Путешествие в будущее своего прошлого. Бугуруслан 2016.

Jun 12, 2016 14:03




Созрел морально и физически для того, чтобы завалить читателя 100+ фотографий и многобуквенным рассказом о недавнем путешествии в городок с названием Бугуруслан, расположенный в Оренбургской области, но ближе к Самаре.

Чем же знаменит сей городок, имя которого ничего не скажет не только среднестатистическому москвичу, но даже моему земляку-барнаульцу? А ведь Бугуруслан широко известен!

Правда, в узких кругах.

--==(о)==--
В СССР было несколько летных училищ гражданской авиации. После распада два из них остались за пределами России, а остальные шатко-валко продолжили существовать, плюс ко всему открылось новое, высшее летное, в Ульяновске.

Оставим за рамками сегодняшней беседы брэндовый отечественный подход к подготовке пилотов через среднее и высшее образование. Скажу лишь, что 2.5 года - еще ничего, смириться можно, если с умом подойти к вопросу, но учить 5 лет на пилота - изобретение так себе. На первом курсе, кое-как изучив Воздушное право и не применяя его на практике, ко второму курсу курсант его забывает и ничего нужного об этом Праве, как правила, не помнит, придя на собеседование в авиакомпании. Да и не только это.

Так вот. И поныне в РФ существуют летные училища, в которой государство за свой счет (или за счет тех, кому не повезло) обучает будущих пилотов, выдавая им на выхлопе корочки пилота коммерческой авиации. Высшие УЗы ГА находятся в Санкт-Петербурге (недавно посещал альма-матер) и Ульяновске. Средних в два раза больше:

- Сасово (СЛУ ГА)
- Красный Кут (ККЛУ ГУ)
- Омск (вертолеты) (ОЛТК ГА)
- Бугуруслан (БЛУ ГА)

Не правда ли, очень известные населенные пункты? Меня по сей день занимает вопрос, почему в СССР решили располагать летные школы в небольших городишках, ведь если исключить Омск, получивший себе лётку позже остальных (и до сих пор не отметившийся в Википедии), то ни Сасово, ни Кр.Кут, ни Бугуруслан нельзя отнести к крупным городам.

Отмечу, что я не назвал еще одно заведение, начавшую работу не так давно - в Челябинске, на базе ЮрГУ совместно с авиакомпанией "ЧелАвиа"

И еще об одном напомнили мне в комментариях - не так давно в Красноярске открыли филиал СПбГУГА, и тоже учат на пилотов.

Я учился в Бугуруслане.

--==(о)==--
Но изначально, думалось, что буду поступать в Ульяновское, которое в 1993-м году спешно начало обучение пилотов высшему образованию. Я заканчивал школу в 1996м, специально занимался с репетитором по физике и математике, готовясь к сдаче вступительных экзаменов. Кроме того, продолжал активно заниматься спортом, т.к. экзамены в УВАУ ГА предусматривали еще и физкультуру. Хотя спортом в школе я занимался активно и без этого.

Тем не менее, чтобы не держать все яйца в одной корзине, было решено подать документы еще и в БЛУГА. Приехав в Новосибирск в июне 1996, практически через день после выпускного бала, я прошел медицину, затем профпсихотбор. Экзамены я не сдавал, т.к. закончил школу с золотой медалью.

Насколько модно было в те годы идти учиться на пилота ясно говорят следующие цифры - всего на региональную комиссию Новосибирска было выделено 27 мест. А кандидатов было 9. Три места на одного человека - вот вам краткая характеристика мрачного периода 90х годов, когда страна рушилась, а авиация успевала опережать средние темпы.

Я прошел тесты профпсихотбора с рекордным на тот день значением 365 баллов (или что-то около того). Увидев мой результат, начальник приемной комиссии позвал меня на собеседование и долго рассказывал о том, что в Бугуруслане ".опа полная", не лучше ли мне перенаправить свои документы в Питер, в Академию - учиться на штурмана? Мол, сразу и на большой тип, да и город культурнее? Мол, не летают в Буграх, бензина нет, и перспективы закрытия летки маячут вполне явственно.

Выслушав такое позитивное напуственное слово, я, тем не менее, вежливо, но твердо отказался от перспектив стать рыцарем НЛ-10М и "отродьем хамским". И через несколько минут был окончательно записан в ряды курсантов Бугурусланского летного училища гражданской авиации им. Героя СССР П.Ф.Еромасова.

А как же Ульяновск?

А про Ульяновск нам популярно объяснили, что для поступления еще на ВЛЭК там "машинами расплачиваются". Денег на машину для врачей в моей семье не было, и лишней в гараже тоже не завалялось, поэтому я помахал ручкой в сторону Ульяновска и принял решение ехать в бандитский Бугуруслан.

...хотя, признаться честно, Ульяновск 90х, так же, как и Питер этого периода были не менее бандитскими, чем этот городок.

--==(о)==--
Учиться в БЛУГА 96 было очень полезно для жизненного опыта, который набирался весьма быстро. Примерно 10 человек после первой же субботы решили, что опыта набрались достаточно и подали документы на прекращение каких-либо отношений с училищем в лице тогдашнего директора В.Я.Рузова. Еще бы - когда твой сон рушит грохот двери, вырванной вместе с косяком, а первое, что ты, в удивлении проснувшись, видишь - это окровавленная рожа неизвестной человекообразной гориллы в тельняшке, склонившейся над тобой в аромате перегара и предлагающей пойти "поп##диться", необходима либо большая любовь к авиации, либо состояние души, родственное страданиям той гориллы.

А факт того, что всех дебоширов этой "первой субботы" вычислили, представили пред очи Рузова, но тем не менее, "простили", моему чистому взгляду на советскую авиацию дал четкого пинка. И во многом мое сегодняшнее циничное и насмешливое отношение к "советскому авиапорядку и людям, из него вышедшим"  основано на опыте той самой первой субботней ночи и ее последствиях.

А дальше было примерно так же. "Каждая суббота - день Аэрофлота". На что, под впечатлением от "подвигов" старших товарищей я написал "курсантскую песню":

Молодые годы - веселая пора,
Пьянки да гулянки - с утра и до утра.
А когда учеба, тогда вот мы не пьем,
Все мы ждем субботу - в субботу мы бухнем!

Пр:
Каждая суббота - День Аэрофлота
Деньги улетают, как быстрый самолет.
А наутро встанем и сновам загужбаним,
И так целый день... И так целый год...

А курсант не пьет!

Летчики не курят, летчики не пьют.
Летчики летают и денежки гребут.
Денежек накопят, накупят пузырей,
Девушек подцепят, чтоб было веселей.

Пр.

Девушки нас любят, любят нас за то,
За то, что мы летаем очень высоко.
А злые рогопилы* кусают губы в кровь -
Никак не достается им девичья любовь!

*рогопилы - так курсанты звали представителей гопотдела местной молодежи.

По большому счету мы были предоставлены самому себе. С утра построение, далее до обеда учеба, и... все. После 17:00 все пинстры (от п-инстр - пилот-инструктор) разбегались и никому мы были не нужны. В общаге воцарялась тишина, лишь к вечеру и особенно ночью прерывающаяся ревом очередной приехавшей гориллы. Иногда старшие курсы разнообразили наш досуг ночными построениями и поисками целой фанеры на груди.

Кто считался спортсменом (среди них был и я) пару раз в неделю выезжали в город, в спортзал при старом здании летного училища (Батальон на ул.Ленинградской, 9), тренироваться игре в баскетбол. Больше никакого культурного досуга не было, зато хватало бескультурного, который, как могли организовывали курсант 91-го и далее годов набора... все еще не закончившие свою брэндовую двухгодичную программу обучения из-за тотальной нехватки бензина для полетов. Полетать они не полетали, а вот в армию сходить успели - кто в ВДВ, кто в спецназ, кто в горячие точки...

Бензин поступал редко-редко, поэтому долги отдавались не всем сразу - "шестикурсников" вызывали по одному, по два, по три. Представляете, сколько радости было у их товарищей (и сколько печали у нас), когда приезжал кто-то новый? Одна предприимчивая старушка, живущая на близкорасположенной улице, организовала бизнес по разливу "Рузовки" 40% крепости, и он процветал.

Неудивительно, что в моей памяти слово Бугуруслан вызывает некий темный образ без намека на цветность. Все мои детские представления о Небе, Авиации, основанные на прочтении тучи книг (Галлай, Ворожейкин, Экзюпери и пр), на примере моего отца (тоже выпусника БЛУ ГА), моей мамы (стюардессы), были весьма цинично втоптаны в грязь.

В состоявшейся недавно поездке услышал от одноги из тех п-инстров, кто работал в те годы: "Да, мол, время было такое, трудное"... Это не время было такое трудное, это вы и ваши коллеги расписались в бессилии управлять молодежью, организовывать их распорядок жизни, отвечать за безопасность.

...Три моих однокурсника возвращались из бани (в училище мыться было категорически негде), и у стен летного училища их встретили старшекурсники. Без особых прелюдий последние приступили к избиванию. В результате двоих списали - от ударов зрение упало. Но все трое до конца стояли на том, что это дело рук местных... Сам погибай, а бандитов не сдавай - вот так мы и жили в 90-х годах в летному училище.

С мечтой летать пришли сюда
Дорога вверх казалось ясной.
Нырнуть хотелось в облака,
Но казалось, что напрасно.

Нас сразу взяли на испуг-
Учиться надо очень долго.
И может быть, что трудный путь
Не сможет принести нам толку.

Для командиров мы никто,
Их мы за это уважаем
Нас унижают ни за что,
Что будет дальше, мы не знаем.

Пр:
Жизнь трудна, но впереди
Кого-то ждет конец Пути..
И может быть, им буду я,
А может быть, им будешь ты..

Здесь можешь не учить совсем..
Что будет с авиацией вскоре?...
Не любит небо алкашей,
Не знать бы нам такого горя.

Чем дальше в лес, тем больше дров
О доме часто вспоминаем.
Висит на стенке календарь,
На днях прошедших крестик ставим.

Но зубы крепко сжав, идем
К концу мучень иль ученья
Сдадим мы госы и диплом
Поднимет наше настроенье!

Пр.

--==(о)==--
Каждый, кто учился в Бугуруслане, помнит особенность почвы этого города. Она глинистая (несмотря на чернозем на полях), и малейший дождик превращал все, что незаасфальтировано (а за воротами училища вообще до последнего года не было асфальта, соединявшего его с городом!) в грязевые направления. Пройти по ним и не набрать два килограмма глины было категорически невозможно.

Именно это стало моим первым впечатлением от Бугуруслана, когда 28.09.1996г я с отцом сошел с поезда Новосибирск-Адлер.

Засим, я думаю, пора заканчивать с нагнетанием страхов на читателя. Тем не менее, все, что я написал выше - лишь краткий рассказ о том, почему я до недавнего времени был уверен, что никогда не испытаю желания еще раз вернуться в эти края, воспитавшие в наивном юноше циника.

Тем не менее, я сюда вернулся через двадцать лет после первого шага на глинистую Бугурусланскую землю. И, забегая вперед, скажу, что эмоции от этой поездки сплошь положительные, и даже те негативные эпизоды, которые возникали, остались в моей памяти не более, как юморные нюансы.

Итак, прелюдия закончена. Начнем рассказ о путешествии в Бугуруслан на 75-летний юбилей летного училища.

--==(о)==--
Добраться из Москвы в Бугуруслан несложно. Достаточно проехать полторы тысячи километров на автомобиле по шикарным российским дорогам, либо же, включить голову и выбрать иной маршрут.

Я решил не умничать и купил билет на наш рейс до Самары, от которой до Бугуруслана 180км. И сразу же арендовал автомобиль на три дня - наш сайт предлагает эту услугу, да еще и скидку. Т.к. я в принципе очень люблю путешествовать на автомобиле, но в России до этого лишь однажды арендовал авто (в Питере), мне стало интересно продолжить знакомство с отечественным рент-а-каром, и, следует сразу сказать, что опыт положительный.

Мой отец, тоже приглашенный, решил добираться до Бугуруслана старым ностальгическим способом - на плацкарте из Новосибирска. Обратно он поначалу тоже думал возвращаться так же, но я убедил его, что полученной ностальгии достаточно, и купил ему билет из Самары до Москвы и далее до Барнаула.

В Самару я прилетел 2 июня. Вместе со мной в одном самолете летел бывший пилот "Сибири", ныне на пенсии, известный авиабард Вадим Захаров, которого тоже пригласили на юбилей. Вадим заканчивал Актюбинское летное, но, тем не менее, летную программу он заканчивал в Бугуруслане.

Мы, курсанты, заслушивали кассеты с его песнями, на десять раз перезаписанные, до дыр.  Очень нравилась и по сей день умиляет его юморная песня про Бугуруслан...

image Click to view



Я предложил Вадиму свои услуги по доставке в Бугуруслан, но его уже встречали, а вот еще троих пилотов экс-ТСО, капитанов В747 - нет. С ними я и добрался до Бугуруслана по замечательной волнообразной, местами неразбитой, дороге, которую можно рекомендовать всем тем, кто хочут избавиться от морской болезни.

Следует большое спасибо сказать сотрудникам метеослужб, которые спрогнозировали отличную погоду как в этот день, так и вполне хорошую в последующие (мелкий дождь, случившийся однажды - не в счет).

Дорога заняла у нас чуть больше двух часов, которые прошли в мирных беседах на повышенных тонах - иначе перекричать шум дороги и двигателя, свист ветра в Рено Логан, мчащемуся с максимальной скоростью 100км/ч невозможно.

Выяснилось, что мужики временно не работают. Ждут организации новой (!) авиакомпании, планирующей грузовые (!!) перевозки на В747 (!!!) из аэропорта "Раменское" (!!!!). С очень интересным, совсем неоднозвучным названием "Скай Гейтс" (!!!!!).

Удачи бизнесменам и маркетологам.

В общем, в разговорах о работе в Китае и Индии мы добрались до знаменитого Бугурусланского Бугра. Это фото я сделал уже на обратной дороге, но помещу его тут. Грунтовая дорога - это не та, по которой мы ехали. Та - с асфальтом, похоже, положенном поверх такой же дороги.




И еще через полчаса мы въехали в Бугуруслан и начали наперебой узнавать знакомые места.

Я предложил 50+ летним дядькам, прежде чем разместиться в отелях, доехать до места их былой славы - Батальона, где они учились и жили на первом курсе. Мой, 1996-й год набора, здесь уже не жил, поэтому особых чувств я к зданию 19-го века, бывшей женской духовной семинарии не испытываю.

А они радовались как дети - лишь один из них регулярно посещал юбилеи училища, а другие не были здесь десятки лет...

Вот такое зрелище представляет собой Батальон.










Каждый нашел знакомые окна...




А это спортзал, в котором тренировалась наша баскетбольная команда. Помню, одним темным зимним вечером после тренировки мы возвращались в училище в ПАЗике с очччень нетрезвым водителем, которого подбадривал не менее трезвый друг.




А это здание бывшего учебного отдела. Сейчас тут колледж, поэтому все симпатично.




После воздыханий руинам былой юности, мы, наконец, разместились в отелях. Большинство - в "Заре", кто-то еще где-то. Например, в "Новинке" на центральной, Революционной, улице:




Боюсь даже представить себе "Старинку", если она есть.

А вот, собственно, и центральная улица города. Мило:




--==(о)==--
Я немного изменю хронологию событий в своем повествовании. После размещения в отеле (его я еще покажу) мы успели съездить в летное. Об этом чуть позже.

Сначала я покажу свое ностальгическое место.

Железнодорожный вокзал

На второй день, убедив отца обратно лететь не на поезде, мы поехали на ж/д вокзал сдавать билеты. Как раз погода, нахмурившись небом, стала соответствовать моему предстовлению Бугуруслана.




В Бугуруслане три Ленина с протянутой рукой. Исследователи истории города пытаются разгадать загадку - почему Ильич во всех трех случах показывает разное направление, тем не менее, я знаю наверняка, что именно говорит Ленин на этом постаменте. А говорит он всем приезжающим курсантом следующее:

- Элеватор - вон там! Четвертый разворот - там!

Когда еще можно было летать над городом, мы выполняли четвертый разворот (на предпосадочную прямую) практически над городским элеватором.






Селфи на фоне кассы дальнего следования... Сколько билетов до Новосибирска я тут приобрел?..




После того, как отец сдал билет, мы решили прогуляться по знаковой для нас обоих платформе. Там есть переход через пути, на который мы поднялись, чтобы посмотреть на город.

Видно тот самый бугор (кстати, в обиходе Бугуруслан называют "Бугры").




Типичные хозяйства




Курсантом, видя эти бочки, я наивно надеялся, что этот состав направлен сюда для того, чтобы вернуть курсантам долги по налету... Каждая бочка - 60 тонн. Учитывая расход Ан-2 в 120 кг/ч, на одной бочке можно было налетать 500 часов. А это 8.3 курсантских программы (как раз тогда налет уменьшили до 60 часов).

Сегодня, летая на DA40 и 42 с их смешными расходами килограмм 20 в час, на одной бочке можно налетать 3000 часов и выпустить 20 курсантов (программа 150 часов). Если я ошибаюсь в цифрах, то, думаю, незначительно.




На самой правой ветке стоят две бочки. А сам ветка уходит вправо и идет в сторону летного училища. Именно по этой ветке раньше пешочком добирались курсанты, и мы с отцом в том числе. Дождь.. грязь.. большие сумки через плечо, ж/д ветка - вот мои воспоминания от первого посещения летного училища.



--==(о)==--
Теперь вернемся на день назад. После размещения в гостинице мы решили не тратить время и посетить родную летную школу.

Да, я еще не сказал - идею посетить Бугуруслан мне подсказали курсанты, пригласившие меня и отца на Юбилей. Собственно говоря, желание пообщаться с современной молодежью, посмотреть, чем они сегодня живут и дышат и было главным в моем решении вернуться в эти места.

Так что, созвонившись с Ильей (привет!), мы договорились о встрече на территории БЛУГА.

...Первый шок нас настиг на повороте на дорогу, ведущую в летное училище. Современные работники посягнули на святое - они положили на нее асфальт, впервые за все 3 млрд лет существования данного участка Земли!

Второй шок поджидал нас сразу за воротами. Эти милые домики, общежитие номер 2 сегодня были обшарпанными руинами казарм в годы моего ученичества. Их отремонтировали совсем недавно, не без участия курсантов

Два курсанта БЛУ ГА
Заменяют два плуга.
А если в руки дать лопату,
То заменят экскаватор.

Это четверостишие написал мой отец в годы своего ученичества.




Дорога, ведущая от общежития номер 1 к учебному отделу и далее в столову и др. Сколько я по ней натопал...




Если посмотреть направо, то взгляд тут же упрется в общагу, где жили мы. Пластиковые окна заставили меня выпасть в осадок.

И деревья стали очень-очень высокими... Вообще, я помню, что тут росла черемуха, черные ягоды которой мы поглощали в большом количестве. Интересно, сохранились ли деревья?




Очень недолго простоял я неузнанным - практически первый же проходящий мимо курсант меня узнал, поздоровался и тоже оказался Ильей. Я так понимаю, что Илья - очень авиационное имя сегодня :) Потом подошли другие и, организовавшись в небольшую группу, мы устроили экскурсию по территории.

Это здание тренажерного центра. Свое свободное время я старался проводить здесь, на тренажере Ан-2, куда меня пускал очень строгий дядька, Игорь Андреевич Сазонов... Он был у моего отца командиром эскадрильи, а в мои годы, уже пенсионером, работал тут инструктором. Я очень хотел увидиться с ним, и наша встреча состоялась, но, конечно, позже.




Между тренажерным центром и зданием УЛО (учебно-летный отряд) решили организовать музей авиации, за что низкий поклон автору. Сегодня там стоит Ан-2, и эта картинка тронула меня до глубины души. Как бы ни было плохо в 90-е, все же, БЛУ ГА это место, где я учился, стал пилотом, и мне хочется, чтобы оно развивалось. Мне хочется, чтобы у меня было желание им гордиться. И подобные деяния - это хорошая атрибутика, заставляющая потеплеть мое отношение к прошлому.




Хотя самый главный музей все еще находится на летном поле... Грустно смотреть на калашные ряды Ан-2, которые никогда в небо больше не поднимутся. В мои годы их здесь было больше 70 (а к выпуску на крыле остался всего один. Позже количество летающих доходило до 10), но перкаль на большинстве из них еще была целая.

Кстати, увидели Ильича с протянутой рукой на фото выше? Он показывает на учебно-летный отряд :) Как только не издевались над ним курсанты, обижая коммунистов, коих и сейчас большинство в летном училище...

Сейчас самолеты выглядят мумиями...




На фотографии выше стоит самолет с номером СССР 02519. Отец летал на 02517. Я летал на всех тех, что были на крыле в 98м, но, увы, номера точно не запомнил.




Продолжаем прогулку







Услышали звук турбовинтового самолета - это оказался Л410 с гостями из Красного Кута.




После того, как я сделал фото выше, к нам подошли два суровых дядьки и стали строго спрашивать курсантов, игнорируя взрослых дядек - отца и меня:

- Изучали ли вы правила поведения на территории охраняемого объекта?
- Почему нарушаете, фотографируете?
- Как ваши фамилии?

Я прервал этот монолог, попросив записать мое имя и фамилию. А также, попробовал обратиться к разуму:

- Вы же понимаете, завтра-послезавтра здесь будет сотня гостей, вот с такими фотоаппаратами, все, что можно тут сфотографируют. Почему сегодня-то такая строгость?

Поговорили нормально и расстались по-дружески, конечно же. Их понять можно - им позвонили с поля (там охранники с автоматами (!)) о том, что ходит группа и нарушает. Не отреагировать они не могли, иначе получат выговор.

В общем, есть над чем подумать директору летного училища Сергею Степанову. Надеюсь, он снизит градус строгости в вопросе фотографирования. Нет ничего более глупого, чем запрещать любителям авиации эту авиацию фотографировать!

Стадион




Зайца увидели на фото выше? Нет? А он там есть!




Идем дальше. Как раз мимо этих строений я и шел в первый свой день присутствия в БЛУ ГА. То есть, эти дома были первыми, что я увидел после того, как через черный вход попал на территорию.




С тех пор внешне мало что изменилось.

Вот здесь мы получали матрацы, одеяла и хэбэшки. Парадные форменные костюмы нам не достались, приходилось покупать их у старшекурсников, либо как-то еще.




Мило




Идем дальше. Вид на метеослужбу.







Старая столовая. Отец ее хорошо знает, а при нас она уже не работала.




А это - моя столовая :) Как же ей идет ремонт!




Зашли в столовую, поглядели на жующих курсантов. Да, тут многое изменилось. Убрали "одиннадцать нетесанных столов", которые воспел Захаров. Да и железной посуды, вроде нет. Еду мы получали по жетонам - алюминиевым кусочкам разных форм (круг, ромб и что-то еще), на которых были выбиты З, О или У.  Сейчас вроде бы просто заходят и кушают.

Ничего святого не осталось :)




* * *
На этой радостной ноте я закончу первую часть рассказа, а то буквы скоро закончатся.

Да, кстати - всю страну с Праздником, а Юру Яшина ака airguide - c Днем Рождения! Всего самого летного и безопасного!

Кстати, пересеклись мы с ним и мимолетом обсудили возможность поездки осенью по летным училищам, повстречаться с молодежью... Если это будет интересно курсантам, то я, например, готов. Проявляйте инициативу, берите пример с еромасовцев!

Продолжение



Почитать по теме:

Если ваш отец - Пилот - рассказ о летном пути своего отца

Вся жизнь мечта, вся жизнь полет - рассказ об учебе в БЛУ ГА

Романтика прошедших лет. Химические полеты - рассказ о полетах на Ан-2

Романтика прошедших лет. Ту-154, Норильск и "коммерция" - рассказ о начале карьеры на Большом Реактивном

Истории из жизни зажравшихся пилотов - о том, как надо много жрать, чтобы досужая публика сочла пилота зажравшимся.

Санкт-Петербург. Академия ГА. Реалии и воспоминания. - рассказ об Академии ГА, где я учился после БЛУ ГА.

Путешествие в Америку (в трех частях) - рассказ о переучивании на В737 в United Airlines, USA

история, БЛУГА

Previous post Next post
Up