У пилотов как минимум два Новых Года в году. Один, конечно же - это всем известная ночь с 31-го декабря на 1 января. А вот второй у каждого разный. И связан он с прохождением ежегодного медицинского освидетельствования во ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).
Непосвященные, но, тем не менее, любители авиации, наслышаны (или начитаны - по форумам) о различных ужасах, связанных с прохождением пилотами российских врачей. Как и любую другую информацию, все слухи надо делить пополам. Не так все страшно, как можно представить.
Но есть нюансы, как обычно.
Расскажу.
--==(о)==--
В чем заключается основное отличие в получении medical здесь, в России, и там, "за бугром"? Там - пилот тратит час личной жизни (и энную сумму личных денег) на прохождение одного врача, с которым поговорит по душам, посмотрит на буковки на табличке, да и разойдутся с миром. Если что-то беспокоит, то пожалуется на здоровье, и, если это требует лечения, то врач что-нибудь порекомендует, а медицинская страховка покроет (немалые) расходы.
У нас одним врачом не обходится. ВЛЭК заключается в прохождении следующих этапов:
- Посещение врача предприятия (подготовка к ВЛЭК) - пульс, давление, вес, общие жалобы (которых никогда нет... ... ...)
- Анализы. Если есть показани, например, избыточный вес - то кровь берется уже не из "пальчика", а из вены.
- Кардиограмма.
- Если треубется - эхоУЗИ сердца, велосипед.
- Флюорография - раз в два года. С недавних пор - в двух проекциях.
- Аудиограмма - раз в пять лет.
- другие дополнительные процедуры, если это требуется по показаниям или по возрасту. Например - глотание зонда для осмотра желудка, и, извините, зондирование задницы.
И далее, начинается бег по врачам:
- Стоматолог
- Окулист
- Хирург
- Невропатолог
- ЛОР
- дополнительные специалисты, если это требуется по показаниям - например, эндокринолог
- Терапевт
И после этого ты получаешь заветную бумажку с печатью, "хлебую карточку", как называют ее пилоты постарше.
В чем же страхи прохождения российского ВЛЭК, кроме того, что оно состоит из множества этапов?
Критерии
Да, критерии "здорового человека" по нашему ФАП МОГА 2002 сильно завышены по сравнению с общемировыми. Практически по всем показателям. К слову, самые жесткие критерии - для тех, кто только-только решил связать свою жизнь с авиацией. Они должны быть ну просто идеально здоровыми.
Для действующих пилотов существуют скидки. По сравнению с кандидатами в летные училища - скидки существенные, однако, все равно, критерии жестче, чем для пилота Люфтганзы в Германии.
Предвзятость
Личностный фактор конкретного врача.
Очень много врачей. Каждый врач со своими тараканами в голове. Очень много "бабулек" в том самом возрасте, когда реальностью начинают управлять гормоны. Да и иные мужики-врачи не отстают.
Не так поглядишь, не так улыбнешься, не так постучишься... И при этом все ведь считают себя единственными экспертами, ревностно относясь к заключению своих коллег по специальности.
В Академии ГА (С.Петербург) очень много крови ребятам попортила врач-офтальмолог (окулист). Вреднейшая тетка! Надеюсь, что она уже с почетом ушла на пенсию. Она понаставила диагнозов не одну сотню... которые были сняты врачами других ВЛЭК сразу после окончания Академии, т.к. другие врачи проблем в глазах не заметили.
Нагнетание страхов из-за проблем, которых видит конкретный врач
Мой отец заключительные лет 15 своей летной карьеры каждый год переживал из-за кардиограммы, т.к. в один "прекрасный" день одна врач наговорила кучу страхов в связи с какими-то загогулинами на ней. Каждое прохождение ВЛЭКа (15 лет!) было сродни победе...
А потом настала пора (по возрасту) ехать в Центральный ВЛЭК, где сидят самые экспертные эксперты. Да, там нашли эти загогулины, однако, успокоили - это не самое серьезное, что может быть у человека. Были какие-то два варианта, причем оба - "лётные". Для выяснения того, какой вариант у отца, он день проходил с каким-то агрегатом, фиксирующим работу сердца... После этого выяснили, что вариант у него - самый непроблемный и вообще, собственно, на прохождение ВЛЭК не влияет.
Понимаете? 15 лет врачи цокали языком, нервируя отца. Приходилось придумывать способы, чтобы проходить ВЛЭК, какие-то пути обходные искать... А выяснилось, что проблема не стоила выеденного яйца!
К слову, в ЦВЛЭКе многих пилотов таким образом "излечили" от "диагнозов", поставленных в местечковых ВЛЭКах. Например, одного моего молодого товарища хотели списать из-за банальной миопии, при этом запрещали делать операцию LASIK - т.к. в ФАП МОГА про лечение миопии лазерной операцией не сказано ни слова. Пришлось ехать в ЦВЛЭК, где ему не то что запретили - даже рекомендовали.
Но ВЛЭК он теперь проходит в другом месте.
В-общем, тут проблема имеет те же корни, как и проблемы с разными инструкторами.
Трата времени
Не в каждом ВЛЭК все находится в одном здании. Зачастую приходится ходить в районную больницу и отсиживаться в очереди с бабульками-дедульками... И даже то, что на двери написано "Лица летного состава на ВЛЭК - без очереди!!!" для бабулек-дедулек аргументом не являются.
Другой вариант - ждешь врача-эксперта, пока он попьет чайку. Поговорит с коллегами. Попьет чайку. Отойдет погулять.
Если попробуешь возмутиться... пиши пропало.
Конечно, на ВЛЭК выделяют четыре дня, можно успеть все и вся... Однако, человек так устроен - если он чувствует, что может за один-два дня все успеть, то ему жутко не хочется еще два-три дня ездить сюда только для того, чтобы дождаться, когда кончится чай.
--==(о)==--
А главный страх, конечно же - это когда ты действительно не очень здоров. По идее, ты должен доложить врачу о своих проблемах... А вот дальше последует отстранение от полетов, стационар, исследования, ЦВЛЭК и прочее... Ладно, если это серьезная проблема - например, сломал руку или переболел желтухой... А если СОЭ не 10 моль, а 11?
Перед прохождением ВЛЭК пилот заполняет опросник, где он подчеркивает "нет" на десяток с лишним вопросов. Например: "Случались ли у вас за межкомиссионный период случаи расстройства кишечника?" или в том же духе, про головные боли. Ну, будем откровенны, с кем не бывает - съел чего-то, или просто недоспал. С нормальными врачами обычно поговоришь, посмеешься... и поставишь везде "нет". А врач устно посоветует, что делать в том или ином случае.
Таких врачей пилоты любят, ценят, уважают.
А бывают такие, с которыми лучше не шутить. И молча ставить "нет". Т.к. сразу отправят по кругу. Конечно, 99.99% вероятности - ты в итоге пройдешь ВЛЭК, никаких отклонений не выявят... Однако, в следующий раз, даже если у тебя желудок будет резать в кабинете врача... ты, скорее всего, молча поставишь "нет" везде.
И, как я уже неоднократно мрачно шутил, это приводит к тому, что "российский пилот должен умереть в полете, будучи абсолютно здоровым, т.к. он вот только что прошел ВЛЭК".
--==(о)==--
А я прошел ВЛЭК за два дня!
Очень приятные изменения в Домодедовском ВЛЭКе, в котором я получаю "хлебную карточку" уже лет 8 подряд. В этом году сделали капитальнейший ремонт здания и кабинетов. Врачи модернизируют свою работу - в кабинетах поставили компьютеры, куда после осмотра они вносят какую-то информацию. Стильно.
И то ли народу меньше стало, то ли чай закончился.. Но в очередях я практически не сидел. Я бы и за день прошел, но в первый день сдавал анализы, а есть врачи, которые принимают только после получения результатов анализов. Их я прошел во второй день.
Собственно, сами врачи вполне дружелюбные, нормальные. За все годы у меня ни с одним не было конфликтов, несмотря на то, что мне не очень по душе проходить эндокринолога в борьбе с бабульками за право зайти без очереди... Ну что тут поделать - у меня есть некоторое превышение индекса массы тела, и по закону я должен проходить эндокринолога. Ничего страшного (если не считать бабулек), процедура не занимает более 10 минут. Есть, конечно, вариант - похудеть килограмм на пять... С другой стороны, хорошо, что не набираю. Занимаюсь спортом, при этом стабильно при прохождении ВЛЭК давление 120 на 80, пульс 60-72. То есть, идеальные показатели. С такими к энодкринологу идти не страшно )))) Хотя ему эти цифры не особо интересны.
К слову, во внуковском ВЛЭК меня по тому же диагнозу к эндокринологу не отправляли... а заставляли крутить велосипед, как будто бы у меня ожирение :))) Когда перешел в домодедовский ВЛЭК, то сильно удивились, зачем мне этот велосипед нужен... И отправили к эндокринологу :)
Конечно, есть и тут врачи, с которыми надо уметь себя вести... Есть простое, но работающее решение - не быть настырным и соблюдать элементарные нормы вежливости, и все будет хорошо.
Офтальмолога прошел с шутками и прибаутками - заряд бодрости придал вышедший передо мной парень, о чем-то дошучивающий на выходе. Я зашел, говорю: "От вас с улыбкой выходят, значит, не все так страшно?" Врач и медсестра заулыбались и в итоге, так же с улыбкой вышел и я, передав эстафетную палочку позитива следующему пилоту. В Академии ГА так пройти офтальмолога было нереально...
Самый серьезный врач в домодедовском ВЛЭК - это хирург. Его все побаиваются (в этом плане - мы родственные специалисты :)) ) На мой взгляд - нормальный серьезный мужик, принципиальный. Нравится его подход к работе - на двери весит четкая инструкция для тех, кто не в курсе, как, кто и в каком порядке может проходить хирурга.
Вот так, врач за врачом - очередной ВЛЭК пройден. Пока что мне не требуются раздирающие тело дополнительные процедуры, до них еще надо дорасти... Хотя, конечно же, мне, как любому другому пилоту, хотелось бы, чтобы мы проходили одного врача за один час, как это делают пилоты Люфтганзы... И, если что-то беспокоит, то не боялись бы рассказать о проблеме, будучи твердо уверены, что нас по пустякам не отправят по кругу, а дадут хороший совет... а если не пустяк - то не будем бояться быть списанными из-за жестких критериев, будем верить, что в итоге будут лечить, чтобы довести здоровье до нужной планки.
Наверное, это все-же самая главная проблема в нашей авиационной медицине - пилот боится признаться, если не здоров. Так как боиться быть списанным, что автоматически подразумевает материальный провал... Все же пенсии пилотов в нашей стране далеко не соответствуют оным у пилотов Люфтганзы.
Вообще, интересная вещь. Я писал уже об этом - пилот может претендовать на хорошую пенсию лишь тогда, когда он списан по профзаболеванию. Однако, в настоящее время, только снижение слуха может являться таковым... И то, надо доказать, что твоя глухота явилась следствием работы в гражданской авиации, а для этого нужно было достаточно полетать на старых советских самолетах.
Печально, но факт: основная причина смертности пилотов всех возрастов - проблемы с сердцем - никого в медицинских кругах не волнует. И "по сердцу" списывают гораздо чаще, чем по слуху.
Еще одна проблема связана с индикацией на современных самолетах. Дисплеи. Зрение от них, особенно от устаревших ЭЛТ-дисплеев, садиться только в путь!
Однако, это тоже не считается профзаболеванием.
Надеюсь, за эти дни в моем блоге появятся рассказы, которые вас, друзья, заинтересуют.
Желаю Вам лётного здоровья!
До встречи!