В минувшую субботу, 15 апреля, в Москве состоялся традиционный Парад трамваев. Московскому трамваю,
в отличие от троллейбуса, ничего пока не грозит - так, что -
Я, наученный тем опытом, что соваться на площадку, где будет производиться мероприятие, не стОит от слова совершенно - ибо всё там будет запружено народом - решил ловить трамвайчики на их маршруте от депо имени Апакова на Шаболовке к месту проведения мероприятия на Чистых прудах. Поэтому занял диспозицию на площади Яузских ворот, в самом начале Яузского бульвара.
И не прогадал: место оказалось замечательным - хотя задний план слегка портило задрапированное здание строящегося Выставочно-делового центра частных коллекций (так оно называется):
Едут!!!
За ДПС-ной Бэхой - классическая двадцать первая Волга. Как она чётко по трамвайной колее идёт! ;):
А вот и трамваи. Первым номером на самой экспозиции выступала конка - но устроители решили лошадок не мучить, и конка стартовала с кольца на Чистопрудном бульваре. А тут первым номером шёл трамвай Ф ("Фонарный") с прицепным вагоном Н ("Нюрнбергский"):
Оказывается, очень многие знают, что Ф означает "фонарный", - но очень немногие знают, что за фонарь имеется в виду. Посмотрите на крышу этого трамвая. Видите там остеклённую надстройку? Вот это и есть фонарь - конструкция, позволяющая дополнительно осветить салон вагона естественным освещением. Сам вагон №164 построен в Мытищах в 1908 году - в следующем году ему стукнет сто десять лет. А он вполне себе ездит:
Параллельно едет машина, из которой ведётся видеосъёмка:
Следующим идёт трамвай БФ (безфонарный. Да-да - всё просто: у него нет на крыше фонаря-надстройки):
Вагон 1927 года постройки:
Следующим едет кинозвезда - вагон КМ (Коломенский моторный) №2170 с прицепом КП (Коломенский прицепной). Именно в этом самом трамвае Жеглов с Шараповым ловили Кирпича:
Ну, и не только. Этот трамвай, 1930 года постройки, снялся в куче отечественных кинофильмов:
А вот и МТВ-82 1948 года постройки - настоящий москвич, ибо построен на Тушинском авиастроительном заводе:
Настоящий московский трамвай, с типичной, для тех лет, московской схемой окраса - с ниспадающей к корме поясной линией:
Производство трамваев МТВ было, в своё время, передано в Ригу - где и появилась его дальнейшая реинкарнация РВЗ-6:
РВЗ-6 №222 был построен в 1965 году... и в Москве никогда не эксплуатировался. А ездил в подмосковной Коломне. Я на таких катался в Ногинске, и в Минске. Да и вообще РВЗ-6 в Москве не прижились:
А вот и Татра Т-2. Год рождения этого вагона - 1960:
Говорят, что чехословаки, строя этот трамвай, скопировали его с северо-американского PCC. Если это и так - то скопировали они только его внешность - полностью проигнорировав саму концепцию PCC, очень и очень грамотную: разделение пассажиров в транспортном средстве на "ближних" и "дальних", с выделением каждым из них отдельных зон. До этого такую же ошибку сделали наши... и делали её ещё очень долго. Но об этой концепции - разговор отдельный:
Татра Т-3, вагон №1897 1972 года постройки:
Та же ошибка, то же игнорирование концепции PCC...
Татра Т-6 Б5:
Было их в Москве всего две штуки, а это первый из них:
Тоже следует в колонне! ;)
Татра Т-7В5, выпускалась с 1988 по 1993 годы :
А было их в Москве всего шесть единиц:
А вот этот - один-единственный. В мире, вообще:
Питерский ЛМ-2000, из-за своей оригинальной передней светотехники прозванный "Циклопом". Создан в 2001 году для замены старых Татр-Т3, которые отъездили своё - а новые отечественные трамвайные вагоны не могли их заменить из-за своих габаритов, ибо просто не влезали в старые здания депо:
Но он так, одним-единственным, и остался. У нас научились делать зауженными усть-катавские вагоны. А вот - относительная московская трамвайная новинка:
Тверской 71-931М «Витязь-М»:
Дальше пошли служебные вагоны:
Вагон Службы контактной сети:
Следующим за ним шёл вагон-рельсотранспортер РТ-3:
Поначалу бодро шёл:
За рельсотранспортёром катился снегоочиститель ГС-4:
А за ним - новенький вагон-снегоочиститель "РОСТ":
ГС-4 вдруг взял, и резко остановился:
Остановив и всё дальнейшее движение остальной колонны:
Оказалось, на подъёме внезапно "заглох" вагон-рельсотранспортёр. Просто заглох - и всё. И покатился, поначалу, назад - прямо на затормозивший прямо за ним снегоочиститель ГС-4, который начал отчаянно звенеть сигнальным звонком. Рельсотранспортёр затормозил, и наглухо встал. Но надо отдать должное организаторам - тут же подлетел тягач-эвакуатор, следовавший сзади в колонне:
Организаторы собрались, и принялись решать: цепляем? Не цепляем?
Как оказалось - у рельсотранспортёра на подъёме приоспустился пантограф, и перестал касаться контактной сети:
-Ну, что делать будем?
Самый смелый отважно лезет на крышу вагона:
И вручную поднимает пантограф. Ура, заработало!!!
Ещё одна техничка подлетела - но поздно уже:
Колонна двинулась дальше. Новенький снегочист:
Дальше - ещё технички. Новая, на шасси ГАЗона-НЕКСТ (а вы в курсе, что у этой модификации - с двойной кабиной, заднее сиденье трансформируется в спальную полку? ;)):
Техничка-Унимог, которая может ездить по рельсам. Если нужно ;)
Техничка-Вольво:
Ну, и завершение колонны:
Спасибо терпеливым автомобилистам, дождавшимся прохождения всей трамвайной колонны. Не спасибо нетерпеливым, особенно той барышне на Киа-Соул, пытавшейся брать инспектора ГИБДД - который слева в кадре - перекрывавшего движение для прохода колонны трамваев, на испуг своим упёртым бибиканием. Инспектору - респект за терпение. Вам всем - спасибо за внимание :)