Да уж. Я очень быстро печатаю :)
----
Итак, мне выпало счастье в виде аж 5 дней подряд свободных. Левон приехал за мной на машине, и началось одно из самых волнительных приключений в моей жизни.
Мы несемся по идеально ровному хайвею. Левон крутит какую-то неизвестную мне музку, но которая мне очень нравится. Ameno - Era (remix), как позже выяснилось.
Click to view
Периодически Левон включает турецкого исполнителя. Как только мелодия сменяется струнным проигрышаем, Левон отпускает руль и начинает прихлопывать.
Click to view
- Хоть я и не люблю турков за то, что они устроили с армянами, но эта песня мне нравится!
Левон с трудом говорит по-русски, все-таки, он уже 18 лет, как не в СССР. Некоторые фразы он говорит по-английски, но меня это вполне устраивает. К слову, в последующие годы он стал говорить по-русски без акцента - он несколько раз прилетал в Россию, гостил у меня и у своих родных - и в первом же полете познакомился со стюардессой из Аэрофлота, на которой впоследствии и женился.
Остановились перекусить. Левон много рассказывал про местных бизонов, которых сначала чуть было не истребили, а потом восстановили популяцию. И теперь бизонов так много, что часть их без зазрения пускают на гамбургеры, пару из которых мы и соорудили в этом заведении. Что ж, было вкусно.
Далее мы пересели, и я мчусь дальше. Стало уже темнеть На какой-то заправке Левон что-то полез доставать из багажника. а я увидел там россыпь дисков, которые он захватил с собой. Диски с россйискими исполнителями - как сказал Левон, их ему переправляют родня из Лос-Анджелеса. Внимание привлек диск Та-Ту. Я сам в те годы не слушал их, но знал, что они занимают высокие места в местных чартах. Предложил Левону послушать...
Левон очень любит небо и самолеты. В США он потратил много денег и стал обладателем свидетельства частного пилота. Сейчас он набирает часы и готовится сдать экзамен на CPL. Он рассказывает мне, как проходило его обучение, где удалось полетать, и как это вообще происходит в США. В его отношении ко мне сквозит нескрываемое уважение как к линейному пилоту, однако, мне это доставляет некоторый дискомфорт, т.к. я чувствую, что мне многому можно поучиться у такого вот американского частника.
А я со своей стороны рассказываю ему о работе в России, о полетах на Ту-154. Ему очень интересно - для него этот самолет является легендой, а все пилоты его - чуть ли не Чкаловыми. Я пытаюсь разуверить его в этом, убеждая, что мы все вполне обычные люди.
Мы пересели, и я начал дремать... Засыпаю под "Thirty minutes" и просыпаюсь под них же. Левону настолько понравился этот трек, что он его прослушал бесконечное число раз подряд.
Click to view
Мы пересекаем горы... Уже темно и дорога почти пустынна. ТАТУ упражняется в английском, мотор урчит, автомобиль несет меня в волнующую неизвестность.
Ощущение нереальности не покидают меня.
И вот, мы на месте. 9 часов позади! Я никогда так долго еще не ездил в автомобиле. Знакомлюсь с родителями Левона, располагаюсь в выделенной мне комнате. Душ. Спать! Левон что-то мне говорил, что завтра возьмем самолет и полетим в Лас-Вегас, но мне до сих не верится, что это может быть серьезным...
* * *
... Просыпаюсь. Левон уехал куда-то по делам, я общаюсь в его мамой. Она рассказывает, какой Левон хороший парень, как увлекается авиацией, и как она переживает по этому поводу.
Возвращается Левон и мы отправляемся в аэропорт. Однако, путешествие в Лас-Вегас было не шуткой.
Остановились по дороге в рент-э-каре. Пока Левон что-то там делал, я ходил и глазел. Каждый метр был интересен, несмотря на то, что я уже три недели провел в Штатах - ведь до этого мне удалось попасть за рубеж лишь единожды, в возрасте 14 лет - когда я пару недель учил английский в английском городе Гастингс.
И вот мы в аэропорту. Мне жутко интересно - как это происходит в США, и я наслаждаюсь каждым моментом. Сначала мы поднялись то ли к местному руководителю полетов, то ли сменному начальнику аэроклуба, членом которого был Левон. Выяснили, что есть свободный самолет, правда, не совсем тот, на который рассчитывал Левон - он хотел Piper Warrior, а в наличии был Piper Archer c менее сильным двигателем. Нам предстоял полет через горы и хотелось бы иметь несколько больше мощности.
Но выбирать не пришлось. Левон взял "ключи от самолета" и мы пошли готовиться. Точнее, готовился Левон, ну а я смотрел.
Придя на самолет, Левон долго сливал отстой бензина, то и дело ругаясь на наличие примесей. Я начал было сомневаться - а стоит ли затевать такое рискованное мероприятие? Но очередная проба показала чистый результат, Левон сделал пробный запуск и гонку двигателя - все было ОК.
Что ж, мы поделали еще какие-то дела и отправились в путь.
* * *
После вылета я был просто убит от восхищения на виды, открывшиеся в небе - мы вылетали на горы, покрытые снегом. В синем они были прекрасны! Почему-то я не нашел ни одной фотографии - наверное, просто не нашел момент оторваться от красот.
Изначально мы планировали выполнить посадку на аэродроме, ближе к Лас-Вегасу на дозаправку. Однако, пролетев 135 миль, выяснилось, что в баках уже менее половины топлива. Надо принимать решение - лететь дальше на аэродром, указанный во флайтплане, рискуя остаться без топлива, либо садиться где-нибудь на дозаправку. Посоветовавшись, мы выбрали второе.
Все это время пилотировал я, а Левон контролировал полет по карте. Прямо под нами оказался аэродромчик с искусственной ВПП и даже работающим метеоканалом (что редкость для аэродромов общего назначения). Передавали встречно-боковой ветер 14-28 узлов. Нас трепало, но Левон не забирал управление у "линейного пилота". Хех! Знал бы он, как "линейный пилот" тогда мысленно боялся "облажаться"! Я никогда в жизни не летал на таких маленьких самолетах, а тут и для большого лайнера вполне себе условия! Да еще исключительно визуальный заход - сделав несколько нисходящих спиралей, я потерял лишнюю высоту и вышел на прямую... "Капот-горизонт, капот-горизонт!" Самолет колбасится в неровностях атмосферы... Полоса приближается... вроде попадаем. Но долететь до полосы для пилота, даже для "линейного, без опыта на Пайперах" - это не проблема. Проблема - посадка! И скорость другая, и реакции на отклонения рулей другие, тангажи другие, и, главное - высота глаз над полосой при выравнивании значительно ниже! Это ж маленький Пайпер, а не большой Ту-154!
Что ж, получится? А ножки-то дрожат!
Однако мы оказались на полосе, причем достаточно неплохо! И я реально ощутил чувство радости и гордости, как после первого самостоятельного полета!
Ветер был настолько сильным, что когда, зарулив на стоянку, я попытался открыть дверь, ее вырвало из моих рук и только чудом ничего не поломало. Слава американским инженером за крепкие петли! Пришлось развернуть самолет против ветра.
Заправившись, мы полетели дальше.
Да-да, вот так просто - летели, сели, заправились. И полетели дальше. Причем стоимость посадки - НОЛЬ. Только бензин.
Это Америка. Нам до такого здесь не дожить, наверное.
* * *
В воздухе мы попробовали подать новый флайт-план до Лас-Вегаса, но не смогли связаться. Что ж, мы продолжили полет до изначально выбранного аэродрома, который был в часе полета от Лас-Вегаса.
На этом аэродроме никого не было. Левон озвучивал в эфир все наши действия, а по нажатию на передатчик, включил освещение полосы. Мы приземлились...
Пусто... Тишина. Воздух недвижим. На достаточно просторной площадке стоит какая-то авиатехника, нисколько не современная на вид. Так и кажется, что скоро мы услышим непонятный шелест и появятся лангольеры.
Зашли в домик. Там никого нет. Висит табличка - "если нужен газолин, позвоните, я подъеду". И номер телефона.
У стены холодильник. И тарелка с надписью - "все напитки по одному доллару". И доллары в тарелке. А напитки - в холодильники.
Точно так же - стоит стол с разными шоколадками. И тарелка: "Все шоколадки по одному доллару". И доллары в тарелке.
Мы взяли напиток и шоколадку и положили по доллару.
* * *
Левон дозвонился куда надо. Выяснилось, что в Лас-Вегасе сейчас очень ветренно, наблюдается сдвиг ветра, поэтому нам рекомендовали дождаться ночи и прилететь. "Вот это приключение!", подумал я. Днем летели визуально, а теперь еще и ночью полетим - как это будет происходить? Вижу, что Левон тоже несколько напрягся.
Но ему-то проще, он думает, что с ним летит "airline pilot", а мне каково? Этот "airline pilot" никогда в России так не летал!! :) Ну что ж, посмотрим, будь что будет.
А пока заняться было нечем, решили полетать по кругам вокруг этого аэродрома. Один полет Левон, другой я. Так и летали, пока не наступил вечер. После чего набрали высоту и полетели.
* * *
Все оказалось гораздо проще, чем я думал. Во-первых, ночь была ясной и визуальные ориентиры были неплохо видны. Во-вторых, там напихано столько маяков ВОР/ДМЕ, что надо быть полным неумехой, чтобы заблудиться на маршруте. Мы такими не были. Ну а в третьих, на подлете к Лас-Вегасу нас взял под контроль диспетчер, обеспечив векторение на северный аэродром (North Las-Vegas).
Правда, когда он прекратил обслуживание, оставив нас над городом - стало "немножко" не по себе. Ночь, огромный город, мы как-то расслабились, пока диспетчер задавал курсы... И вдруг резко попрощался. Кругом миллион огней, и какой из них аэропорт - непонятно? Я передал управление Левону, взял карту, нашел ВОР/ДМЕ, настроил его, совместил стрелки, получив радиал. Опа, так вот же где мы... А вот аэропорт! Практически под нами!
Ну а дальше дело техники. Я уже не парился на тему пилотирования, снизился и приземлил самолет на ВПП Северного Лас-Вегаса. Эйфория! Йо-хо!!
Правда, стоянку мы нашли с трудом. Потребовался местный работник для этого - мы прилетели в пятницу, и стоянки были заполонены разнообразными частными самолетиками. Лас-Вегас столица игорного бизнеса и развлечений, поэтому в уикэнд здесь очень людно.
Музей в аэропорту
Безуспешно прождав такси более часа, мы собрались и почапали в ближайший отель-казино. Там шансов поймать такси в пятницу было гораздо больше. Первое, что впечатлило меня при выходе из здания аэровокзала - это огромнейшие кактусы, высотой в два и более человеских роста!
Добрались до ближайшего отеля. Чувствуем огромную усталость. Нам надо добраться до отеля Рио, там товарищ Левона, тоже армянин, выигравший в лотерею два миллиона долларов и поэтому нигде не работающий, получил в подарок от владельцев казино бесплатный номер на этот уик энд. Кругом кипит жизнь, подъезжают огромные тонированные лимузины, а до нас очередь все никак не доходит.
Однако, еще через час мы все-таки дождались - и огромный черный лимузин везет нас в Рио. Кругом ночь, ничего не видно. Я вхожу в отель и понимаю, что попал в настоящее голливудское казино. Все настолько ярко, красочно, все ходят довольные и счастливые - и все кажется таким нереальным...
Левон все хочет показать мне местных красавиц. Еще до рейса он говорил: "Вот, свожу тебя в Лас Вегас, посмотришь на наших девушек". И вот, он то в одну сторону меня толкает, то в другую:"смотри, какая!". Я говорю:"Левон, понимаешь, в России, чтобы увидеть красивых девушек - необязательно лететь в Лас Вегас. Достаточно выйти на улицу". Левон смеется, ему понравился мой ответ. Ну а он весьма правдив - в США девушки не сильно заморочены тем, как он выглядят. Я видел очень много занятных пар - идет вполне себе парень, стройный, обнимает непонятных форм и размеров девушку... и при этом оба выглядят безумно счастливыми! Вот так вот.
Наконец-то мы разместились... Вот это да! Номер, размером с хорошую советскую трешку, только с одной стеной-перегородкой. И огромным окном во всю стену. Я подошел к стеклу и прижался к нему, смотря с 36 этажа вниз на огни Лас Вегаса... "Неужели все это происходит со мной?"
Мы быстро перекусили и Левон потащил меня показывать ночной Лас-Вегас. В голове моей остались воспоминания, как о калейдоскопе. Мы переходили из одного казино в другой, выходили на улицу, о чем-то общались с местными... Каждый отель начинается с казино, и каждый выглядит сугубо индивидуально. На улице шустрые афроамериканцы совали в руки буклетики с проститутками, собственно они и стояли на каждом перекрестке. Шикарно одетые, улыбчивые - и, если бы Левон не сказал мне о их роде деятельности, я бы и не понял сам.
Я совсем потерял счет времени. Мы прошли пешком от Цезарь-паласа до Пирамиды (на следующий день я оценил это путешествие, повторив его днем) Наконец-то и вечно энергичный Левон подустал и мы взяли такси и вернулись в номер.
* * *
Утром я проснулся раньше всех. Левон с товарищем еще немного погудели, когда я уже спал. Поэтому я не стал их дожидаться, толкнул Левона, сказав, что я пойду посмотреть город. Он пробормотал что-то и тут же заснул дальше.
Что ж, пойдем.
Отель Рио находится в стороне от главного авеню. Поэтому пришлось пройти с километр, чтобы попасть на него.
Эйфелева башня. Тоже отель-казино Paris.
Выйдя на центральный проспект, начал осмотр с Ceaser's Palace. Феерически красивый отель, с чудесной архитектурой. Пока я его щелкал, крутившийся неподалеку афроамериканец в белых одеждах, старательно не попадал в мой объектив. Решил не досаждать ему.
Пошел дальше.
И остановился, пораженный небывалой красотой зрелища и мощью звука - поющий фонтан в "озере" у отеля Bellagio!
Почему-то фото этого события я не сделал. Наверное, потому что снимал на видео.
* * *
Иду по проспекту, с широко раскрытыми глазами, усиленно закрывая рот - и не потому, что хотелось спать. Но виды были уж больно впечатляющими. Непередаваемое разнообразие архитектуры, красок, форм. Играет музыка, люди ходят довольными...
И очень жарко. Очень-очень жарко. Все-таки, Невада - это пустыня. Во вчерашнем рейсе у меня обгорела правая рука - моя правая сторона оказалась солнечной, и это доставляло мне определенный дискомфорт.
Зона для охлаждения
Американские красотки
После этой фотки у меня сел аккумулятор в фотоаппарате. Много снял на видео, но оно на кассетах. Где-то валяется, я даже не знаю, играбельно ли оно.
К слову, в Google Earth очень неплохо можно повторить мое путешествие. В Лас-Вегасе все здания сделаны достаточно детально и куча разнообразных фоток.
Дойдя пешком до Пирамиды, почти до аэропорта Las Vegas Int, я повернул обратно.
* * *
Вернувшись в отель, застал Левона веселым и в добром здравии. Ночью он где-то посеял телефон, поэтому мы погрузились в такси и поехали в ближайших офис Verizone за восстановлением номера.
Вернувшись, мы решили искупаться. Благо в отеле был шикарный бассейн, а температура воздуха непрозрачно намекала на эту необходимость.
Так пролетел день.
* * *
На следующее утро мы отправились в обратную дорогу. Фотоаппарат мой к сожалению, не работал, я не поменял батарейки, решив, что видео будет ценнее. Так то оно так, но только где теперь его посмотришь?..
Данный перелет мы совершили с одной посадкой - на том самом аэродроме, который так удачно подвернулся нам в первый раз. Заходили в Солт Лейке уже под вечер, со стороны гор... Зрелище непередаваемое! Класс!
Надеюсь, когда-нибудь реанимирую свои видео. Я даже примерно знаю, где кассеты валяются.
Спасибо, Пайпер Арчер! Я влюбился в эту маленькую самолетку.
Видео
Click to view
* * *
Переночевав, Левон решил продолжить наши воздушные путешествия. В этот раз мы получили более мощный Piper Warrior. Полетели через Соленое озеро на один из аэродромов, в часе полета. Там мы просто полетали по кругам, немного побаловались пролетом ВПП на высоте 2 метра с разгоном скорости и последующим резким набором высоты.
Левон утверждает, что этот самолет (на дальнем плане) использовался в фильме Воздушная тюрьма с Николасом Кейджем.
Левон выбрал именно этот аэродромчик, т.к. там обитал его приятель - бывший линейный пилот, а сейчас просто любитель авиации, владелец вот таких вот летающих "игрушек". Левон летал с ним однажды на МиГе, и до сих пор восхищается теми ощущениями.
Много ли у нас авиационных пенсионеров, владеющих военными истребителями?
Полетав в свое удовольствие, мы отправились обратно. Покрутились над Соленым озером, наслаждаясь видами. На дальнем плане - горы, которыми я так восхищался выше.
Зашли на посадку и сели параллельно с большим Боингом, заходившим на левую полосу. В России нам так бы не разрешили.
После посадки, не заезжая домой, Левон повез меня в горы - показать разнообразие местной природы. Что я могу сказать? Хотел бы я жить в Солт Лейк Сити!
А вечером семья Левона устроила банкет! Мы очень хорошо посидели, вкусив армянский шашлык (только тогда я открыл для себя армянский лаваш) и коньяк. Конечно же, армянский.
На следующий день мы попрощались с Левоном в аэропорту - на рейсе авиакомпании Frontier я улетал в Денвер. Видя, как подозрительные парни долго прощаются, безэмоциональный секьюрити сказал мне:"Вы выбраны для дополнительно осмотра. Пожалуйста, пройдите с нами". И минут пятнадцать обследовали меня со всех сторон, два раза переложив мой нехитрый скарб в сумке.
Так ничего и не найдя, они пожелали мне приятного полета. В это время я услышал свою фамилию - авиакомпании искала потерянного пассажира. Но я уже подходил к гейту, улыбнулся девушке на нем: "Я так понравился вашим парням в униформе, что они не хотели расставаться", та засмеялась. И вот я в самолете.
Как всегда, с интересом жду - чему меня удивят иностранные коллеги в этот раз? Они не заставили себя долго ждать.
Вышли проводники, встали по салону. Нисколько не молодые - аэробабушки по авиационным меркам, всем за 40. Если не больше. Но все очень аккуратные, опрятные. И все с улыбкой. Стоят, ждут.
Далее Капитан произнес приветственную речь, представив себя, второго пилота и поименно всех бортпроводниц... Услышав свое имя, каждая делала реверанс и приветливо махала рукой.
Класс!!!
Перелет прошел быстро, это вам не 9 часов по горам на машине. На заходе была очень неслабая турбулентность, о которой пилот предупреждал несколько раз за короткий полет. И вот мы в Денвере.
* * *
Чем меня еще поразила Америка - это доступностью спорта. Сами американцы носятся на роликах и велосипедах, как ошпаренные. Бегают по дорожкам, только успевай уворачиваться. Кругом разбросаны разные sport facilities, ну а я нашел то, что меня интересовало больше всего - теннисный клуб.
Куча первоклассных кортов, с арендной платой... 5 долларов в час. Мама дорогая! В России за такую цену вам только постоять у входа разрешат, да и то не везде.
А это закат неподалеку от моей гостиницы.
Собственно, вот это она и есть. Мило.
Еще до полета в Вегас, купив фотоаппарат, я первым делом опробовал его на протекающем недалеко ручье. Качество по сравнению с предыдущей моделью невнятного китайского автора было просто замечательным.
Что еще впечатлило в первые же дни пребывания - наличие мест для барбекю прямо в городе
Неподалеку нашелся русский магазин с продуктами из России и Галкиным. Правда, пельмени мне очень не понравились.
Денвер
* * *
Наше обучение подходило к концу. Пять дней выходных кончилось, нам оставались пара сессий и чек-райд - финальный экзамен.
После феерического путешествия в Лас-Вегас, будучи уже месяц как в США, мы с Михалычем неожиданно признались друг другу, что пребывание в штатах начинает несколько надоедать. Да, здесь все здорово и все классно, и жить надо именно здесь... Но тянет нас обратно, и с каждым днем все сильнее. Наверное, это и есть воспетая в прозе "любовь к березкам"? Не знаю. Но я ее ощутил.
Успешно пройдя заключительные две сессии (и получив щелчок по лбу от инструктора за самодовольство и излишнюю самоуверенность), мы подошли к чек-райду. Однако, его пару раз переносили по каким-то причинам.
Наконец-то, настал день Икс. Мы волновались - т.к. уже были прецеденты, когда экипажи не проходили чек-райд и им давали дополнительные сессии. Мы же ощущали сильную тягу "домой", и задерживаться очень не хотелось.
Но у нас все получилось с первого же раза.
И вот, обучение закончено. Сертификаты на руках. Александр Михайлович организовал мини-банкет по этому поводу - мы опробовали микроволновку в качестве гриля для купленной курицы, и надо сказать, у нас получилось.
Уже неплохо ополовинив сам не помню чего, Михалыч разоткровенничался. Честно говоря, я и не думал, что он когда-нибудь сможет признаться. Но его слова были очень приятными:
- Денис, я хочу сказать тебе большое спасибо. Ты очень сильно помогал мне, и как минимум 80% моего переучивания - это твоя заслуга.
Надо же, я даже сначала не нашелся, что сказать. У нас не были отношения настолько доверительными, я бы даже сказал - натянутыми, поэтому эти слова меня очень смутили. Но я выкрутился:
- Хорошо, Александр Михалыч. Раз так, давай договоримся - 80% от твоей зарплаты будут моими. Да шучу я, шучу. И тебе большое спасибо!
* * *
Обратно мы летели так же, через Вашингтон. При вылете из Денвера отправляющая нас сторона подсуетилась и мы попали в бизнес-класс. Летели на В777 United. Что я могу сказать? Очень удобно. Нас даже покормили бутербродами.
А вот повыситься в классе в Вашингтоне на рейсе во Франкфурт не получилось. Работники мотивировали это тем, что я одет в джинсы... Поэтому не положено. Мне было очень удивительно, особенно на фоне тех пассажиров в шортах, которые шли на посадку в бизнес-коридоре. Однако, как сказали мне, эти ребята билет купили. А тем, кто в джинсах - апгрейд не положен.
Так что, летали мы даже не в economy+, как в рейсе из Франкфурта, а теснейшем economy. 8 часов в скрюченной позиции с плохо откидывающимися (как во всех иномарках) креслами, сразу за двигателями - это я вам скажу, совсем не комфортное перемещение по воздуху.
Да и кормили опять плохо. Какие-то пластмассовые макаронные изделия, так и не понял, что за блюдо. Однако, вокруг никто не жаловался. Пришлось доесть - 8 часов без еды, плюс пересадка все-таки.
Прилетели во Франкфурт, дождались прибытия нашего самолета. И бизнес-класс Ту-154 с его удобнейшими креслами, низким уровнем шума показался просто райским уголком.. А когда наши девушки принесли меню из обычных трех блюд - мы просто растаяли в неге.
Все. Мы дома!
* * *
Через несколько дней к нам прибыли первые два В737-500. И 24.06.2005 я отлетал аэродромную тренировку, вместе с Александром Михайловичем и двумя другими экипажами. Было очень интересно. Ночные полеты по кругам, имитация отказа двигателя, заход с уходом, посадка с закрылками 15 на "одном" двигателе...
Перед аэродромной тренировкой.
Почувствовав самолет в небе, я понял, что был неправ - еще каких-то два месяца назад я смотрел на В737 как на гадкого утенка... А он оказался очень дружелюбным другом. Бобиком. Он проник в мое сердце, прошло уже 8 лет с момента переучивания - а мои чувства к нему не угасают.
Спасибо за внимание! До новой встречи!