Фотографии в альбоме «
281013_OSS»
denokan на Яндекс.Фотках
Имена героев сначала вымышлены,затем изменены, а любые совпадения с реальными событиями случайны (с)
И снова в ночь и снова в дождь.
И снова в Ош...
И для полноты совпадений - вновь с Сергеем, Командиром, с которым я в эту же крайнюю в своем логе Ош, летал. Я весь месяц расстраивался из-за того, что первым же рейсом после отпуска, ВЛЭКа и тренажеров будет длинный ночной Ош, причем вдвоем. Однако, как-то незаметно для меня служба планирования поставила к нам второго пилота, и это явилось сюрпризом при прохождении предполетного медконтроля, после чего настроение резко ушло вверх...
А пока что я иду по лужам и прислушиваюсь к своим внутренним ощущениям. Несколько лет назад, когда я был простым капитаном, не обремененным мыслями "о глобальных проблемах", я уже на второй день отпуска начинал "скучать по штурвалу", и с нетерпением ждал окончания вынужденного отдыха. Однако, в последние годы, я ощущаю абсолютно обратную ситуацию - с каким-то тягучим сожалением думаю о предстоящем полете, мысленно желая отодвинуть сроки "бездействия".
И эти ощущения мне категорически не нравятся. Я привык думать, что нет ничего интереснее, чем моя профессия - и подобное настроение мне не по душе.
Видимо, негатив, полученный "в офисе" за последние годы здорово повлиял на восприятие профессии, значительно покалечив юношеский романтизм.
Однако, я точно знаю, что все эти "как же все зае..." закончится ровно сразу же, как только я войду в аэровокзал. А уж когда подойду к самолету, изнутри поднимется приятная волна эмоций, начисто вычеркивающая из памяти воспоминания о мыслях, червоточивших сознание час назад.
Потому что это действительно лучшее занятие - не спать по ночам, шлепать по лужам, глохнуть от проплывающих в них самолетов, затем поднять лайнер в облачную Ночь, провести ее в разговорах "об AIMS", приземлиться в экзотическом аэропорту, померзнуть там часок, затем вернуть лайнер в Москву со спичками в глазах, зайти "в офис" абсолютно уставшим, но и абсолютно счастливым от осознания РАБОТЫ, выполненной на "отлично", сесть в машину, на автопилоте доехать до дома, обнять детей, доползти до кровати и спать, спать, спать, растворяя скопившийся адреналин в крови.
И вот - Рубикон. Оставляя дождь, вхожу в аэровокзал. Сгребаю весь металл, кладу его в корзинку, чтобы пройти досмотр на входе - самое идиотское изобретение начальников, "пекующихся" о безопасности пассажиров.
Сразу после досмотра настроение начинает стремительно улучшаться - видимо, так чувствует себя рыба, сумевшая доползти с жаркого песка до живительной воды. Я попал в привычную обстановку, и каждой клеточкой начинаю впитывать окружающую энергетику. Независимо от меня, лицо расплывается в улыбке. Наверное, сейчас я олицетворяю собой идеал "Довольного Пилота" с рекламного постера. Что ж, я на самом деле доволен тем, что в ближайшие часы мне будет не до сна.
Я на работе, и руки мои уже соскучились по штурвалу.
--==(о)==--
...От медсестры я вышел на волне позитива. "Нас будет трое" (с) И более того, второй пилот, которого нам поставили, из тех, кто мне положительно нравится, с кем приятно работать. Вдобавок к тому, что сегодняшний КВС из той же когорты "приятных", в становлении которого я даже немного поучаствовал.
В таком экипаже не то что в ночной дождливый 9.5 часовой рейс слетать. Можно хоть в Антарктиду в командировку.
В "Брифинг-руме" полна коробочка и ВП уже здесь. Здороваемся. Рядом сидит экипаж, готовящийся лететь в Улан-Удэ (к слову, как только допишу этот опус, пойду отдыхать перед аналогичным рейсом. Моим любимым, кстати). Командиром этого экипажа является мой давнишний знакомый, еще по Академии, мой ровесник. И я даже знаю, о чем разговор пойдет - "все плохо, все пропало" :)
Ну, это вообще любимая тематика в нашей стране, только у кого-то она выражена ярче, чем в среднем по больнице.
Юрец в это же время готовится в Абакан, распространяя вокруг себя "взлетные" карамельки.
Ну а у нас все хорошо - погода в Оше обещает быть неплохой, и только одна мысль меня мучает - "как сегодня огранизовать полет - кто куда полетит?" Формальное задание сегодня - я выполняю роль инструктора, "знакомящего" КВС (Сергея) с Ошем. И все бы ничего, если бы пару месяцев назад я его уже не ознакомил с этим аэропортом.
Поэтому мне и "хочется" и "колется" попилотировать после отпуска в сторону Оша (все-таки, это не банальный Домодедово, к тому же - ночная посадка). Однако, не хочется и против "задания" идти. Я же "правильный".
В-общем, решил дождаться Сергея и услышать его пожелания на рейс. Все-таки, я уже достаточно "старпер" и Ош мне не в новинку, а вот ему, молодому Капитану, полезнее будет выполнить ночной заход в горном аэродроме с "кривой" глиссадой и неровной ВПП.
--==(о)==--
Сергей изъявил желание полететь в сторону Оша. Такая решительность сродни бальзаму, она мне положительно нравится, и я с удовольствием уступаю. Но не удержался от присущего мне ерничания, понятного лишь нам обоим по прошлому полету:
- И что, ты даже с закрылками 40 и на руках будешь заходить?
- Да.
Улыбается.
Он вообще всегда улыбается. Один из самых позитивных людей в мире - это точно.
--==(о)==--
Любой заграничный рейс лежит через DUTY FREE. В "старые добрые времена" там протолкнуться нельзя было от желающих набрать выпивки подешевле. Это было своего рода традицией. К слову, кое у кого она до сих пор осталась. Когда их спрашиваешь "ну зачем эту тяжесть таскать, если все можно купить в магазине?", начинают задумываться. И иногда отвечают: "По привычке".
Я, видно, лентяй и посему практически никогда ничего не покупаю. Раньше покупал, а в последний годы - дай Бог, может, пару раз брал "на заказ". Претит звенеть стеклотарой в самолете.
- Денис, Денис. Нам не туда, нам налево
Это ребят так шутят. Да, действительно, я мечтаю работать на В777...
...Особенно, если бы он был таким же зеленым, как наш ВDH:
Привет, Брат!
С каким-то упоением приступаю к подготовке кабины к полету. Не люблю это делать впопыхах, а сегодня не тороплюсь вдвойне - все-таки, я месяц не летал, а после перерывов следует все делать более тщательно. Лишняя торопливость приводит к пропускам и ошибкам, а зачем они?
Тем более, что времени еще вагон и маленькая тележка.
Сегодня у нас не работает вспомогательная силовая установка - с ее помощью на земле выполняют запуск и кондиционируют самолет. Так же, генератор ВСУ полноценно обеспечивает самолет электричеством при неработающих двигателях. Тем не менее, это не накладывает никаких ограничений на сегодняшний рейс, но требует выполнения специальной процедуры на запуске.
На земле, если генератора ВСУ нет (или не работает по иным причинам) электричеством самолет обеспечивается с помощью внешнего кабеля. Сам запуск в этом случае производится от наземного источника, который обеспечивает давление воздуха для раскрутки стартера. От него запускают левый двигатель, после чего экипаж переключает электропитание на генератор запущенного двигателя, а наземный персонал отключает установку воздушного запуска и отсоединяет электрокабель.
После всего этого - можно приступать к буксировке, если она требуется. Или к запуску второго двигателя, который теперь будет происходить за счет воздуха, "отбираемого" от первого двигателя, запущенного.
- Серега, давай договоримся - для запуска правого двигателя ты дашь режим левому примерно 26-27 процентов, - заговорщицки говорю Капитану. - То есть, не 54, как ты, возможно, хочешь.
При подобном способе запуска на В737-800 есть отличительная особенность от классики. Если нарисовать график давления воздуха, зависящий от оборотов двигателя, то он будет иметь характерный провал между 30 и 50 (примерно) процентами. А до и после этого давления будет вполне достаточно для запуска второго двигателя. Видимо, связано это с работой перепускных клапанов, установленных внутри двигателя.
Фишка в том, что пилот, "воспитанный на классике", по привычке сует режим 50-55 процентов, а это весьма шумно. Да и вибрирует самолет сильно - пугая всех и вся своим ревом. NG-шка позволяет произвести запуск второго двигателя незаментно, т.к. 26-27% это почти малый газ. Я сам в свое время это "подсмотрел", чем по сей день успешно пользуюсь и показываю остальным.
И на этот раз все получилось ожидаемо "красиво". Практически никого не распугав, мы запустили правый двигатель, выполнили необходимые процедуры и пожелали удачи авиатехнику.
--==(о)==--
До чего ж приятно после отпуска работать! И сразу нагрузка - едва успели взлететь и выйти на связь с Кругом, последний отправляет нас вне схемы прямиком на Глотаево. Связь, конечно же на английском - и последнее указание, еще раз "настоятельно рекомендующее вести радиообмен на английском" не является сему причиной. Это своеобразный "челлендж", вызов - суметь и в простой и в сложной ситуации изъясниться на неродном языке. Тренировка, которая лишней не бывает. Вопреки расхожему мнению, что "мол, тренировки английского в российском небе это понты, ничего не дающие", я считаю что именно наше небо и дает прекрасную возможность для таких тренировок. Это как тренировки на тренажере, где невозможно убиться и всегда можно выйти - так и радиообмен на английском в российском небе всегда позволяет вернуться на родной русский.
Те, кто глядит в будущее и имеет понимание, куда все идет, тот обязательно будет стремиться улучшить свой английский. Просто примите это как должное...
* * *
...Спрямили то тут, то там, то так, то эдак. Гляжу на расчетный остаток топлива - пока что плюс 700 кг к максимальной посадочной массе, и это при том, что перед рейсом мы уменьшили "доптопливо" (рассчитанное под предельную массу) на 300 кг, да и коммерческая загрузка была на 500 кг ниже плановой.
Будем посматривать. Скорее всего, за 4 часа полета расчетный остаток снизиться, но садиться все равно придется с массой, близкой к максимальной посадочной. Пока все, что мы можем сделать - это остаться на эшелоне 350, не забираться выше - дополнительная экономия нам уже ни к чему. К тому же, в этом районе ощутимо потряхивало, особенно на эшелонах 290-330, и спускаться ниже тоже не имеет смысла.
"Будем посмотреть" (с)
За считанные минуты из-за горизонта появилась Луна. В давние годы, в летном училище, нас научили, как определять фазу луны - то ли она "полнеет", то ли худеет. Все просто. Если она напоминает букву "С", значит "спадает". Если же она напоминает дужку от буквы "Р", значит, "растет".
В нашем случае, месяц кончается и Луна вместе с ним, превращаясь во все более тонкую "С".
Осень и зима для пилота хороши отсутствием гроз. В наших широтах, конечно же. Летишь себе и летишь, не заботясь о том, что где-то в небе есть опасные ловушки, которые надо обходить. Действительно, полеты между гроз напрягают очень и очень сильно. По мне так это более изматывающе, нежели зимой летать в снег и метель.
Ну а мы "чешем" языки. Конечно же, все разговоры о системе планирования экипажей, об AIMS. Классная, конечно же штука - планирует на месяц, знаешь свой план, свой экипаж, даже бортовой номер впридачу. Видишь выходные дни и дни, когда ты вроде как не летаешь, но "доступен для планирования".
Классная, классная, но именно AIMS стал предметом для красноязычия и прочих словоизлияний на протяжении двух последних лет. Ни одна "революция" в мире не прошла гладко и мирно, а теперь, когда за "неудобства" в планировании стал отвечать не "грозный комэска", а незримый AIMS, пилотов как "прорвало".
Ну а так как я достаточно неплохо разбираюсь и в том, "как было" (все-таки, работал замкомэской), и в том, "как есть" (начинал всю это катавасию по внедрению AIMS), то почти каждый полет приходится подобные "лекции" читать.
Планирование никогда не бывает "идеальным" для всех, поэтому поводом для дискуссий масса. К тому же AIMS грозиться оставить не у дел определенную прослойку летных начальников, так те тоже всегда готовы подсобить. Вот и приходится рядовому пилоту чесать репу - на кого излить свой гнев, если что, и, конечно же, наиболее удобным объектом является AIMS... Ну не будешь же предъявлять претензии своему непосредственному начальнику? Конечно, нет.
Опять же, не зная всех нюансов планирования рейсов, что откуда берется, кто и как устанавливает правила игры, очень просто все сузить до "девочек с первого этажа"...
Мне иногда так и хочется, чтобы AIMS на пару месяцев "отменили", чтобы ради любопытства посмотреть реакцию нашей публики на возврат к старой системе планирования, на курьерство и звонки три раза в неделю, на постоянные изменения в плане и непонятках с "железными" выходными (которые сейчас можно заказать на месяц вперед и их не отменят)... Просто хочется посмотреть на тех, кто громче всех сегодня ругается. Правда, это те же люди, кто громче всех (но тихо, чтобы совсем никто из КАЭ не слышал) ругался на месячное "ручное" планирование... На маленький налет... На однообразные рейсы...На то, что нельзя договориться о выходных.
Я очень часто думаю - ну почему же мы, россияне, во всем ищем только негатив, а все хорошее, что вокруг появляется, остается без должного внимания. Мы с упоением обсуждаем нововведение правил, призванных упростить нашу жизнь... в призме тех неприятностей, которых оно ОБЯЗАТЕЛЬНО посулит.
Я не прав? Разубедите меня.
--==(о)==--
Серега выполняет отличный заход в Оше. И погода тому поспособствовала - ясное небо, спокойный воздух. Тишь да благодать - вот всегда б только и были такие условия!
И, как всегда - в Оше темно... Очень темно. Еще темнее, чем Вы сейчас себе представили. В моей практике Ош - это самое темное место. И тем более неудивительно, что на небе россыпи звезд, некоторые из которых, устав держаться, срываются, исчезая в Ночи.
Правда, Млечного Пути я так и не увидел. Вообще, мне не очень везет на туманности - видимо, в этих краях воздух недостаточно прозрачен, чтобы их видеть невооруженным взглядом. Другое дело Горный Алтай, где когда-то, пацаном, я увидел Небо во всей его красе...
На обратном пути мы распределили обязанности следующим образом - вначале я пойду отдыхать, затем на этом посту меня сменит Сергей. Вытянув ноги в бизнесе, успешно подремал часа два, что очень даже позволило подзарядиться энергией. Вот все бы ночный рейсы с "усилением" летать - глядишь, и здоровее были бы...
Осенний рассвет с трудом отвоевывает пространство у Ночи. "Терминатор", место разделения Света от Солнца и Тени от Земли очень долго хорошо виден в небе.
Но все равно свет побеждает, раскрашивая облака в радостные цвета, на которые хочется любоваться. И которые хочется фотографировать, всегда получая результат хуже, чем оно было на самом деле.
На снижении я в очередной раз вижу "старого знакомого"
Заход в Москве доставил удовольствие. Отключившись перед доворотом на посадочную прямую, подивился на угол сноса, образовавшийся из-за строго бокового ветра силой 20 м/с. У земли ветер передавали послабее, поэтому в голове отметил о том, что необходимо будет учесть возможное смещение вправо от оси перед ВПП в случае резкого ослабления ветра.
Скорость прыгает, но в разумных пределах. Я удерживаю самолет на кончиках пальцев, оттримировав его до суперпослушного состояния. Земля приближается и я все явственнее ощущаю, что сегодня посадка ну просто не может быть "некрасивой".
Ветер все еще достаточно силен, хотя и ослабел в два раза, что привело к необходимости корректировки курса. Теперь следует долететь до ВПП... Вот торец... Мы все еще под воздействием бокового ветра, поэтому относительно полосы летим немного боком. Полоса мокрая, но совсем не настолько скользкая, чтобы выполнять посадку без устранения угла упреждения - если так сесть, то сразу покатимся к краю ВПП, а нам туда не надо. Да и боковой удар колесам ни к чему...
Поэтому плавно давлю на левую педаль, выравнивая нос по осевой линии, не давая самолету, тем не менее, уходить с ВПП отклонением элеронов против ветра. Совсем небольшой кренчик, которого достаточно для того, чтобы самолет летел с посадочным курсом, но не уходил с полосы...
Скольжение дает дополнительное сопротивление, однако мы уже летим с несколько повышенной скоростью (из-за предупреждения о сдвиге ветра мы летели на скорости +10 от Vref), поэтому скольжение даже на руку - самолет на повышенной скорости имеет тенденцию к перелету, а сейчас он своевременно "проседает". Моя задача теперь сводится к тому, чтобы красиво "тюкнуть" правыми колесами о полосу, затем любовно опустить левую стойку и носовую....
Ммм... Как все красиво получилось! Не мог не удержаться, чтобы не съехидничать в конце пробега:
- Что ж, для первого раза, наверное, неплохо.
- Да совсем неплохо, более того, здорово. Бис!
- Ты предлагаешь повторить? Я не против!
Шутим, конечно. Но посадки всегда вбрасывают в кровь адреналин, на некоторое время прогоняя желание спать, создавая ощущение, что сил вполне достаточно, чтобы и еще раз слетать и еще. На самом деле, сил-то совсем мало, и адреналин как вплеснулся, так и растворится очень быстро. Надо БЕЗОПАСНО дорулить до стоянки, распрощаться с пассажирами, а затем еще и на остатках сознания вернуться домой... Чтобы плюхнуться в кровать и спать, спать, спать...
...Идем с Сергеем в сторону офиса. На парковке жмем руки, прощаемся:
- Спасибо за отличный полет, Денис!
- И тебе спасибо, Сереж. Счастливо!
Отличное начало очередного рабочего периода. Дай Бог, чтобы все рейсы прошли так же спокойно. Определенно, летать - это здорово и пора перестать киснуть в отпусках. Следующим рейсом у меня - Улан-Удэ, Солнечная Бурятия, буузы и голова Ленина. Самый мой любимый рейс.
До встречи!