25 мая, ближе к вечеру, с Геннадием Максимовичем выполняли завершающий полётную смену рейс по маршруту Рубцовск-Волчиха-Рубцовск. Погода была жаркая, небо ясное, настроение радостное. Участок маршрута проходил над сосновым бором. Виды открываются - залюбуешься! Душа поёт!
Только вот минут через десять после вылета из Волчихи ровный звук мотора начали сотрясать перебои и хлопки, и душа почему-то сразу петь перестала и начала аккомпанировать двигателю. Под нами лес, вдруг ставший казаться скорее хмурым, чем красивым, высота наша метров двести-триста, продолжать полёт над ним было небезопасно. До опушки Егорьевки было около восьми минут полёта, а падающая мощность, сопровождавшаяся тряской двигателя, не оставляла иного выбора, кроме как выполнение вынужденной посадки с двенадцатью душами за спиной, которые, будучи свидетелями происходящего, тоже замерли в напряжении. Решение было очевидным - пока двигатель хоть как-то работает, подыскать площадку, на которой можно было бы безопасно приземлиться, благо неприхотливому Ан-2 много не требовалось.
Продолжаю публиковать воспоминания отца. Большое спасибо за позитивные отклики - уверен, для него это послужит мотивацией продолжить написание очерков!
Ссылка на первую часть Ссылка на вторую часть К счастью, нам удалось избежать посадки на сосны - справа недалеко от трассы клином в лес вдавалась безлесная поверхность, на которую и решено было садиться. Ещё в воздухе по коротковолновой связи я отработал с районным центром, который находился в Барнауле (позывной "Башенка"), объяснил причину и приблизительное место вынужденной посадки. Сумел докричаться и до Рубцовского диспетчера (позывной "Драга"), которым в этот день был Куликов Евгений Васильевич, сообщив аналогичную информацию. Когда было принято решение о вынужденной посадке, я вышел в салон, чтобы предупредить пассажиров и проверить привязные ремни. Разумеется, с улыбкой на лице - единственным фактором убеждения, что всё идёт хорошо, даже отлично! Дело-то житейское…
Сели.
После благополучной посадки, вытерев пот со лба, я доложил по коротковолновой связи, что люди и самолёт целы, а значит полёт удался (последнее я, конечно, не докладывал). Нам было сказано, что за пассажирами уже выехал автобус, ждите, мол, и обеспечьте охрану - завтра прилетит вертолёт Ми-2 с помощью.
После выключения двигателя и открытия входной двери напряжение спало, адреналин в крови постепенно рассасывался, наступило расслабление, как для нас с командиром, так и пассажиров.
Жизнь запахами ворвалась в салон вместе с комарами и прочей кровососущей живностью. Оказывается, комары - такая мелочь в сравнении с тем, что могло произойти, не окажись поблизости места для безопасной посадки. А посадка удалась - пусть, как говорят пилоты, и "на три точки поодиночке", но не на ёлки-сосёнки. Исход тогда мог быть и другим, даже и не знаю, писал бы я сейчас, через сорок шесть лет, стуча по клавишам, для вас, дети и внуки мои любимые…
"Случайность есть неосознанная закономерность"...
Но сентенции в сторону!
Место приземления было километров в трёх от поселка Речка-Кормиха - небольшого поселения дворов на пятнадцать, находившегося в лесу. Помнится, там было лесничество. Деревеньку эту и сейчас видно с дороги проездом в Волчиху из Рубцовска.
Через какое-то время нас нашёл дядька на "уазике" - как оказалось, житель этой деревни, агроном. Он видел, что самолёт снижался и совершил посадку там, где ни один аппарат тяжелее воздуха до этого ни разу не садился, и поторопился подъехать. Познакомились с мужиком, объяснились, сообщили, что за пассажирами едет автобус из Рубцовска - надо бы выехать на трассу, встретить и сопроводить его. А так как нам предстоит ночёвка, желательно ему, как представителю Советской власти на местах, обеспечить охрану небесного объекта, нежданно-негаданно свалившегося в его угодья. Для убедительности - краткая политинформация о текущем политическом моменте, близости китайской границы, хунвейбинах, что вдохновило, конечно, и возымело действие. Человека с ружьём, правда, в посёлке не нашлось, но старичка с батогом нам он чуть позже привёз, пришлось наличными за ночь, приведённую в салоне железной птицы ещё и пять рублей из кармана отдавать на следующий день.
Чтобы китайские замаскированные лазутчики не выкрали служебный портфель с очень секретными картами и сборниками, на дверь в кабину навесили замок, после чего самолёт опломбировали, наказав деду пуще зеницы ока хранить пломбу, а если она будет вскрыта - КГБ, трибунал и прочие страхи от карающих органов. Шутка, конечно же.
Ночевали в доме агронома, как почётные гости - в переднем углу на полу. Но с нашей стороны не было претензий - я не знаю, гость нежданный - лучше или хуже татарина, но в правительстве, говорят, до сих пор устраивают дебаты по данному вопросу. Жареная картошка на сале, деревенский ломоть хлеба из печи, может даже и пятьдесят капель за успех нашего мероприятия - не помню. Запомнил только, что ночь была душной, и комары докучали.
На следующее утро нас привезли к самолёту, мы отпустили охранника, которому я предварительно заплатил пять рублей за честный труд. Стали ждать "волшебника в голубом вертолете" - связавшись с «Башенкой», я получил информацию, что вертолёт уже в пути.
Прилетел, приземлился. Из вертолёта по очереди вышли начальник АТБ Мироненко, командир эскадрильи и техник с инструментами и стремянкой.
Нач. АТБ с техником быстро перешли от вопросов к делу, раскапотили двигатель нашего бедолаги, и полезли искать причину неустойчивой его работы. Искали недолго.
На самолёте и двигателе незадолго до рейса проводились очередные регламентные работы. Плохая затяжка регулировочных гаек толкателей клапана на девятом цилиндре привела к нарушению герметичности впускного клапана и к тряске двигателя.
Пока специалисты устраняли дефект, меня на вертолёте отправили в Рубцовск, чтобы под ногами не болтался. Я был только рад - первый раз в жизни полетел на вертолёте, да ещё и командир по фамилии Нагорнюк дал ручку управления подержать. Правда, что-то не впечатлило меня управление вертолётом.
В этот день и отец, и мать были на работе на аэродроме - они меня и встретили. А вчера, когда случилась вынужденная посадка, в радиобюро работала напарница мамы Пушкарёва Раиса Александровна. Она и позвонила моим родителям домой, обрисовав ситуацию и успокоив, что сын жив-здоров.
Через пару часов в Рубцовск прилетел и наш самолёт. Мы с Молотовым сели писать объяснительные, и, судя по всему, были они написаны грамотно, да и расшифровка барограммы ровным счётом ничего криминального не показала. По итогам расследования инцидента и командиру, и мне были вручены часы в позолоченной оправе с гравировкой "За проявленное мужество в полёте", а через некоторое время я был назначен кандидатом на ввод в строй.
Не было бы счастья - да несчастье помогло!
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Мои книгиМой инстаграмМой канал YouTube Друзья!
Мои книги "Небесные истории" доступны на сайте Ридеро, а также ЛитРес, Озон, Амазон, Wildberries, Bookmate и других ресурсах.
Ссылка на страничку автора на РидероСсылка на страничку автора на Литрес
Если материалы блога Вам пригодились, и если у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора: