Другое название: Подольские курсанты
Режиссер: Сергей Крутин
Сценаристы: Валерия Костина, Сергей Борзунов (уч.)
Продюсеры: Сергей Сендык, Людмила Худорожко (иcп.), Елена Дементьева (лин.)
Производство: "Пирамида"
Год: 2014
Cерий: 16
Актеры: Владимир Вдовиченков, Екатерина Волкова, Андрей Соколов, Анатолий Кот, Елена Ксенофонтова, Мария Шукшина, Артур Ваха, Александр Наумов, Вячеслав Манучаров, Александр Суворов, Валерий Швец, Нелли Пшенная, Илья Шляга, Кирилл Емельянов, Роман Набатов, Иван Соловьев, Елизавета Пащенко, Лина Шишова, Александра Лупашко, Евгений Капорин, Валерий Астахов, Александр Данильченко, Ольга Радчук, Игорь Тильтиков, Борис Георгиевский, Сергей Сипливый
Случайно узнал, что про подвиг подольских курсантов сняли фильм. Ну как - фильм. Сериал! Но тем не менее, тема вызвала интерес. Так как давно пора. До сих пор вместо подвига советских курсантов в Великой Отечественной нам показывали растерянных сопляков в «Это мы, Господи» и неадекватов, пытающихся штыком проткнуть немецкий танк в михалковском «Предстоянии». (Кстати, в михалковском фильме идут прямые отсылки к фильму «Это мы, Господи»).
Несколько напрягла надпись в начале «Сергей Сендык представляет». Помнится, его творения «Хроника «ада» и «Катя» я обозвал ёмким выражением «полный сендык». В этот раз, к счастью, не всё настолько запущено.
Режиссёр Сергей Крутин был известен мне картиной «Заяц, жаренный по-берлински». Фильм вроде неплохой, только вот разброс жанра там имеет место быть. От полной трагедии до сцен формата «Маски-шоу».
Сценарист… Валерия Костина. Автор дикого сценария к фильму «Катя». Ну, всё встало на свои места. (Нижеизложенный обзор уже написан, пошёл я править обращение к сценаристу на обращение к сценаристке).
Итак, посмотрел все 16 серий. М-да. Кратко - фильм о чём угодно, только не о подвиге курсантов. Вернее, подвиг как бы есть, но задвинутый в дальний угол.
Нет, фильм не плохой. Он вроде бы и добрый, и душевный. Но его конкретно испортил сериальный формат. Потуги авторов забить сценарий любым балластом и растянуть фильм на шестнадцать серий, видны невооружённым взглядом.
Ну сами оцените: собственно курсанты в фильме появляются только в конце девятой серии. До этого же в нём можно наблюдать всё, что угодно: предателей, шпионов, кровавую гэбню, перестрелки и, конечно же, сопли, интриги и любовь. Не вполне ясна целевая аудитория данного продукта. Сопли и любовь, которые так обожают домохозяйки, составляют 60% фильма. Но там же и про войну, которую домохозяйки любят не очень!
Вообще у меня была мысль собственноручно подвергнуть сериал жестокому монтажу, урезав его с шестнадцати до пары серий, так как всё-таки хорошего в нём много. Однако, досмотрев сериал, я понял, что ничего толкового не получится - авторы понакосячили в конце.
Если вы не против, кратко перескажу сюжет.
В Подольск приезжает Саша Воронов. Он сын врага народа и собирается поступать в артиллерийское училище. Ага, прямо вот так.
На вокзале он встречает девушку Надю, которую обижают гопники. Гопники повержены, первая любовная линия детектед.
Сашу встречает старый друг его отца, полковник Стрельников. Он - начальник артиллерийского училища.
У него двое детей: дочь Галя и сын Гена, который не хочет быть военным, а хочет быть пианистом.
Персонаж Гены можно описать словосочетанием «неуклюжая истеричка». То ли это актёр такой, то ли его заставили так делать, только руки-ноги у Гены живут своей жизнью и он такой нескладный, просто капец. Как будто он с колом в заднице перемещается. Перебор явный. Да, и он вечно всем недоволен, рефлексирует, прыгает и истерит. Хотя вроде и парень неплохой.
Надя знакомит Сашу с друзьями, и понеслось: Таня влюбляется в Сашу, Гена влюблён в Таню, а Юра, брат Тани, имевший виды на Надю, ревнует к Саше и кидается в драку.
Ещё в их компании есть Колька, который вроде как ни в кого не влюблён. Его играет тот самый «малолетка» из «Сволочей», которого расстреляли.
А у Кольки есть батя, который втихаря от жены мутит с матерью Татьяны. Как выясняется, батя Кольке не родной… ну вы поняли. «Санта-Барбара» в предвоенных декорациях.
Чем же ещё порадовать зрителя, пока война не началась? И сценарист арестовывает полковника Стрельникова! Его по полной программе мудохают в застенках, но он не сознаётся в связях с немецкой разведкой.
Мучает его талантливый в общем-то актёр Вячеслав Манучаров. Вячеслав регулярно получает стимул ось из такой пляшки:
А тут и война началась. НКВД становится известно, что вот-вот поблизости высадится немецкий десант. Но где? И сатрапы начинают мучить Вдовиченкова с удвоенной силой, даже привозят в застенки его жену и ломают ей руку.
А пацаны между тем вычисляют всю немецкую шпионскую сеть и успевают вовремя сообщить в органы. Войнушка, стрельба, пацаны, рискуя жизнью, останавливают поезд, который едва не взорвали враги. Тут тебе и немцы, и шпионы, и предатели. Эдакий «Кортик», хард версия.
Главной гнидой оказывается зам начальника училища Карпов, по совместительству - Дарт Вейдер (то есть настоящий Колькин отец).
Вейдера арестовывают, Вдовиченкову с женой говорят «ну, извините» и выпускают на волю.
Но внезапно главный НКВДшник тоже оказывается предателем и помогает бежать Карпову! Такое ощущение, что сценарий придумывали по ходу съёмок. Вполне себе нормальный НКВДшник был, очень переживал за выявление шпионской сети и подгонял Манучарова. И тут вдруг - на тебе. Заигралась сценаристка.
В итоге Вейдера пристреливают, а НКВДшника арестовывают.
И это были основные события девяти серий. Но вот, наконец, вся четвёрка пацанов поступает в артиллерийское училище.
Напомню: Сашка Воронов, главный герой, простодушный кругом положительный парняга; нескладный Генка Стрельников, сын начальника училища, несостоявшийся музыкант; Юрка Холодов, мутноватый эгоистичный тип; и Колька Шаповалов из «Сволочей», ничем не приметный, кроме родного отца на Тёмной Стороне.
Начинается учёба, продолжается любовь-морковь. Что бросается в глаза - никто не интересуется сводками с фронта. Все только с суровым видом повторяют, как дятлы: «Время нынче такое!», а что там на фронте, какие города враг занял, куда продвигается - всем до лампочки.
Генка Стрельников со своей нескладностью выглядит днищем на фоне других курсантов. Он и бегать не может, спит на занятиях. И он умудрился стереть в кровь ногу. Но как изощрённо он это сделал! Он… стёр всю подошву, как будто о наждачку! Как, блеать?! Как?! Ну я понимаю, что служить в армии не очень популярное занятие среди кинодеятелей, но неужели никто на съёмочной площадке не смог подсказать, как именно и в каких местах стираются ноги?!
Все же остальные курсанты показаны серой биомассой: они не общаются, молчат и лишь создают фон. «Живые» только наши четыре товарища. Поэтому, когда какой-то курсант азиатской наружности внезапно выдал какую-то реплику, я аж вздрогнул от неожиданности.
И тут внезапная новость - немцы прорвали фронт и уже совсем близко. Нужно остановить их наступление любой ценой. Из курсантов срочно формируют передовой отряд и выдвигают в направлении немецкого наступления. Причём все, кого отправили, были «желторотиками», проучившимися всего пару месяцев. Куда исчезли все старшие курсы - тайна, покрытая мраком.
Гена со своей стёртой ногой убегает из санчасти и запрыгивает в машину, в которой его товарищи едут на фронт. Его отец, узнав об этом, говорит жене: «Молодец, сынок. Всё правильно сделал».
Курсанты прибывают на позиции, занимают оборону. Появляются немцы и начинается добротный фильм про войну. Пусть не высокобюджетный, но динамичный, интересный, драматичный и правильный.
Атака отбита, пехота преследует противника и добивает его в деревне, среди пехотинцев сражается Гена Стрельников, сын начальника училища. Хорошо сражается. И геройски гибнет.
Когда на позиции приезжает отец, сына уже нет в живых. И сюжетная линия курсанта Стрельникова - самая пронзительная и «цепляющая» за душу.
Мутный Юрка и Скайуокер Колька ссорятся друг с другом. Колька отталкивает Юрку, тот падает и непроизвольно шмаляет из «шмайссера» Кольке в грудь. Кольку увозят.
Ну вот что это была за срань? Зачем это было нужно? Нет, я понимаю, что для хэппи-энда как-то надо было оставить Кольку в живых. Но зачем его было ранить руками товарища? Тьфу.
Юрку хотят было расстрелять, но немцы наступают, поэтому расстрел откладывается.
Старшина Зайцев берёт наших двух оставшихся героев, Сашку и Юрку, и идёт в разведку. (Кто пустил мудака, застрелившего товарища, в разведку - тоже открытый вопрос). Они нападают на немецкий грузовик, убивают всех арийцев, и Юрка заглядывает в кабину. А там… твою же мать! Молодая немка в немецкой форме гордо едет на фронт! Следует киноштамп: «О, баба!» и обязательный выстрел в гуманиста.
Сценаристка. Просто подумай. Что делала женщина на передовой в составе вермахта в октябре 41-го?! А пятилетних мальчиков из «Гитлерюгенда» там случайно не было?! Ну бред же!!! Книжки не читаешь, так хоть голову включай!
В общем, Юрка - всё, старшина и Саша пытаются прорваться на грузовике к нашим. И вот они выезжают на наши позиции. То есть, туда, где они были ранее. А там - все убиты. Ну да, бюджета фильма не хватило даже на звуки боя. Убиты все - и точка. Как, что - неважно. Тьфу ещё раз.
Немецкий грузовик был как нельзя кстати гружён под завязку ящиками с минами. Старшина разгоняет грузовик в колонну немецкой техники и командует Саше прыгать. Взрыв…
И тут, внезапно, весна 45-го. Надя, которая всегда мечтала поступать в медицинский, отчего-то стала снайпером. И вот как-то сидит она у костерка, поёт песню, а тут из темноты выходит капитан Саша. Живой. Щастье, радость…
А завёлся неподалёку немецкий снайпер. Отстреливал офицеров. Причём весьма эффективно. Надин командир, лейтенант, поручил Наде и её боевой подруге вычислить и замочить негодяя. И что бы вы думали? Надя поползла охотиться или что-то в этом роде? Ни фига подобного! Где она сидела, получив задачу, тут же, не вставая, высунула винтовку в дырку в бруствере, нахмурила брови и стала ждать, когда же вражина проявит себя. А рядом с той дыркой была ещё одна, туда сунула винтовку её подруга. Наверное, лейтенант их достал, вот они и высунули винтовки - типа отчитались, изобразили работу.
Посидели-посидели, стало скучно, слабоумная подруга надела офицерскую фуражку и стала прохаживаться, изображая лейтенанта.
Дырка в голове тут же не преминула появиться. Надя опять нахмурила брови, но так и не увидела, кто, откуда стрелял. Хороши снайперши, сразу видно - профессионалки, всю войну прошли.
А тут как раз Саша нашёлся. Немецкий снайпер пошаливает в округе… что же делать? Правильно - пойти на опушку пообниматься! Немец, когда стрелял, наверное, слёзы умиления смахивал. В общем, Саша - всё.
Надя озлобилась и решила наконец-то замочить засранца. Не, ну а чо он. Ладно, каких-то непонятных офицеров отстреливал - их в армии много, ещё пришлют. А тут - Сашу подстрелил. Простимулировал, так сказать.
И теперь-то Надя, как положено, выдвинулась вперёд, на нейтралку, и оттуда сняла вражину.
И вы говорите - «Битва за Севастополь» - хрень? Хе-хе.
Вот и конец войне. Вернулся с фронта недостреленный Коля и неожиданно женился на Гале, Генкиной сестре. Вот так единственные молодые люди в сериале, которые не были ни в кого влюблены, обрели счастье.
Гляжу я на свадьбу, а за столом поднимает тосты тот самый старшина Зайцев, который направил машину со взрывчаткой на врага! Ну нормальный же подвиг получился, у зрителей кулаки сжались, когда старшина погиб. А он - жив-живёхонек, бухает сидит! Зачем его оживили? Ну лишнее же, абсолютно! Старшина «Маманя» Зайцев просто обязан был погибнуть, и точка!
Хотя, может, монтажёр случайно примонтировал к фильму пьянку после съёмок?
Финальная сцена - все сажают деревца, подметают, Надя тоже что-то там шерстит, и тут откуда ни возьмись, выживший Саша. Зе вери хэппи енд.
Халтура, ребята. Пусть и не столь ужасающая.
Возвращаясь к мысли - почему бы не смонтировать фильм из этого материала. На это у меня три причины. Первая - сюжетная линия курсанта Юры Холодова. Юру из фильма не выкинешь, а его отстрел товарища и гибель от инопланетной немецкой тётки - это ж просто позор какой-то. Вторая причина - «украденная» у зрителей сцена последнего боя курсантов. Она обязана присутствовать в фильме, а её нет. Третья - действие фильма должно было закончиться в 41-м, как и началось. Пусть без хэппи-энда, с тревожной неизвестностью впереди. Лишние розовые сопли для домохозяек про 45-й год изрядно подпортили фильм и смазали весь финал.
Да и нормального источника в Интернете я не нашёл, так как фильм транслировался только на украинском канале «Интер» и в углу экрана постоянно маячит надпись «Едина Украина».
Эх. Ведь могут же снимать кино, а вместо этого снимают… сериалы.