Как-то раз, на досуге, я взламывал изучал через Интернет архивы Центрального разведывательного управления США. И, совершенно от нечего делать, набрал в тамошнем поиске "Фрязино". И тут мне кааак выдало!
Наш город в отчётах американской разведки появляется в конце сороковых годов, когда стало известно о создании во Фрязино НИИ-160 - нынешнего "Истока", главного и градообразующего фрязинского предприятия. И знаете, что я скажу? Даже моего скудного знания английского вполне хватило на то, что бы понять, что американская разведка была превосходно осведомлена и о структуре института, и о ведущихся в нём исследованиях, и о создаваемых приборах, и о его сотрудниках. Например,
вот этот документ, наверняка, заинтересует уважаемого
hedgehoginahaze - ибо в нём перечислены фамилии немецких специалистов, работавших в НИИ-160. И там далеко не один такой документ. То есть, забугорная разведка работала в послевоенном СССР весьма плотно, и плодотворно. Вот - а некоторые из наших сограждан любят воздевать руки к небу: да у вас всех повальная шпиономания, да вы все параноики... А вы полистайте, полистайте
эти документы. Лично я, после такого листания, озадачился вопросом - то ли Фрязино, действительно, было наводнено американскими Джеймсами Бондами, то ли наша контрразведка мышей совсем не ловила.
Но Бог с ними, с оборонными секретами. Мне в одном из докладов, больше всего, понравилась карта тогдашнего - декабрь 1950 года - ещё не города, а рабочего посёлка Фрязино. Это даже не карта, а самая настоящая трёхмерная схема:
Это, без преувеличения, жемчужина. Если открыть схему в
полном размере, её можно разглядывать бесконечно. Тем более, что практически все - все! - городские объекты там подписаны цифрами, а в
сопроводительном документе расписано, что какая цифра обозначает. В принципе, и без цифр можно разглядеть озеро Большое (кстати, тут видно, что Вороний остров на нём был шестьдесят шесть лет назад полуостровом); станцию Фрязино-товарная обозначенную цифрой 20 (интересно, что за станционным зданием обозначены ещё два пути, ведущие к какому-то пакгаузу; сейчас это территория базы Госрадиокомплект); №21 - существующая и поныне
железнодорожная ветка к бывшей воинской части - на схеме она обозначена, как Military camp - военный лагерь; ну, а №47 - Road from freight station to military camp - дорога от товарной станции к военному лагерю - это нынешняя Станционная улица. Причём честно написано, что она unbound sand and stone - из песка и камня, то есть, говоря по русски, просёлок.
Ну, а выше ещё интереснее. Прямо выше воинской части виден посёлок финских домов, построенный для специалистов, вывезенных из Германии. Левее его - хаотичная кучка каких-то построек под номером 56, подписанная, как Temporary hutments for re-settled Ukrainians (employed in the Institute). - "Временные бараки для вновь прибывших украинцев (работающих в Институте)". Звучит загадочно - если не знать, что это так называемый Посёлок грабарей - понаехавших, в прямом смысле слова - на собственных ломовых телегах, рабочих с Украины, занятых на строительстве НИИ-160. Улицы Ленина нет ещё вообще. Комсомольской, Попова, Горького - тоже. Центральную и Институтскую можно увидеть, как и квартал довоенных 4-5-этажных домов. И другой квартал - домов "стандартных". Правда, на Институтской куда-то потерялся дом 10, стоящий между домом с аркой (который и обозначен, как "№10", хотя он №8, и угловым "ребровским" домом). Зато, даже, керосиновая лавка, известная по рассказам старожилов, под №72 на месте. Ну, и территория НИИ-160, разумеется - занимающая площадь чуть ли не бОльшую, чем сам тогдашний посёлок Фрязино.
В общем, увеличивайте, разглядывайте, и наслаждайтесь. Думаю, в первую очередь эта схема будет интересна моим фрязинским землякам. Ну, и жители других населённых пунктов - присоединяйтесь :)
Р.S. Насчёт взлома сайта ЦРУ - это я пошутил :) Просто Центральное разведывательное агентство США, незадолго до наступления Нового, 2017 года, открыло часть своих
архивов. Там много чего интересного, касающегося прямой деятельности этой организации, в том числе, и разведывательная деятельность против СССР.
Добавил переведённые с сопроводительной записки подписи к циферкам на схеме. Курсивом - мои замечания:
1. Главный вход сотрудников НИИ-160.
2. Главные въездные ворота НИИ-160, и бюро пропусков.
3. Второй вход, для подконвойных.
4. Железнодорожные ворота.
5. Двухметровый забор из железобетонных плит.
6. Автотранспортный цех.
7. Открытая автостоянка.
8. Пешеходная дорожка.
9. Административное здание и учебный корпус для молодых инженеров.
10. Основной цех по производству ламп.
11. Научный институт №160 (НИИ 160).
12. Литейный цех, стекольный цех.
13. Дымовая труба.
14. ОКБМ = технологический цех, с собственным конструкторским бюро.
15. Новые лабораторные корпуса НИИ 160.
16. Водородные аэростаты (из ткани).
17. Слесарная мастерская.
18. Строящаяся железнодорожная ветка.
19. Электрифицированная железнодорожная линия Фрязино - Болшево (одноколейная).
20. Заброшенный железнодорожный вокзал и товарная станция.
21. Железнодорожная ветка к военному лагерю.
22. Новая пассажирская станция Фрязино.
23. Здание кинотеатра и клуба.
24. Лагерь уголовных заключённых. (ОЛП-21 - Отдельный лагерный пункт №21, существовавший в 1946 - 1953 годах).
25. Строящиеся объекты (предназначение не установлено).
26. Две параллельные линии электропередачи.
27. Дорога в Ивантеевку.
28. Дорога в Сабурово.
29. Дорога в пионерский лагерь.
30. Пионерский лагерь (лагерь политической молодёжи).
31. Озеро.
32. Смолокурня (долго я ломал голову, что такое Tar-boiling).
33. Дорога в Сабурово.
34. Пруд.
35. Деревня Старое Фрязино.
36. Тропа в Гребнево и ….?.... (неразборчиво; Семашко, Севашко, Севачко?) санаторий. (мы-то знаем, что имени Семашко - да, вот только, он был ликвидирован в 1938 году).
37. Ручей. (речка Любасеевка).
38. Очистная станция сточных вод, с резервуарами.
39. Пруд.
40. Деревянный мост для движения к институту.
41. Дорога, ведущая к институту.
42. Дорога в Трубино и Фряново (извилистая) (асфальтированная).
43. Дорога в Щёлково (асфальтированная).
44. Подъездная дорога к военному лагерю.
45. Местная дорога.
46. Дорога к товарной станции (асфальтированная).
47. Дорога от товарной станции к военному лагерю (смешанный песок и камни).
48. Военный лагерь.
49. Главный вход военного лагеря.
50. Тыльный вход военного лагеря для доставки грузов с товарной станции.
51. Военизированный сторожевой пост с телефоном.
52. Ремонтная мастерская военной техники.
53. Казармы.
54. Питомник служебных собак.
55. Спортивная площадка.
56. Временные бараки для вновь прибывших украинцев (работающих в Институте).
57. Быстровозводимые дома финского типа.
58. Новые шлакоблочные дома.
59. Так называемые «стандартные» дома (двухэтажные, деревянные дома) с плохо оштукатуренными стенами.
60. Школа.
61. Школьная спортплощадка.
62. Почта и местная администрация (в тексте - «офис бургомистра»).
63. Аптека.
64. Больница.
65. Новые дома (двухэтажные).
66. Дом 12 (каменный, четырёхэтажный), заселён немцами.
67. Дом 10 (каменный, четырёхэтажный), заселён немцами.
68. Арочные ворота с магазинами (текстильные товары) слева и справа.
69. Каменный дом (четырёхэтажный).
70. Магазины.
71. Автобусная остановка маршрута Москва - Фрязино - Трубино.
72. Керосиновая лавка.
73. Сараи для дров и живности.
74. Рынок.
75. Заправочная станция с небольшим магазином.
76. Чижово (деревня).
77. Новое клубное здание в стадии строительства, незаконченная конструкция.
78. Строящиеся дома.
79. Небольшой цех (пилорама).
80. Лесная дорога (непроходимая).
А тут много интересного :)