Привет читателям "Небесных историй"!
Это продолжение рассказа.
Ссылка на предыдущую часть. ***
Вошли в муть, покрепче сжав пятые точки… Ну, честно говоря, не знаю, сжимал ли мой юный коллега свою точку. С интересом поглядывал на него, но он не выглядел очень уж взволнованным.
Усмехнулся, вспомнив тот короткий промежуток времени, который я провел в его качестве. Тоже тогда спокойным был, и часто удивлялся: чего этот старпер слева так ерзает? Ну засветка и засветка. Мы ж в стороне, по желтому, идем. Чего ерзать?
Хех. Пересев восемнадцать лет назад в левое кресло, я невероятно быстро обнаружил, что одна и та же облачность выглядит с этого ракурса совершенно иначе - под грузом ответственности за принимаемые решения. Правда, со временем я научился (как мне кажется) не ерзать. Точнее, скрывать свое волнение под маской спокойной уверенности. Так и самому проще работается, да и экипажу спокойнее, когда командир не выглядит растерянным.
Вот и в этот раз я в кресле подпрыгивал, но не ерзал. Второй пилот тоже прыгал - на небесных ухабах, разумеется. Местами мы с ним попрыгали довольно хорошо, но благодаря спинкам пассажирских кресел и молитв, к ним обращенным, пробились и вынырнули в чистое небо, где сразу же полет стал куда более спокойным.
И самолет помыли, разумеется.
Прошли…
И как же все-таки красиво в Трабзоне!
Дождь продолжает бить в стекла, но это уже не ливень, а так, морось. Просто собираем капли на большой скорости. Под нами свинцовое море, слева темно-синие тучи справа зеленые горы, на склонах которых хаотично и плотно разбросаны белые домики с коричневыми крышами.
Восторг!
Аккуратно захватили глиссаду, последовательно выпустив закрылки до максимального положения 40. Полоса ведь «недлинная», поэтому и положение такое. Прочитали чек-лист. Можно теперь и автопилот отключить. Клик-клик, вууп-вууп…
Вода мелкими струйками растекается по лобовому стеклу, но дворники не включаю - нет необходимости, это еще не та вода, которая мешает зрению. Воздух вне облачности относительно спокойный, каких-то особенных усилий для выдерживания траектории не требуется. Все ближе и ближе зеленый мысок, на котором расположен аэродром. И струйки уже перестали течь по стеклам.
Бесстрастный речевой информатор доложил о пересечении высоты 1000 футов (305 м). Аэродром - как на ладони, а перед ним морской портик и интересная двухцветная вода: глинисто-желтая перед насыпным причалом, зигзагом уходящим в море, и обычная за ним. Интересно: это горная речка впадает в Черное море и создает такой окрас?
Доклад ‘Minimums! о достижении высоты принятия решения практически совпал с пересечением высоты 500 футов. Полет стабилизирован, заход продолжаем.
О, а здесь полоса прям как в греческом Ираклионе. Резко из воды вырастает берег, и почти сразу же начинается ВПП. Посадки на подобные полосы пилоты кличут «посадками на авианосец». В принципе, проблем не доставляет, разве что радиовысотомер может чудить при приближении к полосе - ведь он измеряет высоту над рельефом непосредственно под самолетом. Соответственно, если электронный дядька докладывает: «One hundred» («100 футов») - это совсем не значит, что относительно полосы самолет летит на этой высоте, буквально сразу же может последовать «50».
А то и вообще может не быть какого-то доклада - и это как раз наш случай. Самолет промчался над вырастающим из моря берегом, не успев сообразить, что высота резко изменилась, поэтому дядька о достижении 100 футов умолчал. И лишь над торцом полосы ожил:
- Fifty! (Пятьдесят).
Замечаю, что полоса немного кривая, но выпуклость начинается где-то в середине и приземлению помешать не должна. Когда садишься на уклон, выравнивание надо делать с учетом того, что полоса «набегает» на шасси самолета, поэтому тянешь на себя штурвал несколько глубже, чем обычно, дабы снизить скорость сближения машины с твердой земной поверхностью. В приснопамятном Каликуте ВПП 10 как раз такая - если намеренно не будешь «мягчить», то стукнешься о твердь земную весьма прилично. Приходится машину практически в горизонтальный полет переводить на высоте в пару десятков сантиметров над асфальтом - тогда посадка будет из тех, что пассажирам нравятся.
Здесь - нет, вполне обычная посадка. Намеренно не мягчил - полоса мокрая и «недлинная», но все же самолет подвис чуть дольше, чем мне хотелось, и коснулся асфальта основными стойками ближе к концу посадочной зоны, метров 700 от торца. На мокрые и «недлинные» полосы желательно, конечно, садиться поувереннее и к торцу поближе.
Сразу же сдернул реверс и как только рычаги получили свободу дальнейшего хода, перевел их вверх. И даже еще немного дожал, чтобы включить максимальный реверс. "Ву-у-у-у!", - зашумели недовольно двигатели самолета, отвыкшие от использования реверса выше, чем на тяге малого газа.
Да уж, давно Денис Сергеич не садился на мокрые «недлинные» полосы. Перебздел! Запасик на запасик - по-стариковски.
Конечно же, затормозились быстро, в противоположную посадочную зону вкатились на скорости около 60 узлов (110 км/ч), бодро затормаживаясь.
Выключил реверс, плавно переведя рычаги вперед и, когда обороты упали до малого газа, опустил рычаги полностью вниз.
- Two thousand feet remaining, - дядька бесстрастно доложил о том, что до конца полосы остается шестьсот метров.
Ну а у нас все хорошо. Самолет неторопливо катится на тридцати узлах (55 км/ч), целых шестьсот метров впереди, можно было и не мучить двигатели максимальным реверсом. Все равно катиться в конец полосы и там, в «кармашке», разворачиваться и чапать обратно, чтобы освободить влево на перрон.
Да не, все правильно сделал. Когда я был юным пилотом, "старики" (то есть пилоты, немногим старше меня сегодняшнего) поучали: "Не оставляй жену на соседа, а тормоза на конец пробега". Лучше перебздеть, чем обделаться.
Последняя фраза, правда, уже моя.
Съезжаю вправо в «карман», создаю пространство для маневра и выворачиваю влево. Фух! Наконец, перевожу дух. Адреналин, взбурливший в крови во время протискивания сквозь облачность, постепенно остывает.
Теперь можно и снисходительно улыбнуться. Да уж, расслабился, отвык от ковыряния в грозах при заходе на посадку. А ведь, если вдуматься, то это был далеко не самый трудный полет на фоне тех, что остались в доарабском прошлом. В иные годы чуть ли не каждый полет был сопряжен с необходимостью скрипеть мозгами и из нескольких зол выбирать наименее кусачее. В том же Сочи или Симферополе ковыряние в грозах при заходе на посадку - вполне обычное дело. И позубастее тучи встречались. Проходили же как-то?
Да чего там Сочи - милый Домодедово каждое лето такие задачки подкидывал, что успевай только адреналин восполнять. Да и не только летом. Чего-чего, а всяких «интересностей» в тех полетах было в достатке. Муссоны в Индии, говорите? Тю! Ерунда - на фоне сибирских фронтальных гроз. А белую низовую метель поперек полосы в закрытом снежным мраком Норильске - пробовали?
Хорошо, что есть у меня в загашнике такой опыт.
Самолет неторопливо катится по мокрому асфальту. Смотрю на темно-синее небо в направлении, откуда мы прилетели, и продолжаю едва заметно улыбаться. Кровь потихоньку остывает.
Свернули на перрон, немного подождали, когда запускающийся на рулежной дорожке «Аэробус» порулит и освободит путь. Заехали на стоянку, выключили двигатели.
Ну, здравствуй, Трабзон хавалимани! Красиво тут у вас, черт побери.
И мокро.
Еще один аэропорт появился на моей карте полетов.
Обратный полет не доставил какой-либо нервотрепки. Разве что мы успели уже подготовиться ко взлету с ВПП 10, скорости посчитали, брифинг провели, но перед запуском двигателей диспетчер полосу поменял - ветер сменился. Сначала даже расстроились - ведь взлетать придется в сторону темного-синего неба, и такое оно не из-за удивительных свойств Черного моря, а потому, что тучи, обступившие аэродром, никуда не делись. Из-за них небо-то и не видно, темная синева - это они и есть.
Но по факту так получилось даже лучше. Схема вылета с этим курсом предусматривала отворот вправо после вылета, «круг почета» над аэродром и далее уход в горы. До туч даже не долетели, а пока огибали аэропорт, набрали высоту даже выше безопасной. И, слушая в эфире голоса коллег, запрашивающих обход опасных метеоявлений то тут, то там, пролетели мимо всех гроз стороной, даже, для приличия, не понервничав.
Хороший получился у меня первый Трабзон. Из тех рейсов, что запомнятся.
Когда теперь в следующий раз сюда попаду?..
Продолжение Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
| Мои книги об авиации на Литрес| Книги об авиации на сайте "ЭКСМО" | Рассказ "Что значит небо для пилота?"| Видео: Космические виды из кабины. Ночная посадка
You can watch this video on www.livejournal.com