Дорогие друзья! До 6 апреля электронный вариант книги "Философия полета", шестой из серии "Небесные истории", вы можете приобрести по вашей цене на сайте издательства Ридеро!
"Философия полета" - это рассказы о полетах на Ту-154 - подробности, которые не вошли в первую книгу, - а также истории о полетах, которые, возможно, помогут будущим пилотам сформировать правильное отношение к этой профессии.
Читайте, делитесь впечатлениями!
***
Отрывок из книги, глава "Аэропорты, гостиницы..."
"...Брутальный и харизматичный Валерий Анатольевич Иванов был глыбой, за которой каждый чувствовал себя максимально уверенно. Уверенный в своих действиях, молчаливый по натуре, он в любой обстановке оставался таким же непробиваемо спокойным, как Петрович. И он давал мне даже больше свободы! Иной раз, пожалуй, чересчур.
В левом кресле - Валерий Анатольевич Иванов
Я налетал часов сто с гаком, когда пришлось однажды садиться в Красноярске. Погода была не то чтобы той, которую пилоты называют «сранью», но близкой к этому - в сводке передавали шестьдесят метров высоты нижнего края облачности и восемьсот метров видимости. Абсолютный минимум для нашего захода! Но ветра не было - аэропорт накрыло туманом, а в нём ветер явление редкое.
Я уже успел к этому времени прилично набить руку на выдерживании директорных стрелок в центре (ещё бы - раз все заходы были моими), и в таких почти штилевых условиях полёт по глиссаде уже не был проблемой. Наоборот, отсутствие видимости за окном не отвлекало, и я увлечённо пялился в ПКП, не давая кресту директорных стрелочек выползти из центрального кружочка. Валерий Анатольевич изредка помогал - кратко (я бы сказал, по-домашнему, «не по уставу») подавая команды бортинженеру на установку режима: «Добавь два…», «Сбрось один». Штурман делал свою работу, периодически диктуя высоту и скорость. Обычный такой заход. Спокойный. По самому минимуму погоды.
Командир должен был забрать у меня управление на высоте принятия решения (шестьдесят метров) - в таких условиях посадка не дозволялась не только мне, зелёному, но и опытному второму пилоту. Однако, стоило открыться полосе (это произошло лишь на мгновение раньше, чем самолёт достиг ВПР), как я услышал в наушниках голос Валерия Анатольевича:
- Денис, продолжаешь пилотировать. Не волнуйся!
- Решение? - ножом прозвучала сакральная фраза штурмана.
- Са-адимся! - последовал спокойный ответ командира.
Естественно, я заволновался, и стрелки начали расползаться - обычная ошибка неопытного пилота, когда он перед самой посадкой вдруг отвлекается на поиски земли. Этому ещё предстояло научиться - даже отвлекшись от приборов, мышечной памятью и твёрдой хваткой продолжать вести самолёт по прежней траектории. Валерий Анатольевич тут же парой движений штурвалом вернул самолёт в нужное русло.
- Продолжай сам, - слышу его голос в наушниках.
Я вцепился в штурвал, вспомнив наставление отцов-командиров, без которых не обходился каждый наш послеполётный разбор в «Надежде»: «Этой машине важно не мешать! Собери стрелки в кучу, стриммируй, доведи её до полосы, не разбалтывай - она сама сядет!»
В абсолютном безветрии наш 85395 приближается к полосе. Светящиеся в белёсой мгле боковые огни трапецией уходят вперёд и тут же теряются. Туман-туманище!
- Торец, пятнадцать! - звучит голос штурмана.
Я держу штурвал, не позволяя себе даже дышать - так хорошо я, пожалуй, ещё ни разу к полосе не подходил! И мне не хочется нечаянным вздохом сбить самолёт с траектории.
Лишь бы не забыть дать команду на установку малого газа!
Боковым зрением вижу, как командир демонстративно убрал руки со штурвала вверх… Валерий Анатольевич уверен, что из такого идеального положения самолёт я посажу.
Миг паники - как бы не подвести! Заставляю себя быть спокойным.
- Десять метров! Шесть! - штурман продолжает отсчёт высоты по радиовысотомеру.
- Малый газ! - чуть ли не кричу я заветную команду.
Руды, повинуясь руке бортинженера, уходят назад, я замираю со штурвалом в руках, а ладони командира парят в воздухе…
Колёса основных стоек нашли землю, зашуршали и мягко-мягко потащили остальной лайнер за собой. Я в экстазе!
- Интерцепторы, реверс! - командует Валерий Анатольевич. - Торможу!
«Этой машине важно не мешать! Доведи её до полосы как следует - и она сама сядет!» У меня не было сомнений в правдивости этой фразы, но когда я это вдруг сделал сам, да ещё и в таких неподходящих для посадки вторым пилотом условиях…
- Денис, ты сам посадил. Ты же видел - я руки со штурвала убрал.
Я видел. Но я… не верю! Как? Мне это удалось сделать, в такую погоду, и при этом красиво?
Полтора часа стоянки. Два с небольшим часа полёта обратно. Мы вернулись в Норильск, где на ВПР управление, соблюдая инструкцию, Валерий Анатольевич забрал. Ровно сутки, пока мы отдыхали в «Надежде», я ходил павлином от осознания собственных успехов… В следующем полёте я попытался повторить своё достижение, но взял штурвал «на себя» излишне рано - машина подвзмыла, я попытался тут же вернуть её назад, отдачей штурвала больше, чем надо… И тут же почувствовал, как управление забрали уверенные руки командира. Пара точных движений - отклонение исправлено, и самолёт опустился на стойки шасси. Мне оставалось лишь мягко придерживаться за «рога», запоминая, как командир это делает.
И снова возвращение из рейса. Снова ставшая уютным домом гостиница «Надежда», разогретые касалетки, боевые «сто грамм». Разбор полётов - основа обучения молодёжи!"
Если у вас есть такое желание, вы можете поддержать автора данного канала:
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
"Небесные истории" - Рассказы и видео о летной работе Канал на YouTube Канал на RuTube "Небесные истории" в Контакте "Небесные истории" в Телеграм