Вступление
Большинство современных человеков не мыслят себе жизнь без персонального автоматического средства передвижения. Ну а раз нет мыслей, значит нужно заиметь это самое средство. Большинство сваливших временных или постоянных не исключение из общей тенденции. Однако, процесс приобретения и последующей эксплуатации машины и сам по себе не столь ординарный, к тому же еще может отличаться от страны к стране приобретения и эксплуатации, что не всегда совпадает, и сильно отличаться от российской реальности. Своим постом хотел бы раскрыть некоторые тонкости, которые нужно учитывать валящим, желающим также персонально автоматически передвигаться на новом месте. Не буду обобщать, и буду описывать лишь Нидерландские реалии, базируясь на своем собственном опыте.
Получение водительских прав по 30% рулингу
Первые 2 года я обходился без машины и передвигался на велике. Для дальних поездок брал машину в прокат. По закону, человек приехавший по тур.визе или по частному приглашению имеет право пользоваться водительским удостоверением своей страны (России, например) международного образца (т.е. с надписью «Permis de conduire») не более чем месяца 3 (может быть 4 - я не уверен). По тому же закону, человек, приехавший по MVV (виза по которой потом ВНЖ получают по работе или замужеству или еще как), вообще не имеет право ездить по своим «родным» правам, и нужно получать нидерландские. Исключение составляют экспаты, получившие специальную налоговую скидку «30%-ruling». По этому соглашению между налоговой службой, работодателем и специалистом, специалист имеет право не только на уменьшение налогооблагаемой части свой зарплаты (а соответственно и выплачиваемых в бюджет налогов), но также право на ОБМЕН своего водительского удостоверения на местное нидерландское без сдачи экзамена, чем я лично и воспользовался. Процесс получения-обмена прав в моем случае был таков: сперва я пришел в местную мерию (хемеенте по-нидерландски). Там я получил список необходимых документов, в коих входила мед.справка (также выдается RWD). Я пошел к своему домашнему врачу, он мне написал бумажку о том, что он лично не видит никаких препятствий в том, чтобы я водил автомашину. Я заполнил специальный формуляр, приложил справку от домашнего врача. В последствие оказалось, что справка от домашнего врача была не нужна. Все это я отправил в RWD почтой (RWD - специальная служба, занимающая водительскими удостоверениями и регистрацией автомобилей). Через пару дней получил нужную мне мед.справку, с которой пошел в хемеенте еще раз. Там же приложил копии налогового соглашения о 30% рулинге, копию ВНЖ, заполнил заявление и приложил оригинальные российские права (которые хемеенте отправило в российское консульство, где они благополучно и потеряли, но я не огорчился, т.к. они мне на фиг не нужны были). Копии, впрочем, мне служащий хемеенте сделал сам - в Нидерландах все копии любых документов, которые нужны мерии или другим гос.структурам, делаются в самой хемеенте БЕСПЛАТНО. Это ж им нужно, а не мне. Примерно через 2 недели я получил свое нидерландское водительское удостоверение по почте, действительное на 10 лет. Все, никаких переодических мед.освидельствований для ТО в дальнейшем я не проходил. В Нидерландах мед.осмотр, с точки зрения вождения машины, нужен лишь пожилым после 65 лет, да и то я в этом не уверен на 100%.
Права через экзамен
Если же по тем или иным причинам вы не получили такой рулинг, или у вас просто не было ваших локальных водительских прав, то единственный путь получить оные - сдать экзамен по вождению. Экзамен состоит из 2х частей: теории (сдается на компьютере) и практической части, а именно, езды по определенному маршруту, который выбирается экзаменатором. В принципе экзаменатор может выбрать абсолютной любой маршрут, но чаще всего выбор происходит в пределах некоего списка популярных (и заранее известных). Приемом экзаменов занимается также RWD, которая никакого отношения к полиции или жандармерии (дорожная полиция) не имеет. НО! Записаться на экзамен просто так нельзя. Вас записать может лишь инструктор, имеющий специальную лицензию. Т.е. чтобы сдать экзамен, желающему придется сперва обратиться к кому-либо инструктору. Инструктор отвечает за вас своим рейтингом (количеством сдавших именно у этого инструктора), поэтому прежде чем вас выставлять на экзамен (речь идет о практике, т.к. теорию сдают обычно все сразу безо всяких проблем), он заставит вас взять у него несколько уроков вождения. Это касается всех, даже если вы проездили за баранкой за последние 10-20 лет все российские дороги по 2-3 круга. Впрочем, последних это касается даже в большей степени, чем новичков, потому как отучать от глупостей сложнее, чем учить с нуля. Если вам не нравится предложение этого инструктора, можете пойти к другому, но вероятность найти такого, который бы вывел вас на экзамен сразу же, крайне мала. К тому же экзаменаторы будут придираться даже больше, чем инструкторы. Кстати, до самого последнего момента ни вы, ни ваш инструктор не знаете, кто будет экзаменатором. А придираться экзаменаторы будут ко всему. Это конечно зависит от того, с какой ноги он встал, но вашу езду они определяют не столь, как вы соблюдаете местные ПДД, но и каково ваше поведение за рулем, придерживаетесь ли вы рекомендуемому экономичному стилю вождения, как вы держите руль, и как часто смотрите в зеркала, а также каков порядок просмотра зеркал… Вы можете отъездить, не нарушив ни одного правила, но экзамен вы не сдадите, если вашему экзаменатору покажется, что вы были через-чур напряжены, или наоборот: через-чур расслаблены, или были слишком резвы в наборе скорости, или наоборот, слишком медлительны. Ваш инструктор также находится в машине во время экзамена (кстати, сдавать экзамен вы будете на той же машине, на которой брали уроки у инструктора). Вообщем, по статистике редко, кто сдает экзамен с первого раза. Таким придется записываться на пересдачу. Пересдавать можно сколько угодно раз, но каждая сдача практического экзамена стоит около 200 евро (я точнее не знаю) + еще сколько-то придется отдать за дополнительные уроки инструктору, ведь только он сможет вас записать на пересдачу (у разных инструкторов или в автошколах 1 час урока вождения стоит от 30 до 100 евро, если брать пакет из нескольких уроков, то будет дешевле). Есть варианты, когда вы платите инструктору некую заранее оговоренную фиксированную сумму, а инструктор будет возиться с вами, включая оплату всех пересдач, до самого победного. Сейчас такое стоит около 2000 евро. Если человек не сдает экзамен с четырех попыток - бывает и такое, и довольно часто - ему назначают специальную комиссию, которая пытается выяснить причины такой длительной неудачи, и ему предоставляется право сдать экзамен СПЕЦИАЛЬНОМУ экзаменатору. Вот в этом случае очень редко, кто проваливает экзамен. После успешной сдачи экзамена через какое-то время вы получаете приглашение в хемеенте, где и получаете заветную корочку.
Машина в прокат
Итак, вы тем или иным способом получили нидерландские водительские права. Теперь можете арендовать машину. К сожалению, в Нидерландах представлены только известные, но дорогие компании, предоставляющие автомобили в прокат. В основном это: Avis, Budget, Europcar, Hertz. В некоторых случаях можно получить клиентскую карту, по которой можно получать скидки. В Нидерландах существует аналог советского ДОСААФ, называется ANWB. Эта общество занимается предоставлением различных услуг автомобилистам. Бытие членом этого общества дает определенные бонусы и является довольно распространенным явлением. Одним из бонусов от членства ANWB является возможность получать скидку при аренде машины, например в Hertz. В качестве других возможных бонусов: скидки при покупке топлива на некоторых заправках (не всех), скидки при получении некоторых видов страховок от самого ANWB, сервис срочного ремонта «в поле», а при невозможности - доставка сломанного авто до дома или до ремонтного гаража. Это работает, в зависимости от выбора типа членства, как по Нидерландам, так и по всей Европе. Возвращаясь к аренде машины: кроме водительского удостоверения в большинстве конторах по прокату машин нужно иметь и кредитку (дебетка не катит). Забучить аренду машины можно через сайт прокатной конторы, указав пункт, где вы будете забирать машину, а также пункт, куда вы будете возвращать оную. Если первое не совпадает со вторым, то стоимость проката может возрасти. При оформлении аренды, сразу оформляется и страховка. Стоит уточнить каковы ее условия и каков ваш личный риск, т.к. за доп.плату можно его уменьшить, если желаете. Если вам нужны детские сидения, то об этом можно указать заранее при заказе на сайте. В момент оформления аренды происходит внешний осмотр автомобиля и в специальном формуляре отмечаются все отклонения от идеала, который подписывается вами и клерком прокатной конторы. Не скажу за всю Одессу, но мой опыт показывается, что с одной стороны все царапины и помятости, которые вы не заметили и не внесли в этот формуляр, могут стать уже вашей проблемой при возврате автомобиля, но если они незначительны, то прокатная контора обычно не заморачивается ими. Более того, получать авто можно лишь в рамках рабочих часов данного пункта проката, а вот сдавать можно в любое время. Если пункт проката закрыт, то вы оставляется машину на стоянке этого пункта и кидаете ключи им в специальный ящик.
Общественный транспорт
Боюсь быть непонятым многими, но все-таки заявлю, что наличие собственного авто в Нидерландах не является жизненно необходимым по двум причинам: (1) все нужные социальные точки в городе и даже в деревнях находятся в пределах велосипедной досигаемости, а сеть велосипедных дорожек в Нидерландах одна из самых развитых и удобных в мире, (2) если нужно перемещаться на значительные расстояния, или просто велосипед - не «ваше все», то к вашим услугам общественный транспорт (в основном автобусы и электрички, в Амстердаме, Гааге, Роттердаме и Утрехте еще и метро с трамваями), очень удобный и ходящий по расписанию. Впрочем, некоторые голландцы не согласятся про поезда «по расписанию», но это скорее исключение, а не вот это
http://vaskin21.livejournal.com/9861.html. Нужно оговориться и уточнить, что общественный транспорт стоит недешево. Например, мне разовый автобусный билет из дома до работы с одной пересадкой и общим километражом около 15 км, будет стоить около 2.60 евро при наличии специальной OV карты (без оной будет чуток дороже - около 3 евро, возможно даже с лишнем). Билет покупается один раз, и действителен на любое количество пересадок любых видов транспорта до тех пор, пока я не достигну конечной своего маршрута, при условии относительной прямолинейности этого маршрута и адекватной ограниченности во времени. Месячные проездные у нас отменили, к сожалению. На поезде поездка от Центрального вокзала в Гааге до Эйндховена (примерно 100 км) будет стоить примерно 19 евро, но на поезда есть специально отдельно приобретаемая карта (стоит вроде 75 евро и действительна 1 год), которая дает право на скидку при покупке билетов в 40%, причем не только на вас одного, но и на парочку людей вашего сопровождения. Вам достаточно будет заявить, что «эти - со мной». Естественно все билеты детям до 11 лет (в провинции Северный Брабант до 18 лет) и людям старше 65 лет дешевле обычных «взрослых» примерно на 40%. Специальной скидкой пользуются также и студенты.
Тем не менее, если вы хотите расширить свой кругозор, увеличить свои возможности путешествовать и более разнообразно проводить свое свободное время, то личный автомобиль - это ваш выбор.
Автоналог и автостраховка
Сколько же стоит владеть личным автотранспортом?
Итак, владелец авто в Нидерландах должен платить автостраховку и автоналог. В отличие от России, в Нидерландах автоналог вычисляется в зависимости от МАССЫ автомобиля с учетом выхлопов CO2 (если количество грамм на 100 км меньше определенного лимита, то налог ОТСУТСТВУЕТ: в этом году это 110, а значит Toyota Prius сейчас безналоговая, в следующем году будет меньше в 2 раза, и простой Приус будет уже облагаться по полной) и типа используемого топлива (за дизельное авто - налог в несколько раз выше, чем за такое же авто на бензине). Посчитать налог можно здесь:
http://www.belastingdienst.nl/rekenhulpen/motorrijtuigenbelasting/. Пример, Suzuki Swift 2000 года выпуска, бензин, масса до 750 кг, налог в год - 170 евро с небольшим. Если бы это была дизельная машина, то налог был бы уже 510 с лишним евро в год. Еще пример: Toyota Verso-S (не путать с просто Verso) 2013 года выпуска (масса 1060 кг), налог в год - 470 евро. За такую же, но с дизелем - около 1030 евро. Стоимость автостраховки сильно зависит от ее уровня (в России аналогом уровня являются КАСКО- ОСАГО), вашего стажа безаварийной езды (за каждый год страховая сумма уменьшается на довольно заметную сумму), и от наличия у вас лично скидок-бонусов в конкретной страховой компании. Если вы уже имеете какую-то страховку в данной компании, то за любую доп.страховку вы получите скидку. Кроме того иногда страховая компания может предоставлять специальный бонус-скидку для работников некоторых компаний, с которыми у страховой имеется специальный договор (в моем случае в виде бонуса идет: приплюсование к моему зарегистрированному стажу безаварийной езды еще 4 года сверху). В среднем, если речь идет о минимально обязательной страховке, то они стоят в зависимости от машины при нулевом стаже где-то ОТ 200 евро за сильно подержанную небольшую машинку. Я платил за упомянутую выше Сузуки за страховку второго уровня (расширенную, но не полную) при посчитанном стаже 10 лет около 250 евро. Сейчас плачу за новую Тойоту Версо-С полную страховку что-то около 550 евро. Все это в год, конечно. В обоих случаях у меня был и есть в страховке отдельный пункт, по которому в случае ДТП у меня не будет уменьшаться стаж безаварийной езды, если это ДТП случается не чаще, чем раз в год.
Парковка
Если нет в наличие своего гаража, и вы живете в центре крупных городов, то вам нужно платить за стоянку перед своим домом в местное хемеенте. Не знаю, сколько это стоит, предполагаю что-то около 100 евро в месяц. Не нравится? Тогда переезжайте из центра. Почти все парковки в центре города платные. Их стоимость - от 50 центов до нескольких евро за час - зависит от города и места. В некоторых особо популярных местах крупных городов (в Роттердаме, например) есть еще более жесткое требование: парковать машину на данном конкретном месте в дневное время можно не дольше, ну скажем 2х часов. После окончания этих 2х часов машину нужно перепарковать на другое место. За нарушением режима парковки следят специальные муниципальные служащие (НЕ полиция). Штраф за нарушение парковки зависит от хемеенте. Я как-то платил 65 евро за то, что припарковался неправильно (на месте большой парковки, но не в отмеченном для парковки машины месте). Парковка на улице и на некоторых открытых парковочных площадках оплачивается через ближайший автомат, который может принимать монеты (не всегда) или пин-карту (редко) или чип-карту (сейчас - чаще всего). Зарядить деньгами чип вашей дебетки или кредитки можно в специальном чипкнип автомате (иногда находится рядом с банкоматами). Оплата в этом случае идет ВПЕРЕД, т.е. вы заранее прикидываете, сколько часов вы простоите, их и оплачиваете. Автомат вам выдает талончик, который нужно положить на лобовое стекло. На больших крытых парковках со шлагбаумом на выезде оплата обычно организована по факту, т.е. на въезде вы получаете магнитную карточку, на которой регистрируется время начала пользования парковкой, а когда вы выезжаете, перед этим вы подходите к специальному аппарату, засовываете туда выданную магнитную карточку, и аппарат уже определяет время и стоимость парковки. Вы платите и оплаченную карточку вы опускаете в шлагбаум на выезде. Около некоторых продуктовых супермаркетов за пределами центра города можно встретить бесплатную парковку. В спальных районах на окраинах парковка также обычно бесплатна.
Техосмотр
Если машина старше 3х лет, то нужно каждый год проходить APK (по-русски: техосмотр). Если «бегаете» много, тогда через каждые 20 тыс. пробега. Никаких талонов вам не выдадут, а просто внесут соответствующую пометку в базу данных. APK проходится в любом ремонтном гараже, который имеет соответствующую лицензию, а сведения о прохождении APK собирает RWD. Но я еще не встречал гаража, который бы не имел подобную лицензию. Стоимость APK составляет примерно 20-25 евро + дополнительная работа и материалы, использованные для устранения обнаруженных недостатков. Обычно недостатки обнаруживаются и в среднем, по моему опыту, APK стоит около 100-200 евро, включая периодическое техническое обслуживание, которое не входит в стандартный APK (масло, например, поменять). Ремонтный гараж сам проводит диагностику, сам же и устраняет выявленные недостатки, за что несет ответственность. Никакого медосмотра проходить не надо, и отдельного талона токсичности не существует. О приближении срока очередного APK вас заранее предупредит RWD по почте, причем не один раз. Что будет, если вы пройдете APK не совсем вовремя - не знаю. Обычно, пока ваша машина находится на APK, вы можете за небольшую доп.плату взять в аренду другую машину (или велосипед) в этом гараже.
Топливо
Самый популярный «довод» патриотов. Да, подтверждаю, бензин у нас дорогой. Сейчас 95ый стоит примерно 1.65-1.70 (на разных заправках цены могут чуток отличаться). В Германии и в Бельгии чуток дешевле - около 1.55-1.60 евро за литр 95-го. Чуть-чуть (центов на 5-10) дешевле бензин, содержащий этанол. Такой бензин продается в Германии с маркировкой E10, кажется (10% этанола). В Нидерландах такой бензин маркируется Bio или BlueOne (5% этанола), но встречается реже, чем E10 в Германии. Кстати, в ближайшем «зарубежье» самый дешевый бензин продается на станциях Лукойл в Бельгии в стороне от основных трасс. Сейчас там можно найти и за 1.50 за литр 95-го. А вообще, самый дешевый бензин в западноевропейских странах был зарегистрирован мной в Люксембурге - центов на 10 дешевле, чем в ближайшей Германии. Дизтопливо дешевле бензина процентов на 10-15. Но с учетом того, что налог на дизтопливные авто существенно выше, профит от дешевого дизтоплива можно получить только, если очень много ездить в год (тысяч 30 и больше). LPG еще дешевле - сейчас около 1.10 за литр, но страховка на автомобиль с газовым оборудованием существенно выше, чем за аналогичный бензиновый.
Очень существенное отличие от России самого порядка заправки топливом заключается в том, что в Нидерландах вы подъезжаете, открываете бензобак, заливаете сколько вам надо бензина и ТОЛЬКО ПОТОМ идете его оплачивать. На автоматических заправках порядок действий немного другой: сперва идентифицируете в автомате свою дебетку, потом заливаете бензин, и затем требуемая сумма будет снята с вашего счета автоматически.
Дорожная виньетка (для Германии)
В Нидерландах нет специального дорожного побора - все дороги бесплатны. Никаких толлов, как во Франции. В Германии тоже дороги бесплатные, но в Германии недавно ввели специальные стикеры экологичности - красного, желтого или зеленого цвета, и разбили некоторые города на зоны. Въезд в такие зоны отмечен соответствующим знаком. Все автомобили, въезжающие в ту или иную зону должны иметь соответствующий стикер. В зеленую зону можно въезжать только с зеленым стикером, в желтую с зеленым и желтым, а в красную зону с любым стикером, лишь бы он присутсвовал, т.е. автомобили вообще без стикеров туда уже не могут въезжать. Стикер получается немцами по почте, возможно даже бесплатно. Голландцам для получения стикера можно либо подъехать к первому же попавшемуся в Германии пункту ADAC (в воскресенье могут не работать), либо заказать через ANWB (что будет дороже - примерно 17 евро - и займет несколько дней).
Некоторые отличия в ПДД
В качестве заключения хотелось бы прогуляться по основным отличиям в правилах дорожного движения по сравнению с российским вариантом. Сразу оговорю: я опишу то, что есть в ПДД, а соблюдать или нет - ваше право, так что отговорки из серии «а я вот много раз видел, что…» не принимаются.
Отличается понятие обгона. Важно для определения обгона справа. По нидерландским ПДД обгон справа ЗАПРЕЩЕН, кроме мест расхождения полос: ну типа правая уйдет вправо, а левая пойдет прямо или влево. Все вроде просто. НО! В России под обгоном понимается маневр, связанный с выездом на другую полосу движения, а в Нидерландах обгон есть любое действия, когда в результате обгонявший автомобиль становится впереди обгоняемого, т.е. просто перемещение по соседней полосе БЕЗ смены полосы со скоростью выше, чем у обгоняемого транспорта, тоже является обгоном. А раз так, то передвигаться по правой полосе со скоростью выше, чем у рядом едущего по левой полосе автомобиля НЕЛЬЗЯ, даже если вы с самого начала только по правой полосе и ехали.
Кхм… хотел много чего понаписать про отличия. Но все остальное - это мелочи, так что, пожалуй, не буду. Вот только напомню про светофоры. Впрочем, от этого страдают наоборот иммигранты, временно приезжающие погостить в Россию, а не наоборот. Тем не менее: в Нидерландах после того, как включился красный на перекрестке в одном направлении, еще какое-то довольно заметное время на пересекающихся направлениях НЕ БУДЕТ НИ ЖЕЛТОГО, НИ ЗЕЛЕНОГО. Т.е. проскакивать на желтый - довольно безопасно, и есть время успеть завершить левый поворот на перекрестке, если вдруг по какой-то причине нет отдельной левой стрелки.
Оформление ДТП
Ну и совсем под конец хотелось бы описать как происходит оформление ДТП. Предположим вас угораздило кого-то поцарапать, ну или наоборот - вас поцарапали. Ваши действия: включить аварийку, выйти из машины, при необходимости выставить треугольник, поздороваться с другой стороной, определить, что увечий или, не дай бог, смертельного исхода нет, т.е. дело не уголовное, достать специальный формуляр (обычно высылается страховой компанией вместе со страховым полисом), в котором подробно описать место действие, положение машин в момент ДТП, что предшествовало ДТП, указать на прилагаемой схеме важные дорожные знаки, разметку, сигнал светофора, и т.д.. Там же можно указать предполагаемую скорость оппонента, вашу скорость, ну и вообще все, что может указывать на вашу невиновность или виновность противоположной стороны. Там же указываете свои данные и данные вашей страховой. Там же оппонент выкладывает свои соображения по поводу ДТП и кто виноват. Но схема должна быть одна. Если вам кажется, что оппонент виляет, то можно сфоткать место происшествия, дабы было подтверждение, что схема верна. Далее вы подписываетесь в формуляре вместе с оппонентом и берете каждый по экземпляру. Собственно вам даже не нужно приходить к согласию. Ваша подпись лишь подтверждает ВАШИ данные и прилагаемую схему. А ваши соображения и соображения оппонента могут быть противоположными, более того, вы их можете потом добавить в свой экземпляр акта. Все. Отсылаете свой экземпляр в свою страховую компанию, и на этом забываете о ДТП. При необходимости ремонта необходимо спросить страховую компанию о том, где именно производить этот ремонт (обычно страховая компания может иметь свой собственный ремонтный гараж, либо иметь специальный договор с определенным гаражом). В назначенный день приехать в этот гараж и отдать им машину. Все остальные формальности уже не ваше дело. Вызов полиции требуется лишь в случае увечий или трупа(ов).