Москва-Новосибирск-Москва 13.06.13г. Все только начинается.

Jun 14, 2013 20:44

Ну что ж. Когда-то должен был наступить тот день, в который состоится наш с Серегой завершающий полет в качестве инструктора и обучаемого. Сегодня мы летим в Новосибирск, далее следующим рейсом он закрывает задачу ввода в строй, а дальше у него две проверки - по правилам компании, одну он летает на В737-400, другую на В737-800.

Это был хороший период в моей и, надеюсь, в Серегиной жизни тоже. Я всегда хотел работать именно с такими парнями, с таким серьезным отношением к работе. Крайние рейсы мне, как инструктору, собственно, делать было особо нечего, разве что появлялись различные нюансы. У Сергея все неплохо получается, отличная техника пилотирования, но главное - он отлично "видит" картинку, принимает правильные решения - и очень хорошо замечает отклонения в работе коллеги. Т.е., меня :) Значит, его можно со спокойной совестью отдавать в бурную самостоятельную жизнь.

И вот, у нас сегодня завершающий совместный рейс.Правда, в этом месяце у нас еще запланирован полет - но в нем я уже буду играть роль наблюдателя. По правилам компании, после утверждения в должности КВС, Сергею предстоит выполнить три "заплечных" рейса - он будет лететь вместе со вторым пилотом, а за их работой будет наблюдать пилот-инструктор.

Что ж, жду-не дождусь этого дня - действительно, хочется посмотреть, как они будут работать вместе, тем более, что на первых порах вторым пилотом с Сергеем будет летать Давид, один из тех, к кому я так же "приложил руки", правда, в виде теоретической подготовки на этапе переучивания.

Два года назад я проявил инициативу и вызвался проводить пятидневный курс по изучению SOP, QRH и CRM применительно к взаимодействию и взаимному контролю. Давид был из той, первой группы.

--==.*.==--
Итак, сегодня мы летим на VQ-BKV, это В737-800, один из тех двух, что мы получили напрямую с завода в Сиэттле два года назад. Кто-то его зовет "кило водки" (а собрата - BKW - "кило виски"), но мне это прозвище режет слух. Наше рейс 175-й, вылет в 13:30 МСК, обратно - 180-м. Прилететь должны в районе 11 вечера. А завтра в офис, проводить наземную подготовку.
Да уж, особо не выспаться.

Договариваемся, что "туда" сегодня летит Серега, ну а обратно - я. Сегодня у нас кое-что новое в отличие от прошлых рейсов - компания полностью перешла на использование сборников Jeppesen, при этом выдает лишь один комплект на полет. В планах переход на EFB, чуть ли не на айпады... Но пока их нет.

Сразу ощущаю определенный дискомфорт, да и в использовании этих сборников тоже есть нюансы - во-первых, компоновка схем на страницах совершенно иная, чем была в сборниках ЦАИ, во-вторых, высоты относительно давления QNH теперь указаны не в скобках, как это было в ЦАИ. Без них. А в скобках - высоты по QFE. В сборниках ЦАИ было наборот. Ну, например: было 500м (2010'), стало 2010' (1640'). Дело в том, что в силу привычки, так и тянет установить ту высоту, что в скобках. Ведь мы летаем по QNH, чем, к слову, немерено гордимся :)

Но есть потенциальная угроза ошибки, причем, критической - теперь высоты в "скобках" ниже, т.к. они измеряются от торца ВПП (QFE), а не от уровня всемирного океана (QNH). И если неправильно установить высоту, но лететь по QNH - можно неплохо так "прилететь". Особенно на горном аэродроме.

В-общем, придется привыкать.

Наш самолет сегодня ждет нас аж на стоянке G10А - около ВПП 32Л, почти напротив ангаров. Что ж, хоть и далеко ехать до самолета, зато близко рулить на взлет. Особенно, если взлетать не от начала ВПП, а от РД А8. У нас планируется смешная загрузка сегодня - всего 45 пассажиров, так что, можно рассчитывать взлет от этой рулежки.

"Виктор" ждет нас.




Сергей обошел вокруг самолета, выполнил внешний осмотр. Мы проверили связь в салон, проверили брифинг с Лилей (старший бортпроводник), выполнили подготовку кабины. Самое время принять самолет от наземного персонала, формализуя это записью в бортжурнале (TLB).






Очень скоро привозят пассажиров, и еще быстрее заканчивается их посадка. Отлично! У нас прекрасная возможность взлететь точно в запланированное время. Как я уже говорил - после перехода Трансаэро во Внуково, работа Домодедово значительно улучшилась в плане обеспечения регулярности вылета.

Сергей приветствует пассажиров.



Начинаем разбег в 13:30. Стремительный разбег и наш Виктор устремляется в "гнездо" - в Новосибирск. Когда-то авиакомпания "Сибирь" организовалась именно там.






Все идет очень обычно. Погода за окном чудесная. Пролетаем города, реки и горы - я их уже столько раз пролетал, и надеюсь, пролечу еще не один раз по столько же.

Периодически то сверху, то снизу пролетают коллеги...

А это что там впереди? В районе Екатеринбурга грозы? На KV очень хороший, современный радар - с великолепным автоматическим режимом, в котором он по хитрой логике сканирует окружающий мир и выдает четкую картинку очагов гроз, не мешая ее с отражением от земли. Это дает возможность четко видеть очаги на очень большом удалении.



Что ж, наверное, будет разумным набрать эшелон 390. Что мы и делаем. А с траверза Екатеринбурга начинаем обход - влево от трассы.



Под нами какие-то занятные карьеры




Обход завершен, диспетчер разрешает нам взять курс на привод ML (совхоз имения Чапаева). Это граница между сектором Омска и Новосибирска. Что ж, вот так вот потихоньку-потихоньку, и наш полет приближается к пункту назначения.
Если верить информации АТИС, сегодня нас в Новосибирске ждет неплохая погода, если не считать сообщения о грозе в районе аэродрома. Якобы в секторе от 135 до 200 градусов, удаление от 5 до 65 километров. Наличествуют слабые ливневые осадки. Казалось бы, "слабые" и "ливневые" - несовместимые вещи. На самом же деле, слово "ливневые" всего лишь означает характер облаков, которые стали источников осадков. Ливневые осадки выпадают только из кучево-дождевых облаков. Есть еще моросящие осадки.

Если кому интересно - википедия

На радаре ничего не видно, что вселяет уверенность в том, что гроз как таковых там нет. Почему-то такое часто случается в российских аэропортах - в сводке погоды передают "страхи", а по факту все спокойно.

Нас ждет заход на 25-ю полосу по схеме GV25D. Что ж, все как обычно. Ничего нового. Будем снижаться вдоль реки Обь (привет, родная река!), пролетим над Заельцовским аэродромом, который почему-то не нашелся на викимапии (но есть в гуглоземе). Справа останется весьма глубокий карьер (никак не могу сфотографировать его, т.к. там уже не до фотографий - ответственный этап на заходе). Особенностью данного захода является очень короткий участок между "четвертым" разворотом (финальный доворот на посадочную прямую и точкой входа в глиссаду. Надо быть к этому готовым и выпускать механизацию крыла и шасси своевременно, чтобы обеспечить стабилизированный заход к 1000 футам.

Серега все делает идеально и своевременно. Что ж, я другого от него и не жду в конце программы ввода.



Вот мы и в Толмачево. Привет, "Гнездо"!

Проезжаем мимо "музея" авиатехники, рядом с которым соседствуют вполне себе летающие кадры. И даже вот такие Антоновы совершенно разных поколений.







А это что за зверь? Каким ветром тебя сюда занесло?

А310 Люфтваффе



Наша сегодняшняя стоянка (как это чаще всего бывает у нас) - вторая. Как раз около терминала. Правда, почему-то сегодня нас будут на нее "заталкивать" буксиром. Что за нововведение? Связываемся с техниками -выясняется, что "на второй стоянке якобы бетон гуляет, вот аэропорт нам мозги е... этой буксировкой".

Что ж, пока нас будут заталкивать, если возможность щелкнуть Ту-204-300 в цветах Владавии. Тоже редкая птица.




Все. Прибыли. Доставили Александра Розенбаума (милейший человек, как отозвалась о нем Лиля) в город Новосибирск.

А здесь красиво!




Фрицы полетели.




Рядом с нами встал А320 Владавии. На первый взгляд - от Ту-204-300 и не отличить. До чего ж одинаковы размером.




Толмачево - несмотря на то, что это наша "база", один из немногих аэропортов, где мы никак не можем победить представителй приносить нам необходимую полетную информацию на борт. Поэтому, как в старые добрые советские времена, КВС садится в "маршрутку" и едет на проходную, после чего идет в "брифинг" забирать штурманский расчет и погоду самостоятельно. Затем обратным маршрутом возвращается на самолет.

Пока Серега ходит, делаю несколько кадров.













Что ж, вот и Сергей вернулся. Мы сегодня прилетели очень рано, неужели аэропорту Толмачево хватит времени, чтобы обеспечить-таки вылет по расписанию?

К счастью, да, что обычно за ним не замечено. Тут вечно, то пассажира не досчитаются, то груз поздно привезут. Но сегодня звезды к нам благосклонны и мы точно по расписанию устремляем наш зеленый самолет в обратный путь.




В полете нас пару раз неплохо потрясло. Один раз автомат тяги, испугавшись резкого изменения ветра и связанного с ним скачка скорости прямо под верхний красный "забор", сдуру установил РУЛ в малый газ. На высоких эшелонах это ой как неприятно - т.к. если дать оборотам упасть до малого газа, раскручиваться они потом обратно будут о...ч...е...н...ь......д...о...л...г...о. Настолько, что есть опасность потерять скорость, попасть в "желтый сектор", т.е., на такие углы атаки, где полет уже может быть небезопасен. Более того, при таких углах атаки сопротивление самолета настолько велико, что возможно, для восстановления скорости придется снижаться.

В очередном бюллетене FCOM'а на 800-ку это хорошо расписано. Кто еще не читал, почитайте.

Нам такие страхи не нужны, поэтому я вовремя рукой пресекаю это трусливую попытку автомата тяги загнать себя в угол и возвращаю РУД в нормальное положение. Успевшие просесть ниже 60% обороты N1, нехотя, по "пол-миллиметра" начинают лезть вверх. Только бы сейчас встречный ветер не стих - это приведет к такому же резкому падению скорости, как это только что было с ее ростом... Но все обходится, параметры полета восстановлены.

Летим дальше.

Что ж, дождался я именно того, ради чего покупал новую фототехнику - съемки закатов и рассветов :) Ну а так же, серебристых облаков, если еще раз повезет с ними встретиться :)






















Вот мы и в Домодедово. Под занавес полета - еще один чудной самолет. Величественный летающий дворец - А380. Нравится мне этот Басик.






Наш полет окончен.

Наша работа с Серегой была очень интересной. Начали мы 30 апреля рейсом в Новый Уренгой и прямо сразу, как на заказ, начались "познавательные" полеты. В тот день мы сначала час крутились вокруг аэропорта, на который неожиданно снизошел туман - гадая - то ли еще полетать, сжигая рабочее время, то ли сразу лететь на запасной... но вдруг туман рассеется? В итоге - "вдруг туман рассеялся" и мы приземлились там, где надо. На обратном пути попали в "пробку" над Москвой, полетав в зонах ожидания так, что потом весь день кренило вправо :)
Далее были запоминающиеся грозовые майские рейсы, ночные Красноярски. Был уход на второй круг при попадании в сдвиг ветра в Домодедово - не каждый ввод может похвастаться уходом на второй круг, что, к слову, очень полезно молодому Капитану.

Мне было очень приятно работать эти полтора месяца. Давно я так не радовался рейсам, и хоть и уставал, но это была приятная усталость. Надеюсь, я был неплохим инструктором и показал достаточно положительный пример, чтобы его можно было передавать, как эстафетную палочку.

Что ж, моя работа  этом случае закончилась...

...Ну а у Сергея все только начинается.

Удачи, Кэп!

PS Не терпится сделать несколько ночных фото. Руки у меня достаточно кривые, и как любой другой уважающий себя фотограф-любитель, я использую распространенный метод тыка без особого на то научного подхода. Оценил режим "съемка ночью с рук", в котором камера делает четыре последовательных снимка для увеличения резкости. Но правда, так и не понял особого эффекта автоматического режима HDR. Таких сочных фото, какие есть в интернетах, мне пока сделать не удается :)








Сергей, новосибирск, полеты

Previous post Next post
Up