"Аэрофобия пилота". О ситуации в отрасли.

Jan 05, 2016 09:11



Есть у многих людей так называемая "аэрофобия" - боязнь полета на самолете. Боязнь летать.

Есть и у пилота своя личная "аэрофобия". Боязнь НЕ летать. Боязнь потерять работу, ведь это только по мнению ГД одной из авиакомпаний пилот запросто сможет найти себя таксистом (как стюардесса - нянечкой, а авиатехник - автомехаником). Я не знаю, был ли у этого главного менеджера опыт найти себя старшим менеджером у грузчиков, но сравнение того же порядка. Что там менеджер, что тут...

Чем закончился авиационный год 2015 и чего ждать от 2016? Попробуем разобраться.

--==(о)==--
Возможно, для кого то это станет открытием, но авиаотрасль России находится в кризисе, как, собственно говоря, все остальные.

( записи по тэгу "кризис")

В одной из записей я представил отрасль в виде озера, через которое плывут собачки (авиакомпании). Кто-то плыл осторожно, экономя силы, а кто-то изо всех сил, чтобы оказаться первым. Поначалу погода благоприятствовала затейникам, но затем поднялся ветер, разыгрался шторм... В общем, рисковые щенята, потеряв все силы, запросили о помощи. У Вас (государство) есть ограниченное количество спасательных кругов - кому Вы окажете помощь? Тем, кто еще держится на плаву, или же обессиленным, которым этот круг поможет продержаться на воде чуть подольше, но плыть они уже не смогут?

Сейчас бы я еще добавил - а кто-то из собачек изначально выбрал неудачное направление, т.к. ко всему прочему на них сверху внезапно упал метеорит (действия нашего правительства).

В этой аллегории я пытался отразить ситуацию в отрасли, в которой были свои "собачки" - осторожные и рискованные. Рискованные закупали самолеты пачками, открывали новые рейсы по зарубежным направлениям, накатывая их полупустыми, тратили бешеные деньги на маркетинг и повышение зарплат (новые самолеты требуют новых пилотов), и все дальше и дальше залезая в кредиты.

Осторожные вкладывались в оптимизацию всей работы, снижение издержек, и росли по "чуть-чуть".

А на тех, кто основной деятельностью выбрал туристические чартеры - упал метеорит.

--==(о)==--
САМОЕ НАШУМЕВШЕЕ СОБЫТИЕ ГОДА

Про "собачек" я написал в августе. Буквально через месяц во всеуслышание было заявлено о проблемах у второй по объемам авиакомпании отрасли - Трансаэро. На данный момент мы все уже знаем, чем это закончилось (для компании, но не для людей, в ней работавших), но на тот момент для многих это было неожиданностью.

Для многих, но не для всех. То, что ТСО это колосс на глиняных ногах внутри самой отрасли не говорил только ленивый, как бы гламурно это не выглядело со стороны. Знаете, у меня нет сомнений, что и банки об этом догадывались, но продолжали исправно выдавать многомиллиардные кредиты. Возможно и правда все дело в неких взаимоотношениях с бывшим премьер-министром, т.к. буквально через пару месяцев после похорон Евгения Максимовича стали не на словах, а на деле хоронить Трансаэро. И тут, конечно же, представители банков стали делать круглые глаза и неумело пытаться отстоять свои капиталы.

И как всегда, что поражает больше всего? Если простой человек допустит просрочку по кредиту за телевизор, ему всю душу вынесут. А когда "системообразующее предприятие" кануло в Лету - и тишь, благодать, Франция.

Если вернуться к аллегории про "собачек", то стоит, наверное, вспомнить, что перед громогласным решением судьбы Трансаэро ее руководители просили  от государства предоставить кучу денег матпомощи (емнип, речь шла о 40 млрд деревяных). В качестве аргумента "дать" выступали миллионы пассажиров, которых авиакомпания приобретала, как не только мне видится, намеренно - через снижение тарифов на многие направления (денежная масса была нужна сиюминутно) и увеличение глубины продаж.

Учитывая то, что матпомощь в размере 9 млрд уже была оказана, а так же "из-за "отсутствия четкого понимания происходящего внутри компании"", разговор, как мы теперь знаем, не получился.

А потом случилось то, что случилось.

--==(о)==--
КУРОРТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

А так же Белокуриха, МинВоды, Паратунка и прочие замечательные (без какой-либо иронии с моей стороны!) места нашей страны скоро, видимо, станут главным приоритетом отдыхающих. Бо в стремлении наших управленцев поссориться со всем миром никому нет равных, и туристический бизнес, ориентированных на заграничные курорты, уже почувствовал на себе всю мощь этого порыва.

И как следствие, авиакомпании, ориентированные на обеспечение этого бизнеса, здорово просели.

Еще пару лет назад самой перспективной считалась работа в авиакомпании "Северный ветер". Ее флот красавцев-Вoeing 777 рос, направления тоже, зарплаты стремились в космос... в общем, все было чинно-благодатно.

А потом... р-раз и все закончилось. Резкое сокращение парка, пилотов, работников, зарплат, и все те, кто мечтал о "баксах" или "трех топорах", но не успел сменить работодателя, истово перекрестились и теперь сидят на попе ровно.

Но если снижение активов Нордвинда на тот момент имело вполне рыночные обоснования, то то, что мы видим сегодня - это следствие общемирового политического безумия.

После гибели А321 авиакомпании "Когалым", как Вы помните, были прекращены все контакты с Египтом.

После гибели Су-24 были прекращены контакты с Турцией. Более того, в виде т.н. "санкций" была приостановлена деятельность фирм, имеющих отношение к турецкоподданным.

Осталось прикрыть Тайланд и Вьетнам и план поднятия курортов Краснодарского края будет исполнен. А вместе с ним поднимутся и цены, и положительный эффект от соотношения цена/качество продолжит падение за плинтус.

И, как Вы уже догадались, все эти деяния имеют непосредственное негативное влияние на авиакомпании, которые обеспечивали свой персонал работой, выполняя авиаперевозки по упомянутым направлениям. Упомянутая Когалымавиа приостановила полеты, и, думается, Норд, iFly, Икар и Royal Flight с Azur Air наверняка ощущают последствия.

Каждый день простоя самолета, находящегося в дорогом лизинге, приносит авиакомпании значительные расходы. Если чартерные авиакомпании не смогут быстро переориентировать свой бизнес (в скорое возвращение дружбы с Египтом и Турцией вряд ли кто верит), то, боюсь, клуб потерявших работу авиаспециалистов значительно пополнится :(

Об этом поговорим чуть ниже.

--==(о)==--
ЭКОНОМИКА

С момента моих прошлых записей ничего в лучшую сторону не изменилось. Современная авиаотрасль в России напрямую зависит от курса евро и доллара (например, лизинговые платежи за самолеты - в валюте), и при том, что значительную часть денежной массы авиакомпании получают в рублях, стоит понимать, что речь о мегаприбылях не идет. Борьба за пассажира продолжается, поэтому авиакомпании не могут устанавливать такие цены на билеты, которые могли бы компенсировать падение рубля.

Да и увеличение цен на билеты при общем падении платежеспособности населения (более 60% которого и до кризиса не летали на самолетах) приведет лишь к падению спроса.

В сложившейся ситуации авиакомпании стремятся к тотальной экономии, и очень хочется, чтобы эта экономия не сказывалась на безопасности полетов.

--==(о)==--
ЧТО-ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ?

С уходом второй по размеру авиакомпании ее потенциальные пассажиры перераспредились между оставшимися. Это, конечно же, дало определенные поступления авиаперевозчиком.

Безусловно, товарищи из Аэрофлота чувствуют себя спокойно. Монополия госкомпании после падения ТСО значительно укрепляется благодаря планам по объединению активов нескольких афиллированных авиакомпаний и остатков Трансаэро. Правительство, как мы все увидели в истории с попыткой купить Трансаэро группой С7, показывает заинтересованность в появлении супермонополиста, чего бы это рынку не стоило.

Кроме того, дочерняя "Победа" показывает стабильную заполняемость, рост и, имея такого "папу", с оптимизмом смотрит в будущее.

По слухам, авиакомпания Ютэйр сумела зацепиться кончиками пальцев за край обрыва, в который угодила года назад, избавилась от лишнего груза и по чуть-чуть выкарабкивается наружу благодаря господдержке и вливаниям владельцев.

Неплохо чувствуют себя в Air Bridge Cargo, занимающей свою нише на рынке международных грузовых авиаперевозок. Получая прибыль преимущественно в валюте, они строят планы по увеличению бизнеса (и, соотетственно, флота самолетов и персонала).

Мы (S7) все так же показываем осторожный рост, сопоставимый с ростом прошлых лет, т.е., не поражающий цифрами воображение.

Однако, стоит понимать, что в настоящих реалиях невозможен такой рост, который смог бы дать работу всем тем, кто ее потерял. Или не успел приобрести.

--==(о)==--
БЕЗРАБОТНЫЕ

В одной только авиакомпании Трансаэро работали тысячи пилотов и бортпроводников, не говоря уже о наземном персонале. Часть смогла трудоустроиться в Аэрофлоте и других авиакомпания, в том числе и моей. Часть нашла работу в зарубежных - Китай, Вьетнам, Индия и даже Emirates (очередная потеря для страны - уходят ведь лучшие...)

Но подавляющее большинство сидит на земле и ждет - кто-то все еще числится в ТСО, а кто-то "записался" в авиакомпанию "Россия", на базе которой во Внуково планируется создать "экс-Трансаэро" из ее самолетов и маршрутной сети в пользу Аэрофлота ("Россия" входит в группу компаний нацпера). Говорят, тем, кто уволился из ТСО и перешел в Россию, дали подписать ничего не обязывающий договор и выплачивают 24,3 тыс рублей в месяц до марта 2016.

Год назад тотальное сокращение парка и специалистов провел Ютэйр (третья авиакомпания страны на тот момент). Через некоторое время со значительной частью специалистов попрощался Оренэйр (еще одна авиакомпания из группы Аэрофлота). Упомянутый выше Нордвинд так же избавился от большого числа персонала.

Плюс ко всему вот уже третье лето подряд на рынок выплескивается огромное количество выпускников летных учебных заведений, и подавляющее большинство из них, конечно же, не может найти работу. В свое время государство забило болт на подготовку пилотов, практически не выделяя средств, но потом вдруг спохватилось, увеличило планы по распилу бюджеты летных училищ, количество мест при наборах... Но только отрасль уже начала свое пике, и такое количество выпускников уже тупо не нужно.

А их продолжают штамповать.

Я не знаю точной цифры безработных на сегодня пилотов, но уверен, что счет идет не на одну тысячу. Все мы имеем очень узкоспециализированное образование, весьма и весьма дорогое. По мере простоя теряются навыки и квалификация, и вместе с этим - шансы найти работу. Точно так же и со здоровьем - требования очень высокие, а после этой нервотрепки оно никак не добавляется.

До катастрофы 90-х мы еще не дошли, но сути дела это не меняет. Только самый неисправимый пилот-оптимист сегодня не задумывается о своем летном будущем. Даже работа в Нацпере не дает стопроцентной уверенности в завтрашнем дне, т.к. совершенно непонятно, с кем наши верховные "менеджеры" планируют поссориться завтра и до какой степени.

UPDATE

Оренэйр








--==(о)==--
ЧТО ЖДАТЬ ДАЛЬШЕ?

Гипермонополизации рынка авиакомпаниями группы Аэрофлот.

Очередная волна банкротств авиакомпаний, оказавшихся в худшем положении, чем другие.

Собственно, не так давно уже писал на тему "развития" - вот в этой записи. Ничего не изменилось.

--==(о)==--

Ситуация в отрасли не из лучших, и, как мне кажется, в большинстве других тоже "не айс".

Но самое важное, уважаемые коллеги, несмотря на неуютное время и кризис, мы не должны терять профессиональное отношение к летному делу.

Летайте безопасно!

Избранное по теме:

"НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ДАЛЬНОБОЕВ"

"...ЧТО ДЕЛАТЬ? РАССУЖДЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ"

"КРИЗИС В АВИАЦИИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?"



кризис

Previous post Next post
Up