Дорогая и никому не нужная игрушка

Aug 22, 2023 06:13

Все же знают сервис объявлений "Авито"? Там можно найти всё - от памперсов, посуды, одежды, бытовой техники до автомобилей, квартир, и даже карьерных самосвалов. Но можно встретить и вот такие объявления:




Да-да, это звезда выставок ЭКСПО-1520`2017 и ЭКСПО-1520`2019, электровоз 2ЭВ120 "Князь Владимир". Да я и сам его там снимал - раз:




Два:




И двумя годами позже - три:




Кто-то скажет, что он выглядит, как кирпич кирпичом - но не соглашусь. Во-первых, в живую, а не на фотографиях он смотрится совсем иначе. А во-вторых - это же грузовой локомотив, а не скоростной пассажирский состав, его задача - тащить тяжёлый поезд...

Хотя, впрочем, создатели этого электровоза мыслили как раз иначе. Цифра 120 в названии электровоза - 2ЭВ120 - обозначает именно, что задуманную конструкционную скорость в 120 км/ч. Вообще, сам этот электровоз начал производится в 2015 году на специально созданном для этого четырьмя годами ранее абсолютно новом предприятии, усилиями совместно правительства Саратовской области, Внешэкономбанка, и канадской компании "Бомбардье", и пафосно названном "Первой локомотивной компанией". Хотя с какого бы перепугу её быть первой - отечественный Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), к тому времени, строил электровозы уже целых шестьдесят четыре года! - да и "Уральские локомотивы" выпускали свои "Синары" уже три года, как.

Но, похоже, тут дело в конкуренции. Ведь партнёром "Уральских локомотивов" был немецкий "Сименс", а Трансмашхолдинга, к которому относился НЭВЗ - французский "Альстом". Вообще, Российские железные дороги (РЖД) на тот момент вполне устраивало существующее положение дел. Но... всего есть какое-то "но". Вы же помните начало двухтысячных, когда существовавшее до этого крепкое единое Министерство путей сообщения - МПС - раздербанили, и превратили в некое это самое "РЖД", с кучей мутных "дочек", где каждая - сама за себя, и сама пытается урвать свою копеечку? Вот в рамках этого раздербанивания и возникла идея создания кучи разных перевозчиков - с тем, что бы у каждого из них был свой парк локомотивов. Тут эта самая Первая локомотивная компания - ПЛК - пришлась очень кстати. Так и появился электровоз 2ЭВ120 - что расшифровывается, как "двухсекционный Электровоз Волжский" ("волжский - потому, что завод, эти электровозы строивший, располагался в городе Энгельс, что прямо напротив Саратова), с конструкционной скоростью 120 километров в час". Скорость, кстати, после испытаний увеличили до 140 км/ч - но индекс менять не стали. А сам электровоз получил пафосное имя "Князь Владимир":




Сама концепция локомотива была неплоха. Электровоз двойного питания, могущий водить поезда весом 7000 - 9000 тонн при температурах наружного воздуха от -55 до +45 градусов Цельсия, работать как на постоянном, так и на переменном токе; с асинхронными двигателями; с высокой скоростью - весьма превышавшей скорости подавляющего большинства работавших тогда на наших железных дорогах электровозов серий ВЛ10/11 и ВЛ80; имеющий дополнительный дизельный двигатель, для возможности совершения манёвров на неэлектрифицированных путях; с гораздо бОльшим комфортом для работы локомотивной бригады... да-да, всё было бы хорошо. Если бы не второе "но".

Основной заказчик - Российские железные дороги - передумали, и отказались заказывать себе этот электровоз. Почему? А дорого, комплектующие и запчасти импортные. Та же управляющая электроника, да и тяговые двигатели - всё импортное! Ремонтной базы нет - обученного персонала нет, и не предвидится: железнодорожные ПТУ и техникумы уничтожены, да если и остались - в них не идёт почти никто, все хотят быть менеджерами, которым платят больше в разы. Полигонов для постоянной эксплуатации таких локомотивов нет - ну где у нас участки, где все грузовые поезда гоняют со скоростями сто двадцать километров в час?.. Так что будем и дальше ездить на локомотивах шестидесятилетней давности. Так надёжнее. И проще жить.

Собственно, на этом вся история и закончилась. ПЛК успела собрать два ходовых локомотива - тех самых, кочевавших по выставкам. Пытались договориться с иностранцами, что бы поставлять электровоз на экспорт. Но дело в том, что "Князь Владимир" создан на базе давно эксплуатируемых в той же Европе электровозов серии TRAXX всё той же "Бомбардье" - а зачем менять шило на мыло, тем более что в Европе не так уж много участков, где нужен двухсекционный локомотив. Там просто нет таких тяжёлых составов, как на наших железных дорогах; ну, а если вдруг будет такой - всегда можно соединить два, а то и три односекционных электровоза по системе многих единиц. Вполне давнишняя, и обычная практика.

Ну, а два построенных, и покочевавших по выставкам электровоза 2ЭВ120 нынче продаются на "Авито". Как какая-нибудь б/ушная детская коляска. Судя по тому, что продаются они в Энгельсе - надо полагать, что находятся они на территории той самой ПЛК - "Первой локомотивной компании". Тоже бывшей уже. В 2020 году она признана банкротом - судом Саратовской области, правительство которой стояло у истоков её создания. Вот они, гримасы нашего времени. Ну и, конечно, нужно учитывать участие иностранных компаний - как "Бомбардье" в случае с ПЛК, так и "Сименса" с "Альстомом" в условиях современных реалий. Нету их нынче тут, ушли. Не буду разворачивать - вы и сами всё понимаете.

В общем, в очередной раз повторился тэзис, что история ничему не учит: ибо полностью повторился сценарий пятнадцатилетней давности с тепловозом ТЭРА1: опять же совместное российско-американское детище Людиновского тепловозостроительного завода и "Дженерал Моторс", так же построенном в двух экземплярах с отечественной ходовой частью и импортной начинкой. Правда, один из двух построенных ТЭРА1 всё-таки трудится на частном предприятии, да и Людиновской завод вполне жив. А вот второй тепловоз ТЭРА1 точно так же, как и 2ЭВ120, продаётся на Авито.

Ну, а нам осталось разглядывать фоточки из "авитовского" объявления. Хорошие фотки, кстати. Вот "Князь Владимир" №002 во всей своей красе. Тот самый, которого я дважды снимал в 2017 и 2019 годах:




Кабина:




Она же изнутри:




Ну и табличка завода-изготовителя...




Там ещё много фоток, с разных ракурсов, и снаружи, и изнутри - смотрите, пока ссылка жива, не пожалеете. Хотя я сильно сомневаюсь, что эти электровозы - довольно специфические по своим характеристикам - кто-то купит для эксплуатации на железной дороге.

Их бы в музей...

P.S.Sic transit gloria mundi. Это по-латыни, Так проходит мирская слава. Фраза, с которой обращаются к будущему Папе Римскому во время возведения его в этот сан, сжигая при этом перед ним кусок ткани в знак призрачности земного существования. Короче - нет ничего вечного - даже из того, что было когда-то очень известным...

2ЭВ120, локомотивы, ЭКСПО-1520, железная дорога

Previous post Next post
Up