же смешон, как весь многочисленный народец, населяющий вечерний эфир у тебя в телеящике. Или: как бы ты не попытался поменять свою жизнь, все роли записаны заранее. Так у них - в Америке. Без всякой чернухи, без надрыва русского. Потому изначально существует дистанция, "какие мы все разные". Фильмы эти чем-то напоминают мюзиклы: музыка хорошая, актёры танцуют неплохо, но не опера, не театр и не концерт. Как-то ненатурально всё, условно. Нередко это раздражает по первому разу. Но потом понимаешь, что этот жанр просто зрителя уважает. В душу не лезет, ничего не навязывает, "никакого фашизма" (ТМ). Я помню, как некоторые умные челы плевались от "Америкэн бьюти". И что? С годами они признали, что недооценили это кино. Это когда у них в машинах стали крутиться диски с всякой коучинговой всячиной и они, подобно риэлтерам в Штатах, в годы кризиса 2008-2009 гг истово внушали себе: "Я продам эту квартиру". Или записывались в сорок лет на курсы древних или редких языков, "могли бы научиться играть на гобое" (Адаптация). Тогда их проняло: смешное со стороны не означает отсутствие подлинности.... Конечно же, эти метания забавны, в наше-то время, оставленное героями и богами, и со стороны подобные экзистенциальные прыжки смотрятся смешно, но всякие такие упражнения смешны, разве нет? А когда этих конвульсий нету, то разве не становится страшно, а?
В God bless America больной психопат гораздо понятнее большинства других персонажей фильма. Трогательней. Конечно, режиссёр намеренно выводит на экран не реального психопата (он был бы другим, патология не столь мила), но благодаря экранам СМИ, именно такие шизики и являются наиболее убедительными. Так нам удобнее про них думать, "примеривая на себя": если бы у меня были подобные жизни обстоятельства, я бы не гарантировал оставаться паинькой, глядя на всё вокруг...
Но мне почти нравится, что издеваясь над своими героями и препарируя "социум", в котором они дёргаются, авторы этих фильмов далеки от пересмотра "общественного устройства" страны или обличения каких-то властных групп. К человеку сводится вся грусть и злая ирония, к "субъективному фактору". Потому, далёкие изначально фильмы, наподобие "Боже, благослови Америку", потом становится чрезвычайно близки.