Хроники ноября. Улан-Удэ.

Nov 04, 2013 14:01




Альбом «011113_UIUU» denokan на Яндекс.Фотках

--==(о)==--
Этого рейса я ждал давно.

Почему я люблю летать в Улан-Удэ?

Наверное, из-за вкусных бууз (как правильно во множественном виде?), они же "позы", они же "манты". Но их никогда нельзя было бы попробовать, если б рейс был как все - разворотный, с часовой стоянкой. А наш рейс 115/116 - "эстафетный", с суточным отдыхом, позволяющим нормально выспаться, побродить по городу, поесть вышеуказанное замечательное блюдо и просто получить какой-то своеобразный релакс.

Или же из-за той притягательной "простой" красоты самого города, небо над которым очень редкой бывает затянутым тучами? Не зря Бурятию называют "солнечной".

Красота провинциального города Улан-Удэ, так похожего на все остальные города российской Сибири и все же, имеющая свои изюминки, выпестованные любовным отношением жителей, веет каким-то своеобразным уютом, который никак не успевает наскучить за несколько часов пребывания в городе.

Или же простодушие и непосредственность местных жителей, продающих в сувенирном магазине "ловушки для снов" с такой обыденностью, как если б речь шла о твороге.

"А это для того, чтобы сон был хороший. 300 рублей".

"А это для того, чтобы любовь крепкой была. 200 рублей".

Нет, мне не передать обаяние такой непринужденной торговли волшебными амулетами! Это надо видеть и слышать.

Видимо, все это в совокупности и является причиной тому, что я с удовольствием летаю в столицу Бурятии. С апреля и по конец марта, к сожалению, рейс забирает Большой Брат (привет строителям ВПП!), ну а все остальное время - он наш. и я стараюсь бывать там хотя бы раз в месяц.

В 2008м году мы (Глобус) открыли этот аэропорт для В737-800 и, собственно, я был частым гостем, давая "провозки" командирам. В 2009м году я стал замКАЭ и пришлось резко снизить количество полетов на далекие аэродромы, но через год я все-таки, ценой выходных (улетаешь вечером в пятницу, прилетаешь в воскресенье), снова стал посещать Удэ.

Так же, рейс в Улан-Удэ привлекает с точки зрения не самого банального захода на посадку. Аэродром находится в долине, окруженный горушками, в связи с чем угол наклона глиссады несколько превышает стандартный, а так же - ограничивает возможность выполнения автоматической посадки. Т.е., посадка может выполняться только вручную.

В глиссаде пилота поджидает переменчивый ветер, который любит задувать в хвост и стихать перед самой землей, гоняя приборную скорость от предела к пределу, испытывая нервы на прочность. И каждый раз пилот стоит перед выбором - какое положение механизации использовать - 30 или 40? С одной стороны, 30 позволят чуть увеличить запас по ограничениям по скорости, с другой стороны, скорость в глиссаде с закрылками 30 будет узлов на 7 выше, чем с 40, а самолет будет иметь меньшее сопротивление. Т.е., вертикальная скорость изначально будет в районе 1000 фут/мин, режим ближе к малому газу, чем обычно. Если при всем при этом в глиссаде будет преобладать попутный ветер, то он, увеличив путевую скорость, потребует выдерживания еще большей вертикальной, и установки режима вплоть до малого газа (МГ). Большие вертикальные скорости вкупе с малым режимом работы двигателя - штука у земли весьма опасная... Но тем не менее, пилоты часто предпочитают обречь себя на подобные "страхи", боясь положения механизации 40 еще больше. Традиционная боязнь закрылков 40 в подобных аэропортах весьма и весьма перегружает пилотов!

Я ни разу, если честно, в Удэ с положением 30 не заходил. Только с 40. И, хоть и испытывал определенные заморочки при заходах в сложной ветровой обстановке, ни разу не испытывал проблем с вертикальной скоростью и малым режимом двигателя. Ну прыгает скорость вверх - ничего страшного. Я всегда в голове держу вариант ухода на второй круг (правда, еще ни разу так и не уходил - всегда в итоге удавалось остаться в пределах стабилизированного захода на посадку). Ну скакнет скорость к пределу - ну так и на второй круг в этом случае гораздо проще уйти! Всяко проще, чем если большая вертикальная скорость при закрылках 30 потребует ухода...

С закрылками 40 вертикальная скорость не заставляет волосы шевелиться, а повышенное сопротивление обеспечивает более точный контроль скорости в случае ее разгона (легче погасить, ведь режим далеко от МГ и есть "пространство для маневра"), ну а в случае ухода на второй круг то, что двигатели работают на нормальном режиме, тоже даст свое преимущество по сравнению с уходом из положения, близкого к малому газу.

В 2011-м ВПП решили отремонтировать и для полетов оставили 1900м с заходом только по приводным станциям. Собственно, мне и довелось первому выполнить такой заход (и еще потом несколько раз). Как и ожидалось - для В737 это не составило проблем, но заход доставил кучу удовольствия. Как и взлет, выполняемый с закрылками 25 - иначе невозможно было бы увезти коммерческую загрузку. Обычно закрылки 25 в практике не применяются, и вот, довелось попробовать.

--==(о)==--
А сегодня задача у меня из весьма простых - я лечу как "инспектирующий пилот" с целью ознакомления очередного "молодого" командира с заходом на посадку в Улан-Удэ. В составе экипажа есть и второй пилот, поэтому свою задачу на эти рейсы я вижу в минимизации влияния на экипаж, которому, уверен, присутствие "злобного проверяющего" обеспечивает дополнительную нагрузку. Т.е., при таком раскладе, при такой задаче на полет, даже мое присутствие в кабине потребуется лишь в конце полета - при снижении и заходе на посадку в Улан-Удэ.

Еще до рейса я знал, что в Улан-Удэ установилась необычная для тех мест туманная погода. Два или даже три предыдущих рейса уходили на запасные в Читу и Иркутск. Поэтому я с особым пристрастием изучаю сводки погоды Улан-Удэ. Так и есть - прогноз (уже действующий) дает видимость 300м, временами 1500м (на это мы рассчитывать не должны), а начало улучшения обещают только с 4 UTC - это аж 13ч дня по времени Улан-Удэ.

При всем при этом фактическая погода срок от срока (каждые 30 минут) улучшается и является вполне нормальной.

Ну и ИЛС сегодня не работает, заход по приводам с соответствующим высоким минимумом. Т.е., рассчитывать на то, что ночное время даст в тумане увеличение видимости по огням, достаточное для посадки, не приходится.

Решаем для начала дать перенос вылета на один час с целью дождаться очередного прогноза. Ну и пока ждем, склоняем метеорологов на все лады - по прогнозу сейчас должно быть уже 300, а там выше 4км видимость и почти нет облачности...

--==(о)==--
Очередной прогноз нас позабавил - синоптики поменяли местами основную градацию видимости и временные изменения. Теперь у нас основной прогноз "видимость 1500", а "временами 300". Что ж, такой прогноз нам нравится больше, да и фактическое улучшение погоды налицо, что вселяет оптимизм и уверенность, что "долетим", В любом случае, погода на запасных - Иркутск и Чита обещает быть хорошей, топлива у нас много (дополнительное топливо сверх расчета - для уменьшения заправки в Улан-Удэ), и уход на запасной не доставит лишней нервотрепки.

Прибываем на самолет. Экипаж сразу включается в работу, ну а я ухожу в салон, чтобы не путаться под ногами.







Справа к передней двери подъезжает машина с бортовым питанием.




Питание загружено, старший проводник закрывает дверь.




Салон полностью готов к приему пассажиров.




...Вылетаем на Москву. Погода стоит замечательная, столица как на ладони. Где-то внизу миллионы людей готовятся отойти ко сну, ну а нам предстоит за пять с лишним часов махнуть через полстраны.







--==(о)==--
Четыре часа полета позади. Что ж,  пора в кабину. Скоро мы должны начать снижаться, и тут уже требуется мое присутствие.

Парни встречают меня радостной новостью: "100 метров". Хех. Вот вам и синоптики. Собственно, гадать нечего, при таком плотном тумане вероятность того, что он рассеется в ближайшие три часа минимальная и выбор теперь стоит между Иркутском и Читой.

В Иркутске погода тоже "на айс", туман, хотя по огням видимость проходит. Однако, вертикальную видимость дают в 50 метров и, хоть это не препятствует возможности "попробовать зайти", однако, совсем не гарантирует того, что на высоте принятия решения мы увидим ВПП.

В Чите же - погода "звенит".

Интересуюсь у капитана, был ли он в Чите, на что получаю утвердительный ответ. Что ж, мнение единогласное - летим в Читу. Как раз, пролетая мимо Улан-Удэ, получим свежую погоду и, если вдруг по мановению чьей-то волшебной палочки она улучшится, тогда мы снизимся и сядем там.

Но чуда, конечно же, не случилось. Поэтому мы летим дальше.




В Чите я давненько не был. Да и вообще, был всего два раза, причем первый раз - выполняя самый первый рейс Глобуса "Москва-Чита".

image Click to view



Оба раза я выполнял там визуальный заход, и, собственно, всем и советую по возможности его и выполнять - угол наклона глиссады в Чите чувствительно выше стандартного - 3.5 градуса, при всем при том, что ИЛС работает достаточно неустойчиво из-за помех, вызываемыми рельефом местности (финальное снижение начинается над горушками). Посему крутнуться вокруг крыла, не долетая до гор - проще, чем пилить лишние 10 минут, дергаясь в глиссаде синхронно повторителям ИЛСа, которые иногда живут своей жизнью.

Командир все-таки, решает выполнить всю схему целиком и зайти по ИЛС. Я не настаиваю на визуальном заходе, это его решение, его право.







Озеро является характерным ориентиром при выполнении визуального захода на ВПП 29.  .




Ну а мы уже выполнили "четвертый" и издалека целимся на полосу. То же озеро, но уже справа от нас. Ого, да оно уже покрыто первым ледком!







Успешная посадка. Оглядываюсь вокруг - в Чите я не был полтора года.

Собственно, ничего и не поменялось. Все та же разруха.







Наши коллеги улетают в Москву по расписанию.







Все. Мы на стоянке. Высаживаем пассажиров, ждем новостей из Улан-Удэ. По моим прикидкам, нам предстоит два-три часа провести в этом ожидании. Ну а пока можно сделать несколько кадров, пока никто не видит.






















Погода в Улан-Удэ улучшилась даже быстрее, чем мы предполагали. Но при этом парни успели даже подремать в креслах салона, чего у меня не получилось.




От Читы до Улан-Удэ всего 40 минут лету. Вот мы и  на прямой. Заход проходит над военным аэродромом, затем практически над центром города.

Судя по радиосвязи, над аэродромом нарезает круги Ан-26, выполняя заходы с уходом, ну а так же подходит еще один самолет. Судя по всему - тихоходный, т.к. не смотря на наше еще большое удаление, мы оказались номером 1 на посадку.

А на земле в это время запускаются Уральцы.

Сочувствуем диспетчеру, которому, видимо, не каждый день приходится одновременно обслуживать четыре самолета.

Выискиваю центральную площадь...
















...и нахожу ее.

Улан-Удэ это город с единственным в мире памятником голове Владимира Ленина, буряту по национальности. Не верите? Доказательства увидите позже :)







Заход в режиме LNAV/VNAV был выполнен успешно и вот, мы наконец, в Бурятии. Слева от нас А-319 Аэрофлота - конкуренция, как я погляжу, растет. Канули в Лету старые добрые времена, когда мы были единственным перевозчиком на маршруте.




А здание Вышки пора бы отремонтировать.













А вот и тихоходный самолет, который шел вторым номером на посадку. Сессна Гранд Караван - их все больше и больше на региональных направлениях. Пассажиры вышли и получили багаж прямо под самолетом.




Аэрофлот тем временем начал предполетную подготовку. Уж не бурят ли в качестве второго пилота?




Ан-26 нарезает незнамо какой круг по счету.




Мы свою работу закончили, дождались экипаж, который вернет самолет в Москву. Пошутили, что они, наверное, выспались на всю оставшуюся жизнь, пока ждали нас. Пожелали счастливого пути и двинулись к выходу в аэровокзал.

Эти следы в бетоне я давно хотел завпечатлеть. Неизвестная собака оставила свой след в истории аэропорта Улан-Удэ.




Аэровокзал, вид снаружи.




Пока девчонки не успели разбежаться, щелкаю их на память. После чего они разбежались, но было уже поздно :) Вообще, эта бригада была просто замечательной - очень душевно работают!




На привокзальной площади нас уже поджидает "шаттл", который доставляет нас в гостиницу "Бурятия", недалеко от центральной площади. 20 минут страха - и вы на месте. Почему страха? Да потому, что лихачество в Улан-Удэ неискоренимо. Пока ехали, нас через сплошную линию по двухполосной дороге обогнали несколько раз. Перед нами проезжали через пешеходные переходы, не обращая внимания на наличие людей на нем... Ну а уж на желтый проехать - это дело чести для местных водителей!

Тем не менее, мы на месте.







Заселяемся на пятом этаже гостиницы. Теперь "программа" такова - быстренько позавтракать, затем три часа поспать - и вперед, кушать буузы и гулять по городу. Разница с Москвой немалая, плюс 5 часов, поэтому желательно успеть по светлому времени.

Когда прилетаем по расписанию, я обычно до 16 по местному сплю. Ну а сегодня придется сон укоротить в связи с поздним прилетом, и пойти "на променад" в 17.30.

На завтрак прихожу первым, но в кафе "Экспресс" уже людно, и эти ребята не похожи на местных или командировочных. Активно обсуждают, видимо, не знакомое еще меню, упоминают "Аэрофлот". Дожидаюсь, пока они снизят нагрузку на барменшу, после чего представляюсь "Глобусом" и успеваю заказать "плов", пока меня не перехватил один из пилотов компании-конкурента. Выяснилось, что они тоже ушли на запасной, в Иркутск, тоже "повелись" на летный прогноз. А здесь в первый раз, чуть ли не открывали рейс для компании. Более того, им предстоит четыре дня тут провести, и, собственно, интересуются, чем можно заняться.

Советую им погулять "по району", съездить на Байкал и в Иволгинский дацан, стандартное, собственно, времяпрепровождение.

--==(о)==--
Короткий сон позади. Следующий пункт программы - "бууза", из-за чего все и затевалось.

Ба! А Ан-26 все летает, как заведенный. Ничего там, у ребят голова не закружилась?










Трамвай, столь родное средство передвижения для сибиряка.




Пейзаж, типичный для любого сибирского города.







Вот здесь мы пообедаем буузами. В свое время мне эту кафешку показал мой товарищ, а уж скольким я пилотам дал туда "провозку" - не счесть. И что характерно, всегда стандартно очень вкусные, одинаково сочные буузы. Из года в год. И брусничный морс - насыщенный, в отличие от того разбавленного, что часто предлагают в московских заведениях.







Зал для некурящих. Интерьер аутентичный.













Шоб я так жил! Цены за три года выросли примерно в полтора раза, но все равно достаточно демократичные с точки зрения "масковских" жителей.




Если кто захочет повторить сей маршрут, даю совет - нормальному взрослому мужику, не особо голодному, достаточно 6 бууз. Выведено эмпирическим путем - меньше покажется мало, больше - много. Я сегодня "особо голодный", поэтому взял семь рубленых буузов (как же, все-таки, правильно во множественном числе?)










А вот и они. Правда, подгоняемый желанием побыстрее отведать яства, я упустил еще более красивый кадр - на огромном подносе их принесли аж 27 штук зараз.




Набив пузо, отправляюсь по стандартному маршруту - внизу по проспекту, затем переход на "новый Арбат" (вторая цель в маршруте) и далее, вверх до центральной площади (третья цель).

Уже стемнело.




Новый Арбат - самое молодежное место Улан-Удэ. Собственно, оно стоит того, чтобы быть посещенным.













На горизонте - триумфальная арка. Если не ошибаюсь, возведенная к приезду какого-то первого лица царской России, чуть ли не Императора. Город тогда назывался Верхнеудинскъ.




























Памятник Серову Василию Матвеевичу (википедия)




Оперный театр.




А вот и Триумфальная Арка.




Подобные "гастрономы под шпилем" - не редкость в городах России. Очень похожее здание есть и в Барнауле.




Видимо, здание Администрации города или даже Республики Бурятия.

Центр города ночью потрясающе красив!




Играющий фонтан - на него можно очень долго любоваться.
















Куда ж без нас, традиционно главного перевозчика Бурятии :)










И вот он, собственно, единственный в мире - Ленин-Бурят! (обязательно почитайте статью на википедии)

"Памятник расположен между площадью и зданием администрации, обращён лицом к площади, а к зданию администрации затылком. В городе можно услышать анекдот: когда памятник устанавливали, председатель райкома партии долго думал, и никак не мог решить, как установить голову: лицом к народу, или наоборот, лицом к власти. Вопрос решился, после того как ему приснился сон, будто бы идёт ему навстречу Владимир Ильич, и говорит: «Ставь лицом к народу. Тебя-то я и затылком насквозь вижу».

Скульптур резонно решил, что банальных памятников с протянутой рукой (очень часто указывающих на пивнушки) в стране очень много. А вот громадных бюстов - нет. Более того, несколькими штрихами автор изменил привычное всем лицо "дедушки Ленина", добавив "национальных признаков". Чего только характерный прищур глаз стоит!





































А это, Юрец, тебе :)







Типичный Главный Бурят.




























Обязательно побываю здесь зимой. Под Новый Год центральная площадь превращается в Ледовый Город, который выглядит просто потрясающе красиво. У меня есть фото прошлого посещения, но лучше я сделаю новые.

А это - ЗАГС. И, видимо, сегодня он работал.







Возвращаемся обратно в гостиницу. Около нее - старое деревянное здание.




А вывеска, указывающая на парковку около отеля, недвусмысленно дает понять, кому она предназначена. Интересно, что они имели в виду?







Юрта с сувенирами.




Что ж. Променад завершен, теперь надо выспаться. Вставать придется в 1.40 по Москве, затем легкий завтрак, а в 2.30 нас поджидает "шаттл", который отвезет нас в аэропорт.

--==(о)==--

...Подъем.

Ранний моцион, форма снова на мне. Прощаюсь с уютным номером, спускаюсь на первый этаж, в кафе "Экспресс", где меня ожидает простенький, но вполне съедобный завтрак со "шведского стола".

В старые "добрые времена" питались мы в другом месте (хоть и в этом же отеле), и приходилось заказывать заранее те блюда, какие мы хотим отведать. До сих пор помню "легендарные" названия: "Свинина "Нежность", салат "Византия"... А уж кофе, собранное из остатков как минимум трех разных сортов - вообще душевыдирающий, прогоняющий любой сон!

Из всего этого остались лишь творог, йогурт, да блинчики. Собственно, это и будет моим завтраком - йогурт, смешанный с творогом, пара блинчиков, омлет и сосиски впридачу.  В 2 часа ночи по базовому времени как то и не особо хочется кушать, однако, если не поесть, будет совсем некомфортно через пару часов бодрствования.

Судя по погоде, полученной из интернета, в Москве туманит, но к нашему прилету погода обещает быть неплохой. Ну а в Улан Удэ сейчас - замечательная погода. Смотрю статус рейса - наши коллеги вылетели строго по расписанию.

Иной раз мысленно желаешь, чтобы рейс ушел с задержкой или сел на запасной - это позволяет выгадать пару часов дополнительного сна. Но не в нашем случае, на счастье пассажиров.

--==(о)==--
В аэропорту очередная перестройка - теперь приходится подниматься на второй этаж, чтобы пройти досмотр и попасть в зону посадки. Так занятно - пассажиры стоят в очереди... на лестнице. Прямо как в старой Регистрационной палате г.Домодедово, лет 6 назад.

Конечно же, мы пользуемся правом проходить без очереди. Поднимаем себе настроение, шутя вместе с работницей САБ на проходной, которая никак не может прочитать наши мудреные фамилии, записанные в задании на английском языке.

Выходим на перрон, спускаясь по лестнице. Теперь надо пройти медконтроль. И тут же нас находит представитель авиакомпании, вручая сводку погоды и расчет полета CFP. Определяемся с заправкой, после чего проходим врача.

- Как отдохнули?
- Замечательно. Давно так хорошо не отдыхал.

И это правда. Ну нравится мне Улан-Удэ, что тут поделать.




На перроне стоят два зеленых боинга. Один из них (на фото) прилетел из Пекина, следуя далее на Новосибирск. Второй - наш.

Однако, клочья тумана все еще одолевают аэропорт.




Поднимаемся на борт, здороваемся с экипажем. Как обычно, интересуемся погодой по маршруту, состоянием матчасти. Желаем сменщикам приятного отдыха.

Начинается очередная рутина.




А я тем временем любуюсь бурятским рассветом.

























Парням снова нет смысла мешать, я свою задачу как "инспектирующий пилот" выполнил. Поэтому пользуюсь отличной возможностью пофотографировать окрестности аэродрома.

Выход из района аэродрома происходит над горами, и далее самолет летит над Байкалом.

Байкал - это место, на котором, как мне кажется, надо побывать каждому жителю России. Да, я понимаю, что москвичам Турция и Тайланд гораздо ближе, но на самом деле, величие этого самого огромного на Земле озера, воды которого никак не может изгадить фабрика, расположенная на одном из берегов, впечатляет. Я был пару раз "проездом" в те годы, когда летал на Ту-154, и до сих пор впечатлен. Ну а сегодня на берегу озера раскинулись многочисленные "турбазы" с отличными условиями для отдыха, с возможностью интересных прогулок... И, конечно же, с бурятской кухней, а это действительно вкусно. Уж на что я не любитель рыбы, но байкальский омуль, неважно - холодного или горячего копчения, да с ледяной стопкой русской водки (простите, на отдыхе иногда грешен), да после бани - куда там Турции до этого.













В горах уже местами лежит снег. Скоро здесь будет еще более красиво!







Байкал.










--==(о)==--
Москва встретила нас хмурыми тучами и скучным дождем.

Впереди день отдыха, а затем предстоит слетать в Черногорию.

Всем хорошего настроения!



Улан-Удэ, полеты

Previous post Next post
Up